После приступа революционного толкинизма, я возвращаюсь к космооперной тематике, за что спасибо
gcugreyarea. После
беседы в комментариях, я понял, что эта тема заслуживает развернутого поста о роли наземных войск в космической войне, который скоро будет. А пока что - небольшое необходимое предисловие о стратегии.
С точки зрения стратегии, для меня наиболее интересны миры в меру медленного сверхсвета. Это когда характерное время перелета между двумя населенными планетами составляет в лучшем случае недели, в типичном - месяцы. А на то, чтобы пролететь территорию империи, могут уйти годы. Таковы оба моих космооперных сеттинга. В том, который за номером один, используется немножечко фантастическая версия "пузыря Алькубьерре", которая на уровне "300-400 лет после первого образца" позволяет самым быстрым кораблям, разогнавшись (на это уходит много времени), проходить в день 3-4 парсека... при том, что в сфере радиусом 50 световых лет, внутри которой такой корабль способен обернуться за пару недель, постоянное население имеют
в среднем 3,5 планеты. Учитывая, что связь в этом мире тоже совсем не мгновенная (до этапа "250 лет после первого образца" она вообще осуществлялась только курьерами), в галактической войне нормальный цикл "действие - реакция" занимает несколько месяцев. Разгром великой державы за четыре года - потрясающий блицкриг. А гражданская война, длящаяся 30 лет, - норма.
В более "твердом" сеттинге номер два, он же "мир космобелок", сверхсветовое перемещение осущетсвляется классической телепортацией. Но телепортация не выравнивает скорости, это нужно сделать в нормальном пространстве обычными двигателями, подчиняющимся известным сегодня законам механики. И при этом еще отойти подальше от гравитирующих масс, чтобы они не внесли слишком большую погрешность. А после телепортации, которая и сама по себе не обладает идеальной точностью, до цели снова нужно добираться в обычном пространстве. Двигатели реактивные, хоть и превосходят на голову современные перспективные разработки. При таком раскладе, относительные скорости звезд влияют на "космическую географию", как экономическую, так и политическу, не меньше, а то и больше, чем расстояния между ними. В типичном случае, все манипуляции в обычном пространстве занимают недели у развитых цивилизаций, месяцы у не столь развитых и годы у тех, кто совсем новичок в этом деле. Войны здесь более скоротечны, чем в сеттинге номер один, но и производство работает более активно.
Это важно потому, что в меру медленный сверхсвет перечеркивает
переслегинскую стратегию "забить на рубежи, навязать генеральное сражение и после победы в нем принимать капитуляцию". Потому что времени между генеральным сражением и взятием под контроль орбит всех промышленно развитых планет противника вполне достаточно, чтобы не лишенный ресурсной базы противник восполнил потери, понесенные им в генеральном сражении. То, что сверхсвет в "мире космобелок" относительно быстрее, чем в сеттинге номер один, компенсируется тем, что производство тоже относительно быстрее, и выйти из боя относительно легче. Хотя были исключения, типичное сражение там выглядит именно так, как я писал тогда:
Два флота примерно равной силы собрались, постреляли друг в друга, понесли сравнимые потери. Потом один адмирал решил, что врагов как-то слишком много, и, кажется, он не совсем побеждает. Ушел в гиперджамп - ищи ветра в поле. Оба участника объявят себя победителями. Результат: куча денег обоими сторонами потрачена, толку никакого. Еще один проходной эпизод войны на истощение.
То бишь, воюет "мир космобелок" не по Клаузевицу, а по Сунь-Цзы.
Если говорить об известных сеттингах относительно медленного сверхсвета, то это, конечно же, "Вархаммер 40к". Перемещения в варпе позволяют быстро покрывать большие расстояния, но сам Империум настолько огромен, что переброска войск занимает годы. Это недавно вышедший, но уже покоривший многие сердца, "Стелларис". Это и "Звездный путь", хотя там тема глобальной войны не раскрыта.
Такие условия, при достаточном рассредоточении промышленного потенциала, диктуют необходимость последовательного завоевания "по рубежам" и удержания завоеванного средствами, о которых мы поговорим в следующем посте.