Космооперная Франция, "Сделай сам". Часть 1: планеты и человеческий ресурс

Apr 07, 2016 14:26

Сегодня вдохновение дернуло меня выложить некоторое количество старых, давно лежащих на определенной полочке в моей голове соображений. Да что там, из меня льется целый поток соображений, которые занимали не отдельную полочку, а настоящий шкаф. Поэтому, в течении ближайших месяцев, читатель обречен получит возможность ознакомиться с моими заметками на тему войны в космосе, который "оперный", ведущими род от длительных дискуссий на форуме журнала "Мир Фантастики".

Начну с классической ремарки, что обычно люди представляют себе стратегию войны в космосе по аналогии с войной на океанских просторах. Цитируя Переслегина (уж он-то врать не станет): "Это сравнение, в целом, справедливо. Следует лишь иметь в виду, что космос неизмеримо беднее звездными системами, нежели океан островами. И среди звезд далеко не у каждой есть ценные планеты, тем более базы и в особенности базы снабжения. Тем самым значение таких звезд возрастает неимоверно: владение галактикой может быть сведено к контролю над единицами звездных систем". Насчет баз снабжения, мы еще поспорим. Однако, бедность - не единственный нюанс.

География и демография

С точки зрения удаленности друг от друга, планеты действительно похожи на маленькие острова в Тихом Океане. А вот с точки зрения скорости корабля на орбите - совсем не похожи. Спутник на низкой орбите облетает Землю за несколько часов - в зависимости от высоты орбиты. Что это за остров, который нужно огибать несколько часов? Не Ирландия, конечно, но уже и не атолл в Тихом Океане, а какая-нибудь Мартиника, Доминика или даже Гваделупа. Газовый гигант будет "относительным размером" с Тринидад, Ямайку или даже Пуэрто-Рико. То есть, для артиллерийских - не авианосных - кораблей, ведущих бой вблизи него, такой остров уже не будет точечным объектом. Он не простреливается насквозь из какой-то одной точки, за ним можно прятаться, можно использовать особенности его рельефа. Высадка десанта на этот остров - серьезная операция. За него уже можно провести небольшую войнушку.



Чатем (900 кв.км) и Питт (62 кв.км) - условные Земля с Луной, затерянные на милых сердцу Переслегина просторах Тихого Океана. Кроме них, в архипелаг входит еще 8 маленьких островков, суммарная площадь которых составляет 4 кв. км.

Ведь есть и другая сторона вопроса. Население позирующего нам на гугл-карте архипелага Чатем составляет около 600 человек, 200 из которых проживают в административном центре. Согласитесь, для космооперной планеты не просто мало, а неправдоподобно мало, даже если это какой-нибудь пустынный Татуин. Население упомянутых островов Карибского моря уже больше "похоже на правду":
Мартиника - ок. 390 тысяч
Доминика - ок. 75 тысяч
Гваделупа - ок. 404 тысяч
Тринидад - ок. 1300 тычяч

При этом нужно учитывать, что на Мартинике плотность населения достигает 340 человек на квадратный километр. Это на два порядка превышает среднюю по России (8 чел/кв.км) и вплотную приближается к плотности населения Севастополя (481 чел/кв.км). Мартиника, Гваделупа и Тринидад - каждый из этих островов представляет собой один большой город. Если с комфортом разместить то же население на пригодной для жизни планете, на ней все еще будет оставаться полным-полно свободного места. Ожидаемо такое же распределение, как на Чатеме - около трети населения приходится на один большой город, он же космопорт, остальные две трети распределены по маленьким поселениям, где занимаются сельским хозяйством, добычей ископаемых и другими полезными делами. Эта двойственность - планета очень-очень маленькая относительно пустого пространства, средних размеров для кораблей, но при этом очень большая для людей - создает важное отличие космоса от океана как места действия.

Естественно, космическая держава должна иметь метрополию, и здесь хорошим прообразом для средненькой космической державы мне кажется современная Франция. В ее состав входят:
- Одна большая метрополия с населением в десятки миллионов человек
- 7 крупных колоний с населением от двухсот тысяч до миллиона человек
- 4 колонии с населением в несколько десятков тысяч человек
- 6 необитаемых островов, принадлежащих Франции чисто формально, и кусочек Антарктиды
[Замечание по поводу материнских планет]
Я считаю наиболее интересной версию мира космооперы, изображенную Азимовым в цикле про Галактическую Империю, где материнская планета человечества затерялась в пыли веков/стала жертвой катастрофы/самоустранилась, а все столицы, торговые и промышленные центры - всего лишь старые и развитые колонии. Причина проста. Темпы космической колонизации и демографического роста на не родных для человечества планетах представляются мне слишком медленными, чтобы за срок, на который возможно сколь-нибудь адекватно прогнозировать развитие технологий, сформировались колонии, население которых достигает хотя-бы полмиллиарда человек. США 300-400 лет спустя начала активной колонизации отстают от Европы по населению в 2,5 раза. Это при том, что условия жизни отличались, для космоса, минимально, при том, что колонизировали их несколько государств скопом, то есть, это конгломерат колоний, и положение у этой территории было уникальное. С такой точки зрения, существующая материнская планета будет лютой имбой, контролирующей всю галактическую политику в течении долгих столетий.

Или Великобртитания
- Большая метрополия с населением как в предыдущем случае
- 7 крупных колоний с населением от 10 до 100 тысяч (не таких крупных, как французские)
- 3 колонии поменьше, с населением от 1 до 10 тысяч, одна из них - чисто военная база
- 4 колонии с совсем небольшим (до нескольких сотен) населением

Совсем молодая космическая держава может быть "проекцией" Новой Зеландии:
- Одна большая метрополия с населением ок. 4 миллионов человек, совсем недавно бывшая чьей-то колонией
- Одна колония с небольшим населением, тот самый архипелаг Чатем
- 8 островов или даже целых архипелагов, где никто на постоянной основе не живет

Конечно, в период своего расцвета Великобритания включала огромное множество таких колоний, в том числе и Новую Зеландию. В том числе, Канаду, Австралию и Южную Африку, которые ныне являются вполне самостоятельными государствами. Но эта планка космоимперии периода расцвета, правящей морями пространством. Проблема параллелей с современным миром заключается в том, что сегодня расцвет колонизации позади, и почти все мало-мальски крупные колонии обрели формальную независимость. В этом плане, мир космооперы, обычно, соответствует скорее галантному XVIII или викторианскому XIX веку. Поскольку современный технический уровень никуда не денется, а расстояния, превосходящие морские, будут способствовать тому, чтобы колония была полностью самообеспечивающеся, можно объяснить отсутсвие колоний среднего размера тем, что на определенном этапе они начинают рьяно стремиться к независимости. Однако, чтобы скомпенсировать влияние на оценку процесса деколонизации, который в нашем мире имел место совсем недавно и носил массовый характер, следует "пририсовать" космооперной Франции парочку колоний с населением от 1 до 10 миллионов человек, активно помышляющих о независимости. Здесь отсылки к колониям, которые реально были у Франции в ХХ веке, будет не такой уж и хорошей идеей, потому что доля, собственно, французского населения там была невелика, а запускать в свою песочницу инопланетян я пока не готов.

Кроме того, придется сделать еще одну поправку "на космос". Пока мы говорим об океане вод, практически каждый достаточно большой остров в принципе пригоден для обустройства поселения. Но, переходя к "океану пустоты", мы должны учитывать, что пригодные для обустройства поселения (даже после разумного терраформинга) планеты есть далеко не у каждой звезды. В радиусе 50 световых лет обнаружено всего 34 звезды - аналога Солнца. На самом деле, требования к "аналогу" довольно мягкие. Температура не должна отличаться от солнечной больше, чем на 500 градусов, металличность должна допускать формирование протопланетарного диска, и у звезды не должно быть компаньона с малым периодом. Предположив, что примерно одна десятая часть "аналогов" имеет пригодные для жизни планеты, и зная наверняка, что хоть какие-то планеты есть у большинства звезд, можно сделать вывод, что на одну планету, где можно организовать полноценную колонию, приходятся десятки тех, где это сделать нельзя. Но, по какой-то причине, их может быть выгодно за собой застолбить. Например, там можно организовать исследовательскую базу, локационную станцию или пункт материально-технического обеспечения флота. Насчет последнего, следует пояснить подробнее, тем более что Переслегин в такую возможность не верил. Вода есть в любой системе, за границей замерзания. Энергию тоже можно получать - хотя-бы от солнечных батарей. Из астероидов можно будет извлечь самые разнообразные минералы. Значит, возможна гидропоника. Кроме того, не исключено, что космооперной империи потребуются полезные ископаемые вроде гелия-3. Если рентабельность космических перевозок достаточно высока, чтобы возить хотя-бы не в виде руды, а в очищенном виде, возможно появление в системах, где нет пригодных для жизни планет, добывающих фабрик.

Таким образом, к населенным планетам нашей космооперной Франции следует прибавить не 6, а около сотни систем, не имеющих постоянного населения (только персонал станций, работающий вахтовым методом) и либо принадлежащих ей чисто формально, либо имеющих определенное значение для ее экономического и стратегического потенциала.

Сколько истребителей?


Настоящая Доминика представляет собой образцовую банановую республику, которая на три четверти живет туризмом, а на остальную четверть - экспортом бананов. Поэтому нет ничего удивительного, что ее вооруженные силы исчерпываются полицией и береговой охраной. Мартиника и Гваделупа являются заморскими департаментами Франции, обладающей очень приличным флотом, однако не составляют основу ее военной мощи. Да, так вот плавно мы подходим к ключевому для космооперы вопросу: сколько планет, описанных в предыдущем параграфе, должно включать в себя государство, чтобы содержать сильный космофлот. Иными словами, сколько истребителей приходится на  планету.

Здесь мы упираемся в технические допущения: в то, какая у нас господствует парадигма, и в то, достигнут ли технический предел. И в политическую ситуацию, на самом деле, тоже. Так очевидно, что флот военного времени будет существенно отличаться по численности от флота мирного времени. Сегодня военно-морские силы Франции включают 1 авианосец, 32 фрегата и корвета (в современном флоте, по историческим и политическим причинам, крейсера называются фрегатами и эсминцами), 17 сторожевиков и 10 АПЛ (из которых 4 - стратегические ракетоносцы, стоит рассматривать как линкор, и 6 - малые лодки, вооруженные торпедами, стоит рассматривать как крейсер). Накануне Второй Мировой войны, флот Франции включал 7 линкоров (+2 строящихся), 1 авианосец, 1 гидроавианосец, 19 крейсеров (+3 строящихся), 58 контрминоносцев и эсминцев (+16), 12 миноносцев (+14) и 77 ПЛ (+4). Накануне Первой Мировой войны, у Франции было 3 дредноута, 20 "старых линкоров" - броненосцев, 24 крейсера, 98 миноносцев и 38 подлодок. Все подлодки на том техническом уровне стоит рассматривать как что-то среднее между миноносцем с функцией стелса и очень-очень легким крейсером. Перед Крымской войной, французский флот включал 25 линейных кораблей, 38 фрегатов, 107 малых паровых судов класса "тоже военный корабль" (абревиатура ТВК нравится мне больше, чем переслегинский "универсальный крейсер"). Накануне Семилетней войны, Франция имела 67 линкоров, из них, 7 80-пушечных, 23 74-пушечных, 26 64-пушечных. К началу войны Аугсбургской лиги, флот Франции включал в себя 276 кораблей, из которых 110 были линейными. Когда в XIV веке французы впервые предприняли попытку создать постоянный флот, в него вошли 33 корабля, которые, по тем временам, можно было назвать линкорами, около 60 галер и около 100 ТВК.

Можно обратить внимание, что в современных флотах удельная доля ТВК резко сократилась по сравнению с прошлым. Это связанно с тем, что часть их задач (например, связанные с патрулированием, оперативной разведкой, поиском и спасением) взяла на себя морская авиация. Поэтому, для полноты картины по современному флоту, следует привести и ее численность. Это 9 наблюдательных самолетов, 42 патрульных, 7 учебно-тренировочных и 11 "общего назначения". А также вертолеты: 22 многоцелевых, 39 противолодочных, 16 поисково-спасательных и 11 "общего назначения". Не считая палубной авиации, ее мы посчитали вместе с авианосцем.
[Здесь прилично привести ссылки]
Но я просто перечислю источники. С современным флотом Франции все совсем просто. С эпохой пара тоже не сильно сложно, благо со времен написания постов на эту тему, "Морская коллекция" МК далеко не убиралась. С парусниками мне помогла "История военного кораблестроения" А.П. Шершова. Привожу эти данные не столько на случай, если меня захотят проверить, сколько потому, что читатель может заинтересоваться динамикой флота другой страны.

Можно видеть, что в разное время численность флота - даже в том, что касается линкоров - могла быть очень и очень разной. Боюсь, динамика численности флота в течении долгого времени обусловлена слишком многими причинами, и любые тенденции будут вилами по воде писаны. Однако, попытаться ответить на сакраментальный вопрос "сколько истребителей" можно, зайдя с другой стороны.

Если мы представляем космический корабль по аналогии с морским кораблем "железного века", то это большая штука массой от нескольких тысяч до ста тонн с экипажем от десятка человек на самых маленьких ТВК до полутора тысяч на самых больших дредноутах. На авианосце к экипажу, собственно, корабля следует прибавить авиагруппу и людей, которые занимаются техобслуживанием самолетов. Речь, по умолчанию, идет о профессионалах, хотя британская система резервистов на флоте работала весьма неплохо. При этом, экономические возможности "типичной планеты-колонии" ограничены. Сейчас в большинстве стран мира военнослужащие регулярной армии составляют не более 1% от населения. Только в 14 странах они составляют 1-2%, и только в трех - 2% и более. Причем все страны-рекордсмены - это маленькие страны, находящиеся под непосредственной угрозой вторжения со стороны сильного соседа. Конкретно во Франции (раз уж мы взяли для примера ее колонии и авианосцы) 0,33% граждан находятся в составе регулярной армии. Это значит, что на один "Шарль де Голль" приходится почти 600 тысяч граждан. Одна Гваделупа "содержать" его не в состоянии, а если они будут делать это на пару с Мартиникой, на остальной флот (в том числе, такие нужные суда как ТВК) места не останется. Хотя, конечно же, в случае непосредственной военной угрозы, даже не очень большая колония сможет такой корабль заиметь, например, купив у более великой державы прямо из состава флота, или, если повезет, на заказ.

Вот "в активе" космооперной Новой Зеландии (системы с населением 4 млн. человек) спокойно размещаются один-два корабля первого ранга и крейсера с мелочью. Державы покрупнее (где-то между этой и следующей категорией располагается наша условно-космооперная Франция) могут иметь в регулярном флоте несколько "линкоров" (речь идет о кораблях первого ранга, что бы ни вкладывалось в это слово), десяток-другой "крейсеров" и несколько десятков ТВК. Чтобы содержать 15-20 линкоров, несколько десятков крейсеров и сотню-полторы ТВК, нужно быть по-настоящему великой державой. А чтобы содержать еще больше, нужно иметь в своем активе материнскую планету. Без этого, возможности державы, опирающейся даже на группу очень старых и развитых колоний вряд-ли превышают десятки (до 30-40) линкоров, до сотни крейсеров и 2-3 сотни ТВК.

Продолжение следует. ибо написано. В следующий раз, нас ждет un peu de stratégie.

космос, фантастика, кгсс, техника

Previous post Next post
Up