Читая Бунина

Nov 23, 2020 19:21




Потихоньку восстанавливая своё здоровье, вновь заполняю лакуны в русской классике. Или не лакуны, а просто перечитываю заново. На сей раз - Ивана Алексеевича Бунина, его рассказы, начиная с 1923 года примерно, ибо ранний, дореволюционный Бунин, "критический реалист", мне неинтересен.
Зато вот этот Бунин очень интересен. Прежде всего, меня поразил трагизм его мироощущения, разлитый во всех рассказах того периода, и коротеньких, на страничку, и более подробных, на двух-трех из которых хочу остановиться отдельно.
Трагизм этот логичен, ведь Бунин в те годы навсегда потерял свою родную страну, был вынужден удалиться в эмиграцию, потому что с советской властью оказался несовместим. Но не с Россией! Ну да это известная тема, лишний раз ее муссировать не вижу смысла.
Именно поэтому все страницы этих рассказов, буквально все, проникнуты трагическим ощущением бытия. Но это если в целом, а есть ведь еще в частности...

Итак, "Митина любовь". Главного героя обзывают "тамбовским Вертером", Хотя Вертер не просил сельского старосту устроить ему соитие с глупой деревенской девкой, причем замужней (!), в шалаше, что устроил этот самый Митя, персонаж с гнильцой.
При этом он безумно любит некую Катю, по которой страдает, а когда узнаёт, что она его бросила, кончает с собой. Вот насчет этой Кати требуется определенное уточнение. Бунин не любил, не понимал театр, и причастность к этой сфере деятельности уже была для него своего рода дурным "маркером", а Катя - как раз актриса и "без ума от искусства", потому и уезжает куда-то прочь от Мити с режиссером. Для Бунина уже сама такая предрасположенность девушки порочна, а выписана с особой чувственностью, чисто бунинской.
При том, что и Митя - патологический тип, с его метаниями по деревенским девкам, тоже описанными с элементами эротизма.

Актриса и главная героиня рассказа "Дело корнета Елагина", убитая своим возлюбленным, но там всё вместе - истая декадентщина, начиная с героини, с ее весьма специфическими представлениями о нравственности в том числе, и вновь без театра не обошлось! Рассказ, кстати, страшный - но он отражает ситуацию fin de siècle, сложившуюся в России, строго говоря, независимо от всяких большевиков и революций.

Ну и еще великолепный рассказ "Солнечный удар" (к тупому фильму Н. Михалкова не имеющий никакого отношения), где воде бы не происходит ничего, кроме внезапного акта любви двух незнакомых людей - некоего поручика и анонимной замужней дамы, случайно встретившихся на пароходе, а потом в жаркой гостинице некоего волжского города... Но и на этом событии лежит трагический отсвет.

чтение-1, гениальное, литературное

Previous post Next post
Up