День отъезда с самого начала не заладился, все время чего-то не хватало, да и погода обещала быть жаркой. Выезд состоялся только к обеду.
Одесская трасса показалась не такой прекрасной, как обычно, и это вовсе не связано с багажом.
Темп был невысокий, в начале пути это "по статусу положено", да и быстро идти не хотелось. Это как раз та самая сотня, которую нужно проехать, зная, что шанс увидеть какой-нибудь сюрприз очень мал. Так сказать, рабочие будни.
Время ночлега как раз пришло на район Хаджибейского (на фото) и Куяльницкого лиманов. Желания пойти на корм комарам, которые иногда нападали даже на ходу, не было, поэтому разбивать лагерь пришлось в глубоких сумерках по дороге на Николаев.
Особая радость в путешествии - проснуться в палатке в лесу в каком-нибудь новом месте. Именно так тогда и вышло. Затем путь был продолжен.
Через некоторое количество километров меня ожидал сюрприз. Меня догнал велопутешественник из Софии Вячеслав Стоянов. Его маршрут - обойти вокруг Черного моря за два месяца. Он в пути восьмой день, причем свои сроки он уже немного опережал на тот момент. Его цель - продвижение идеи "Жизнь без мусора". Глобальная проблема всех - это, как можно выразиться иначе - ничья проблема, а когда тебе об этом напоминает человек, у которого на велосипеде флаг иностранного государства, то чувства возникают иные. Понятное дело, мусор убирать никто за кем не будет, а вот напомнить о глобальной проблеме таким образом очень даже можно. За последние десять лет окружающая среда терпит мусора больше, чем когда бы то ни было, а пластик, как известно, гниет не десять и даже не сто лет.. В некоторых городах Крыма запланированы мероприятия по защите окружающей среды от мусора с участием гостя из Болгарии. Все очень просто: свой пластиковый стаканчик в следующий раз нужно кинуть в мусорку.
Темп Славы был выше, поэтому свой я увеличил. Это не составило никаких неудобств, однако, как его можно будет держать шестьдесят дней, для моих ног так и останется загадкой.
Совместная ночевка вышла отличной. Ужин, костер, картошка. Ночью поодаль вовсю гремел дождь, наши палатки слегка потерзал ветер и немного поморосило.
За Херсоном наши пути разошлись, он пошел на юг, в Крым, а я на Новую Каховку, на восток. Пожелав друг другу удачи, каждый пошел своей дорогой.
У Славы есть
сайт, правда он пока только на болгарском и английском. А
тут фотогалерея нашего общего отрезка пути.
Дальнейшая местность становилась степью все больше и больше. У дороги стояла небольшая церковь, и место массового захоронения времен голода 1932-33.. Периодически стояли небольшие искусственные насыпи со статуей вверху (на фото), к которым вела тропа. Статуи были монголоидного телосложения, напоминали о монголо-татарском иге и внушали некоторый страх "из глубины веков".
Новая Каховка примечательна своей ГЭС которой она вообще обязана своим существованием. Одна из "великих строек коммунизма" 1950-1956 была реставрирована в 2006.
За Новой Каховкой расположился небольшой городок Таврийск. Чистый, небольшой и уютный, он оставил самые лучшие воспоминания. На фото "Центр систем орошения". Очень характерный вид.
За городом в стороне остался аграрный институт. Действительно, в этой местности значение орошения трудно переоценить, и за отовсюду торчащими номерами телефонов, по которым можно купить лук оптом, стоит огромная работа. Тут работает капельное орошение, и не только капельное, причем действительно работает по сей день и система полива отлажена.
Немного удивила деревня Червоный Перекоп. Дорога на ровном месте делает изгиб, причем по всей деревне лежит свежий асфальт, который лежит не только на главной дороге, деревенские дороги отделаны также. По очереди встретил троих велосипедистов, каждый независимо друг от друга ехал по левой стороне дороги. Сразу вспомнил историю из глубокого детства, когда в центре поселка милиционер за подобное действо спустил колесо и тем самым нанес тяжелый удар хрупкому детскому самолюбию. Вот такие тут самобытные нравы, в деревне..
Стояла отличная погода в этот день, которой, наверное, был бы доволен всякий. У дороги давно не было лесополосы, мягко светило степное солнце и все предметы оставляли длинные тени. В полях чудесно пели какие-то птички, и только некоторая морось изредка напоминала заезжему велосипедисту о том, что он еще не попал в рай.
Утром снова пели полевые птички, и, как мне показалось, я вообще не уловил момента, когда они отходили ко сну. Не пели же всю ночь?!
На дороге как-то появился указатель "Аскания-Нова xx км". "Не заехать ли?" - мелькнула мысль. Темп я не сбавлял после расставания со Славой, и, можно сказать, что не сомневался, что доехал бы в Кирилловку сегодня же, тем более что стояло раннее утро. Но спешить было некуда, и в Софиевке я свернул. Бешеной собаке семь верст не крюк.
Деревни на пути было две. Собственно Софиевка и Маркеев, на который была грунтовка. В деревнях тут несладко, можно сказать, еще хуже, чем в наших краях. Много разрушенных домов, как правило за селом, а иногда они перемежаются с остальными и в самом селе. Людей очень мало. Еле нашел кого спросить как выйти на Маркеев, потому что на деле этой самой грунтовки почти не видно.
Аскания удивила. "Биосферный заповедник Аскания-Нова" - надпись на карте с небольшой огороженной площадью - это был предел моих знаний об этом месте до этого дня. Сегодня это парк и зоопарк. Это место показывает, что может произойти с природой, если человек не будет ей врагом.
В 1874 году в свои одиннадцать Фридрих Фальц-Фейн, получил от отца подарок - проволочный вольер для птиц в 9 кв. метров. Это стало началом. Земли достались в наследство от матери. Местом была выбрана небольшая впадина, которая была ниже окрестных степей на 27 метров, и это позволило использовать арычную систему полива. Парк задуман трехуровневым, поэтому зелено тут повсюду. Стоит только зайти под кроны деревьев, сразу веет прохладой, влажность тут выше на пятнадцать процентов. После развала СССР заповеднику был выставлен неподъемный счет за воду, поэтому пришлось переходить на "автономку", воду с тех пор и по сей день тут добывают из артезианки.
Некоторых птиц тут вообще никто не держит, все, кроме кур, попугаев и фазанов, живут в открытых вольерах и всегда могут спокойно улететь. Водоплавающие все в открытых водоемах. Некоторые улетают. Но, для птиц тут - рай на земле, и, понятное дело, почти все возвращаются. Оказывается, кольцевание птиц было придумано и впервые применялось тут, чтоб знать, куда птицы отсюда улетают. Таким образом были установлены места зимовок. Красавцы-павлины тут вообще чувствуют себя вольготно, их на местных дорожках как дворняг по городу...
А в одном месте собраны с окрестностей статуи, подобные той, что мне попалась ранее. Оказывается, им поклонялись еще половцы.
Так незаметно прошла двухчасовая экскурсия и шел третий час. Через некоторое время по знакомым переулкам я вернулся в Софиевку, в которой очень лихо пошел ливень, от которого я спрятался на остановке. Дождь шел менее десяти минут, а еще через десять дорога была уже почти сухая. Погода в степи крайне переменчива. Ветер отнес грозовые тучи к югу.
Тем временем, я свернул на восток, на дорогу, которая шла у центрального магистрального канала. Меня поначалу удивил тот факт, что никакого указателя не было, потому что повсюду их хватало. Дорога была хорошая, лишь изредка прямые трещины говорили, что все тут держится на бетонке. Легкий попутный ветерок делал скорость высокой, а на юге гнал вперед большие дождевые тучи, которые вовсю разили дождем. Но было видно, что потенциал у них надолго.
И в этот момент небо решило, чтоб я во второй раз зашел еще раз в одну и ту же воду. Ветер стал южным. Тучи, что были уже впереди, пошли на север. Дождю быть.
Под дождь я не попал, по сторонам лишь слегка штормило и моросило, ветер оставался слегка попутным. Сильный ливень прошел впереди, накрыло еще какую-то деревню справа. И дорога.. Постепенно она все больше показывала свои кишки, т. е. бетон, заставляя петлять между пятисантиметровыми выбоинами в асфальте, а потом асфальта и след простыл. Дорога превратилась в бетонку сугубо местного значения.
Когда дождь прошел, и небо высказало все, что хотело, я остановился. Защитные очки испачкались настолько, что без них мир вдруг сделался ярким и пестрым. И, конечно, озон..
Канал привлекательностью не отличался. Стоячая вода представляла жалкое зрелище. Она очень давно нуждается в очистке.. такой вот он, центральный магистральный...
Дальнейший путь здорово проверил терпение. О скорости продвижения говорить уже не приходилось, постоянно попадались неровные стыки плит и лужи, иногда на всю дорогу. Тут дождь был, видимо, самый сильный. Вода была везде. Дальше был лагерь местных туристов с тематической вывеской "о дружбе народов". В отношении нашей встречи эта вывеска оказалась очень кстати. Перекинулись парой слов.. "до трассы еще километров двадцать пять" - заключил один из старших.
Двадцать пять. По такой дороге нет чувства расстояния, оно дремлет..
Трасса появилась внезапно. Как оказалось, неточность карты говорила о том, что до трассы еще минимум десятка, но все вышло иначе. Я здорово обрадовался. Попав на асфальт под заходящим солнцем, откуда-то взялась еще куча сил, велосипед будто сам нес меня к пункту назначения. Закат, как мне казалось, становился все красивее и красивее с каждой последующей секундой после звука затвора в фотоаппарате.. Поворот направо. Еще два села. Уже спустились сумерки. Откуда-то увязалась собака, судя по тембру, с хорошим размахом пасти, но шансов у нее было мало. В Кирилловке я был в 21.45.
Кирилловка - популярный курорт. В районе около трехсот баз отдыха. Вода в море удивительно теплая, ее температура поднимается до 28 градусов, и купальный сезон начинается уже с середины мая. Это потому, что Азовское море мелкое, максимальная глубина 14 метров, а средняя 8. Волнения моря в два балла вполне хватает для того чтоб вода перемешалась полностью.
Поход оказался очень удачным, и, несмотря на свою непродолжительность, насыщенным событиями.
Собственно, это все. Спасибо всем виртуальным попутчикам, дочитавшим до этого места.
Удачи на дорогах!
карта маршрута