Этот долг я тоже считаю нужным отдать. Когда скончался Роман Виктюк, я только выписался из больницы, ничего толкового написать не мог, а отделываться формальными скорбными фразами не хотелось.
Роман Григорьевич был очень талантливым человеком, и не только в области режиссуры, я помню его великолепные, тонкие и умные комментарии к постановке оперы Верди "Отелло", показанной на канале Культура. Щедро, богато одаренная творческая натура, но - со своими особенностями и заморочками. О них можно было бы не упоминать, если бы эти особенности, этот специфический подход оставался сугубо личным делом.
Но...
До поры до времени, а еще точнее - до поздней перестройки, пока советская власть контролировала театральное искусство, Виктюк в своих многочисленных постановках в самых разных театрах никаким образом не демонстрировал особенности своей личности, и не только творческой. Не все его спектакли мне тогда нравились одинаково, "Царскую охоту" в театре имени Моссовета я не оценил, она показалось мне банальной исторической мелодрамой, да и прекрасная Маргарита Терехова не произвела тогда на меня впечатления.
А вот его спектакли по пьесам Людмилы Петрушевской, в полуподпольных маленьких залах - это было здорово! Настоящий психологический театр, доходящий до натурализма, но не переступающий грань.
И еще Виктюк создал идеальную телевизионную версию пьесы Гоголя "Игроки". Один из лучших телеспектаклей ХХ века (мне есть с чем сравнивать). Он поставил еще один крепкий, достойный телеспектакль - "Манон Леско" с той же Маргаритой Тереховой, его любимой актрисой в тот период.
А потом рухнули все препоны и запреты, и - появились "Служанки" Жана Жене в театре "Сатирикон". Тот спектакль мне довелось посмотреть.
Это было талантливо, да можно тут применить многие красочные эпитеты. Что только усугубляло ощущение ужаса от вакханалии, дикой психологической оргии. Извращение, перверзия, умноженные на талант, дают жуткий результат. Содержание постановки было такое, если кто не знает: три мужика переодеваются в женские платья и на протяжении всего спектакля изображают из себя женщин. Так сказать, превращаются в них, сливаются с женскими образами вплоть до поглощения - НЕ ТАК, как Калягин в знаменитой кинокомедии, а так, что в какой-то момент перестаёшь понимать, кто это - переодетые мужчины или реальные женщины.
Безусловно, это требовало виртуозности от актеров, среди которых я помню только Константина Райкина, и они все трое блестяще справлялись с поставленными перед ними задачами и сверхзадачами. Но зачем?
Зачем это нужно было драматургу, понятно. Хотя в оригинале не было требования, чтобы женские роли играли мужчины. Но это частности. Жан Жене был идейный гомосексуалист, проповедовал "половой релятивизм", свободу и пресловутую толерантность без берегов (Жене начинал свою "карьеру" как вор, попутно писал пьесы, но продолжал воровать, и когда попался и получил срок, группа французских писателей во главе с Жан Поль Сартром обратилась с гневным требованием освободить талантливого извращенца). В своем творчестве - здесь это слово уместно - Жан Жене доходил до любования пороком. Но это, в конце концов, было его дело, его проблема, и пусть французы сами с этим разбираются. Вернемся в Россию.
Зачем этой сверхзадачей озаботился Роман Виктюк, тоже понятно, но тут я из уважения к его памяти воздержусь от подробностей.
В любом случае с того времени театр Виктюка стал для меня чужд и абсолютно неприемлем. Я принципиально не посещал его постановки, да потом и вовсе перестал ходить в театр.
Что ж, каждый художник - а Роман Григорьевич Виктюк был истинным художником - идет своим путем, и было правильно, что у него появился свой собственный театр. Наверное, это было кому-нибудь нужно.
И всегда жаль, когда от нас уходит талантливый человек. Да упокоится с миром.
Те самые замечательные "Игроки"
Click to view
Еще
Служанки. Фрагмент. Что было понятно, о чем речь. В Ютьюбе есть и полная версия, можете поглядеть
Click to view