Мало кого удивлю, если скажу: русский Север вымирает. Северу нужна новая кровь, новой крови нужны новые проекты, новые проекты обречены на провал без чёткого современного плана действий. К примеру, за последние 15 лет из североуральского городка Печора уехала 1/5 населения. Куда - непонятно, но ясно, что, если вскоре у Печоры не появится коммерческих перспектив, в городе не останется никого. Итак, делюсь радостной новостью - перспективы у Печоры есть.
Узнал я о них случайно, когда местные жители рассказали мне о том, что на краю города, за теплоэлектростанцией, в дачном районе, там, где местные жители выращивают кривую и узловатую морозостойкую морковку, успешно справляется с трудностями заяц. Ушастый подъедает скудный урожай, над которым, не разгибаясь, трудятся сотни дачников весь единственный месяц короткого северного лета. Пренебрегая собственной безопасностью, каждый день разгуливает по автодороге на глазах у опытных охотников. В морозные месяцы, когда птицы падают замертво, грызёт обмотку на открытом распредустройстве ГРЭС. И при этом неплохо себя чувствует.
Я стоял по колено в снегу на пригорке и переводил взгляд с объеденной у основания рябины на освещённый розовым солнцем и поднимающийся вверх двумя столбами пар от электростанции, сверкающие грани пристроенного к станции парника, налезающие один на другой дачные домики, дымящуюся излучину реки и дальше, через светлые берёзовые перелески и угрюмый сосновый лес - к выписанным тонким пером по горизонту ломаным очертаниям уральских гор. И в этот миг меня осенило. Печорский заяц - символ выносливости, жизнестойкости, энергии города - откроет немыслимые до сей поры возможности роста. Итак, печорцы, для вас я подготовил детально проработанную концепцию.
Экономическая реабилитация города Печора...
Статус: полупустой 50-тысячный северный город, разбитый на 2 части (старый город и современный центр), с хорошей инфраструктурой, вымирающим и бездельничающим населением.
Цель: центр международного туризма, экологическая столица мира, форпост экономического домината России на Севере.
Необходимые ресурсы: добрая воля.
1. Медиазаяц против газетных уток.
Цель первого этапа программы реабилитации печорского края - повышение информированности мировой общественности относительно проблемы вымирания печорских зайцев.
Пресс-релиз: "В североуральском городе Печора резко сокращается популяция зайцев. Виною этому - варварский сбор урожаев моркови местными дачниками, браконьерские практики безответственных печорских охотников, загрязнение окружающей среды и суровый северный климат. Спасите Печорского зайца - нежного зверька, замерзающего в одноимённом городе на одноимённой реке. Привезите свою морковку в Печору. Ваша морковка спасёт одну заячью жизнь".
Естественно, это лишь информационный повод, "локомотив" последующих тематических новостей, природозащитных выступлений, рассказов о диких зайцах и научно-популярных передач о суровом климате северных краёв. Ожидается, что реклама тронет защитников природы и детей.
По мере поступления средств в городской бюджет, следует провести следующие мероприятия:
а) Организовать счёт, через который можно помочь Печорскому зайцу. Все поступления на счёт направлять на печать и рассылку приглашений посетить Печору лично и покормить Печорского зайца с рук. Для выпуска брошюры заказать профессиональную фотосессию зайца. Виды северной природы нарыть в фотобанке.
б) Переселить жителей старого района (деревянные дома, наиболее удалённые от места жительства зайца) в прекрасные каменные дома (сейчас на 2/3 пустующие), старые дома отдать под небольшие гостиницы.
в) Установить стандартную невысокую плату за проживание в старых домах. Выручка будет поступать в бюджет города, на развитие программы.
г) Пустить несколько рейсовых автобусов по высокому тарифу (дистанция действительно весьма большая) от старого города к месту проживания зайца.
д) Убрать шкуры и чучела животных из местного этнографического музея (противоречит экологической концепции). Вместо большинства никчёмных экспонатов повесить фотографии Печорского зайца. Понизить плату с 25 рублей до 15 рублей, но по всему холлу установить огромные, пугающие своим размером ящики для денег, на которых написать что-то вроде "за маму, за папу", только на заячью тему - "спаси ушки Печорского зайца, спаси ножки Печорского зайца, спаси глазки Печорского зайца" и т.д.
е) Из числа охотников набрать гидов и организовать туристические эко-группы по местам проживания Печорского зайца.
ж) Из числа сотрудников лесного комбината, судоремонтного предприятия и ГРЭС организовать группы "экологического протеста", которые устраивали бы перед упомянутыми предприятиями пикеты и демонстрации под лозунгами "Прекратите загрязнять природу!" Обо всех мероприятиях сообщать прессе, высылать бесплатные документальные видеоролики, на которые так падки современные каналы.
з) Открыть сайт "Спаси Печорского зайца". Концепция сайта: "Печора - твой последний шанс избавиться от Интернет-зависимости". Поместить на страницы призывы выйти в реал и купить билет в Печору. В целом сайт выдержать в лаконичном "северном" стиле, с претензией на афористичность, то там, то тут вставлять фразы "Печорский заяц 3D - скажи 'нет' матрице", "Развиртуализация: место встречи - у излучины Печоры ", "Печора жжот. Реально!".
В заключение первого этапа предлагается общероссийская кампания наружной рекламы. Она проста, как дважды два. Даже ещё проще: схематическая морковь равно схематический заяц; ниже телефон Коминтеравиа.
2. Кто печётся о Печоре?
В центре внимания второго этапа собственно город Печора. После того, как сливки сняты с природохранников и экологов, целевой аудиторией становятся туристы. Тут потребуется чуть больше усилий. Экологическая составляющая остаётся, хотя переходит в фоновый режим.
Как только в город потянутся первые туристы, и город начнёт получать добровольные пожертвования, доходы от сдачи жилья, выручку от продажи моркови, огромные перечисления от авиакомпании Коминтеравиа, можно будет запустить целую серию общероссийских видеороликов.
Ролик 1 (апеллирует к экологическим активистам):
Охотник в треухе и с берданкой противно скалится в камеру, разворачивается и уходит по глубокому снегу в лес. Надпись: "Останови этого мясника! Спаси Печорского зайца!"
Ролик 2 (апеллирует к детям и их родителям):
Музыка из мультсериала "Ну Погоди!", в котором Волк крутиться, как юла, преследуя свой хвост: "Неинтересно? Спаси Печорского зайца!"
Ролик 3 (апеллирует к туристам, любителям путешествий и приключений):
Розовый закат на реке Печора: "Не допусти, чтобы зимняя сказка превратилась в кошмар! Спаси Печорского зайца!"
Другие важные шаги этого этапа:
а) Разработать корпоративный бренд зайца. Основной девиз - "Спаси Печорского зайца". Основной графический символ - два глядящих вверх уха - но не острые, как в Playboy-е, а закруглённые. Основная тема для развития - приезжай со свой морковкой, покорми Печорского зайца с рук. Специфические фразы - "одноимённый город на одноимённой реке". Например, можно в аэропорту поменять световую надпись "Печора" на надпись "Одноимённый город на одноимённой реке".
б) Две трубы электростанции оформить в корпоративном стиле (под заячьи уши). Сообщить, что ГРЭС стала генеральным спонсором Печорского зайца (как самое близко расположенное предприятие). Расширить громадное парниковое хозяйство ГРЭС (оно уже сейчас огромное), начать выращивать полный ассортимент экзотических фруктов, хотя большие площади отвести под морковь. Заключить надёжные контракты с общероссийскими и финскими поставщиками овощей. Организовать корейский колхоз, пригласив группу кореянок из КНДР - предполагается, что они будут делать "корейскую морковь", а на судоремонтном комбинате выделят мощности под консервирование салатов и их продажу.
в) Использовать тему трудоустройства кореянок и начало импорта морковки в Финляндию для выхода на международный информационный рынок. Сильно урезать экологическую тему, чтобы не возникли какие-либо реальные проблемы из-за действий Greenpeace-а и т.д. Однако в гораздо большей мере использовать тему сказочного российского Севера, холода, невиданных красот, по максимуму эксплуатировать тему "А не слабо?" Один из вариантов рекламы: "Is your heart hot enough?" Для иностранцев цены на жильё намеренно завышать и рекламировать практику строительства собственных жилищ недалеко от города, с видом на живописную излучину "одноимённой реки".
г) Закончить длящийся 15 лет ремонт единственного дноуглубительного снаряда на грунтоотвозной шаланде. Углубить фарватер реки Печора в достаточной мере для судоходства (о котором местные жители не вспоминали уже 10 лет), пустить прогулочные корабли к речным островам. Организовать туристический лагерь на другом берегу силами иностранных туристов.
д) Провести тепло от электростанции до судоремонтного комбината. Выстроить в ряд корабли, которые невозможно отремонтировать, и провести отопление, оформить их интерьер так, чтобы в них можно было проводить деловые встречи и конференции. Остальные корабли отремонтировать, привести в соответствие с корпоративным брендом Печорского зайца и возобновить навигацию по Печоре.
3. Не только ценный мех.
Предполагается, что к началу третьего этапа город будет достаточно прочно стоять на ногах в экономическом плане, и потребуются минимальные усилия для того, чтобы поддержать внутренний и международный интерес к Печоре, сняв весь трагизм, который нагнетался на первом этапе её продвижения. Потенциал, по-моему, очевиден - из города трагедии Печора превращается в город любви. У Печорского зайца появились зайчата. Приезжайте в одноимённой город на одноимённой реке - город любви, город молодожёнов, город новой, зарождающейся жизни, город, где северные морозы испытают жар ваших сердец. Тут на Печору начинает работать второй, изначально заложенный в проект смысл. Заяц - это уже не просто заяц, а плодовитое животное. Вертикально вверх стоящие уши - это уже не просто уши, а символ потенции. ГРЭС - не источник темпа и электроэнергии, а горячее сердце влюблённого. Морковка - эротический фрукт. Избушка - это символ нового дома, совместной жизни. Даже лозунг "Is your heart hot enough?" в этом новом контексте обретает совершенно определённый любовный смысл.
При этом:
а) Печора становится самым сильным российским и международным туристическим брендом, подтягивая за собой вверх в рейтингах другие российские северные города - столь же красивые, хоть и трудные для жизни. Естественно, Печора - это гарантированно комфортная альтернатива для тех туристов, кто хочет познакомиться с Севером, но боится сразу отправляться в якутский Тикси или на Новую Землю дикарём.
б) Печора становится центром экономической активности Республики Коми, а возможно, и всего Европейского Севера России - тут процветают такие отрасли, как экзотическое растениеводство, животноводство, в особенности, выращивание пушнины, пищевая промышленность, лесозаготовки и лесообработка, судоремонт и судостроение, энергетика.
в) Эксклюзивные контракты с Лукойлом помогают постоянно иметь под рукой дешёвый газ, и загружать свои разросшиеся гостиничные мощности, предоставлять места для проживания рабочих смен, обеспечивать представителей компании удобными залами для деловых встреч, конференций, поставлять электроэнергию в места нефтедобычи.
Удача ждёт Печору. Где-то подо льдом реки, за причудливыми узорами на стекле окон пустующих домов, по ту сторону поволоки во взоре официантки Гали, которая заканчивает смену в 22:00, когда единственный диско-клуб уже закрыт, - дремлет сила, поводит носом и дёргает ушами. Российский Север не потерян. Он просто прикорнул.