Космооперная галактика, "Сделай сам". Часть 5: Попытка перейти к стратегии
May 20, 2020 21:45
Пришло время говорить о космическом аналоге геополитики. Первое, что скажет мне кто угодно: ситуация здесь сильно зависит от выборов, сделанных на предыдущих шагах. Я даже сам скажу себе это. Поэтому обобщим для начала сказанное ранее. Как я уже говорил, и как мне подсказывали в комментариях, существует ряд постулатов, которые нужны для хорошей космооперы.
Постулаты
1) Существует способ вывода груза на низкую орбиту путем безракетного старта с помощью циклопических сооружений, сводящий стоимость космических путешествий по крайней мере к стоимости современных коммерческих авиаперевозок. Существует альтернативный способ, использующий условно автономные модули, нуждающиеся лишь в инфраструктуре размером с современный аэропорт, сводящий стоимость космических путешествий по крайней мере к стоимости современной сверхзвуковой авиации.
1.1) Энергетические возможности цивилизации позволяют организовать по такой цене для средней колонии грузооборот N1 млн. тонн в год, а для центральной планеты - N2 млн. тонн в год.
2) Существует способ космических путешествий, при котором полеты между внутренними планетами Солнечной системы занимают не больше чем несколько месяцев. Это не стоит существенно дороже, чем выход на орбиту, но может требовать уникальных ресурсов. И, чего уж там, действительно их требует.
3) Для любых звездных систем А и Б, расстояние между которыми не превышает Х световых лет, существует способ перенести корабль из некоторой (не обязательно произвольной) точки системы А, в некоторую (не обязательно произвольную) точку системы Б. При этом, с точки зрения внешнего наблюдателя, путешествие все еще занимает не больше, чем несколько месяцев.
3.1) Могут существовать отдельные пары систем, для которых способ не работает, или даже структуры межзвездного масштаба, нарушающие связность. Главное чтобы способ работал глобально и позволял создать густую транспортную сеть. Гиперлинии из "Стеллариса" все еще подходят.
3.2) Для этого способа не работает закон Джона, то есть, его использование само по себе не делает корабль опасным для планет в окрестностях выбранных точек в системах А и Б.
3.3) И вообще особенности способа максимально затрудняют галактический терроризм. Это почти наверняка означает невозможность для выбранных точек находиться в сфере Холла планеты. Это почти наверняка означает, что использование способа заметно в системе прибытия, по крайней мере если не приложить к этому дополнительных усилий, которые стоят гораздо дороже собственно путешествия. Разумеется, вас заметят только если на вас смотрят, но если речь идет о цивилизованных системах, то по умолчанию это так.
4) Поскольку связь без задержки не относится к необходимому кларктеху, следует предположить, что ее (пока) нет. Единственным средством сверхсветовой связи являются космические корабли. Возможно, в виде одноразовых беспилотных почтовых капсул. Это также полезно для сюжета, потому что отсутствие возможности мгновенно связаться с начальством по любому вопросу вынуждает расширять полномочия исполнителей на местах.
5) Поскольку героями являются люди, следует предположить, что сильного ИИ (пока) либо вообще нет, либо нет в форм-факторе типичного космического корабля. То есть, полная автоматизация экономики государства или жизни мегаполиса возможна, но путешествий к другим планетам или их освоения - нет.
О важности числа N
Учитывая специфику космического транспорта, имеет смысл считать именно грузы, выведенные на переходную орбиту, а повезут их на Луну или в соседнюю звездную систему - уже не столь важно. Конкретная цифра не так важна, как порядок величины. Один миллион тонн - это грузооборот чуть больше, чем сейчас у крупнейших портов в мире. Но речь идет о целой планете, и было бы опрометчиво сравнивать ее с одним портом.
Вот так выглядит статистика для грузооборота России. Речь идет о миллиардах тонн. А Россия - это еще не Китай и не США, экономика которых сильно завязана на перевозку огромных грузов по морю.
Сравнивать планету с городом опрометчиво. Чтобы упомянутые выше циклопические системы безракетного старта окупались, нужен циклопический грузооборот. Для этого планету нужно осваивать если не полностью, то хотя бы континентами. При этом, галактическое разделение труда в масштабе, который наблюдается сейчас между странами, возможно только при N>>1000, а это чересчур оптимистичная оценка. Сегодня 62% мирового грузооборота приходится на невероятно дешевый морской транспорт. Представьте, что его нет, и все межконтинентальные перевозки были бы возможны только с помощью авиации. Как выглядит глобализация в таких условиях? Никак?
Не то чтобы совсем никак. Значения N<1000 возвращают нас с точки зрения глобализации в Средневековье. Тогда тоже существовала торговля, в том числе трансконтинентальная. Пути из варяг в греки, муссонная торговля в Индийском океане, шелковый путь, золото-серебряный насос. Это было слишком долго, опасно и, как следствие, дорого, чтобы возить футболки. Возили природные ресурсы, которых в месте назначения либо просто нет, либо нет в таких количествах. Продукты обработки растений, которые в климате места назначения не растут, и животных, которые не водятся. Ремесленные изделия высокого качества, на которые в месте назначения нет ноу-хау. И другие вещи не просто ценные, а сверхценные. Как сейчас говорят, предметы статусного потребления. С поправкой на космическую эру, выгодно возить и некоторые виды сырья/полуфабриката, в основном редкие металлы, потребность в которых небольшая, но при этом они незаменимы. Так и получается, что географического разделения труда нет, а торговая ценность есть.
Такой расклад кажется мне выгодным для сеттинга. С одной стороны, далеких звезд не так уж сложно достичь, с другой - на жизнь простого смертного это влияет мало. Если обыватель и может позволить себе инопланетные товары, то не слишком часто. Большая часть потребляемого им продукта произведена либо на его планете, либо на соседних. Да, возможно, для этого пришлось жечь в ядерном реакторе привезенный из соседней системы обогащенный уран, но обывателю до этого дела нет. В случае блокады, ему все еще доступна энергетика из возобновляемых источников или местных углеводородов. И да, придется отказаться от сотого айфона и сидеть еще пару лет на девяносто девятом. Вот это уже серьезнее :)
По части продуктов первой необходимости неизбежна автаркия, а где автаркия, там и феодализм. Королевства, империи и федерации в космосе будут гораздо более децентрализованными, чем сейчас на Земле. Зато высокая автономность отдельных планет упрощает колонизацию. На новой планете твой уровень жизни почти не упадет, зато теперь ты будешь сам себе голова, хоть и с оговорками. До постройки систем безракетного старта (которые строить долго и сложно) крупные государства вряд ли будут очень сильно заинтересованы в экономической эксплуатации тебя, особенно если улететь подальше. Собирай друзей, продавай квартиры в Москве, покупай корабль, грузи на него автофабрику и вперед. Главное подумать о защите от мелких хищников.
Да, концентрированная торговая ценность облегчает жизнь пиратов и контрабандистов. Когда в одном караване больше золота, чем крестьянин за всю жизнь видит, высокие риски разбойника сполна окупаются. Когда одна фарфоровая тарелка стоит целое состояние, контрабандисту легче спрятать груз в пространстве между переборками. Более того, концентрация торговой ценности делает интереснее и жизнь торговца тоже. В ней от этого больше романтики и меньше рутины.
Самодостаточность большинства планет в некотором смысле является гарантией от всеобъемлющих тотальных войн. С точки зрения планеты, которая обеспечивает большую часть своих потребностей, в космосе большинство территорий имеет ценность исключительно как ресурс для колонизации, которая, к тому же, возможна только при относительной пассивности противника. Захватывать другую такую же планету смысла мало, но набег с целью разбомбить вражеские заводы или перехватить вражескую торговую ценность может быть оправдан. Мы снова возвращаемся в эпоху викингов, когда боевые действия малой интенсивности велись везде и постоянно, а вот крупные завоевательные походы случались очень редко. Но они будут случаться, потому что редкие ресурсы все же есть, и за них стоит воевать.
О важности числа Х
Именно число Х из пункта 3 определяет возможность существования галактических империй. По моим волюнтаристским оценкам, в сфере радиусом 50 световых лет, постоянное население имеют в среднем 3,5 планеты. Каждая десятая из звезд - аналогов Солнца. А теперь давайте посмотрим на карту.
Здесь вы можете видеть эту самую сферу радиусом в 50 световых лет, в которой изображены все звезды, чья видимая звездная величина превышает 6,5. То есть, прикидывая масштаб проблемы, надо понимать, что некоторых карликов мы тут не видим, но все звезды класса G и выше изображены. На это карте отмечены Бета Гончих Псов (Чара), Альфа Столовой Горы и 61 Девы. Мастерским произволом они назначены теми самыми тремя звездами, вокруг которых крутится-вертится шар голубой. Допустим, на первых двух находятся столицы космических империй/федераций/альянсов, желающих повоевать за третью.[Уходящий Кот образовательный]В рамках великой миссии научпросвета, должен сказать, что на данный момент мы допускаем возможность наличия в системе 61 Девы планеты, подобной Земле, хотя покамест не нашли ее. Вокруг двух других звезд планет на данный момент вообще не обнаружено, их выбор действительно произволен и сделан именно таким образом для наглядности примера.
Если число Х - 100 световых лет, то все хорошо, прекрасно и по Переслегину. Чарийцам одинаково легко добраться до спорной территории и до вражеской метрополии, так почему бы им просто не того-этого?
Но допустим, у нас Х=10. Тогда с оспариваемой территорией всем крупно не повезло. В радиусе 10 световых лет от 61 Девы есть только два красных карлика и один оранжевый. Любая логистика обеих сторон состоит из нескольких переходов. Чарийцы предпочли бы, чтобы третья планета нашлась в системе 61 Большой Медведицы (61 UMa на карте), им до нее один переход. Но мы не выбираем реальность, в которой живем. Так что, остается утешать себя тем, что у горцев дела намного хуже. Это не два или три перехода, это четыре или пять. Это значит, что логистика чарийцев вдвое проще, а логистика горцев еще и вдвое более уязвима для действий рейдеров, которые могут базироваться в любой системе. Напоминаю, каждый переход занимает несколько месяцев. У чарийцев время реакции полгода, у горцев - год. Для колонизации мелочи, а вот для боевых действий уже несколько затруднительно. Но все еще гораздо проще, чем атаковать друг-друга напрямую. Потому что время переброски подкреплений между метрополиями воюющих государств сравнимо с временем их формирования. Проще говоря, если где-нибудь на полпути (в неприметной системе с названием Сол) чарийцы разобьют и обратят в бегство горцев, то пока победители залижут раны и перегруппируются для решительного рывка к метрополии противника, там уже новый флот построят.
Мир лучший, чем довоенный
Победа в логистике - это половина победы в войне, но всего лишь половина. Допустим, горцам повезло отбить 61 Девы, и теперь они создают там колонию. Этот успех приносит им лишь временное облегчение. По мере того, как колония растет и становится все более самостоятельной, местные власти начинают все больше думать о том, что если провозгласить независимость, помощь от Чары придет в два раза быстрее, чем каратели из метрополии. А если этого не делать, то в возможной следующей войне основной удар чарийцев будет нанесен как раз по ним, в то время как правительство благополучно отсидится на безопасном удалении. Соблазн послать горцев подальше становится все более велик.
Перед метрополией горцев стоит гораздо более интересный вопрос: не стоит ли добиться окончательной победы и привести врага к покорности. Нет, им это категорически невыгодно! Тогда сложится щекотливая ситуация, в которой Гора контролирует Деву, Дева контролирует Чару, но вассал моего вассала - не мой вассал. Гора контролирует Чару чисто символически, потому что время прямой реакции для нее слишком велико. Если раньше Чара просто могла поддержать восстание на Деве, то теперь гарантированно поддержит. От этого идея независимости становится для колонистов еще более привлекательной. Поэтому захватывать и включать в свою нарождающуюся звездную империю Чару горцам нельзя. Хотя пройтись по ней паровым катком экстерминатуса все еще можно.
Еще есть вариант "возглавить пьянку, которую не можешь остановить". То есть, перенести столицу на Деву. Но тут начинаются тонкости внутриполитического характера. Хорошо если государство горцев организовано как банановая республика, где власть диктатора обеспечивается лояльностью конкретных людей, которых можно пересчитать по пальцам. Но банановые республики не осваивают космос. В промышленно-развитом государстве всегда есть широкие круги, лояльность которых необходима для пополнения казны. В конечном счете, для пополнения казны необходим интеллектуальный труд населения, а значит без его лояльности контроль казны невозможен. Правитель, переехавший на Деву, рискует получить восстание уже на родине, которая пока что гарантированно сильнее. Буржуазия говорит "нет" налогам без представительства. Пролетариат говорит "нет" буржуазии, которая эксплуатирует их страну с другого конца Ойкумены. Кому такое надо? Гораздо проще не захватывать Чару, но постоянно готовиться к войне с ней и время от времени осуществлять спорадические бомбардировки. Как говорил классик, война - это мир.
Пределы роста встают в полный рост
Но могло быть и гораздо хуже. Посмотрите на HR 6998 (возле стрелки на галактический центр) и представьте, что там нашли хрендостаниум, который важен для исхода конфликта. Теперь чарийцы с горцами пытаются добраться еще и до него. Каждая сторона тратит на путешествие не менее двух лет, что гарантированно исключает высокую интенсивность конфликта.
Если же еще в шести переходах за стрелкой найдется четвертая звезда, вокруг которой крутится-вертится шар голубой, то ни в горскую империю, ни в чарийскую этот шар по-настоящему не войдет. Даже если какие-нибудь чарийские мормоны отправят туда корабль с колонистами и смогут привлечь инвестиции, империя, которая находится на расстоянии пяти лет пути в один конец, им в далекой перспективе ничего не может предложить и, скорее всего, даром не нужна. Равно как и они ей. Об осмысленности полноценного государственного управления на таком расстоянии вообще помолчим. О покойных либо хорошо, либо ничего.
Поэтому при таких маленьких значениях Х звездные империи невозможны, хотя звездная экспансия силами энтузиастов все еще возможна. Хорошей затравкой для космооперного сеттинга может стать история о том, как несколько сотен лет люди расползались по галактике при Х=10, создавая в основном независимые государства, каждое из которых было объединено вокруг своей идеи. А потом условный Рим научился "строить дороги", оказалось, что Х=100, и понеслась... Расстояние измеряется временем. Что-то похожее было в "Видоизмененном Углероде", одна из героинь сериала сокрушалась, что "она думала, что дарит людям возможность увидеть мир, а вместо этого построила дороги для Рима". Но Протекторат не является звездной империей в классическом смысле слова и заслуживает отдельного разбора.
Плотность сети
Как можно было заметить, перейдя по приведенным в посте ссылкам, более абстрактные разговоры о влиянии скорости на стратегию у меня уже были. Разговоры о размере грузооборота были пока только в комментариях. Разумеется, критическим фактором здесь является еще и плотность обитаемых планет, которую я задал очень волюнтаристски. Меняя этот параметр, мы меняем тот Х, при котором складывается определенная ситуация. Империя подразумевает связную сеть, в каждом узле которой кто-то сидит. Даже если путь между соседними узлами может занимать несколько месяцев, путь от столицы до краев не может занимать сильно больше года. После этого центростремительные тенденции начнут перевешивать. Кстати, год - это опыт реально существовавших империй. А вот после этой цифры начинались проблемы.
Еще желательно иметь много узлов, хотя бы десяток, чтобы восстание одного из них можно было легко подавить за счет соседей. Система, в которой есть сюзерен, вассал, и вассал моего вассала - не мой вассал, заведомо неустойчива. Но если на каждом уровне вассалов хотя бы трое, сидеть на таком табурете становится гораздо проще. Если их не трое, а больше, то можно даже болтать ногами. Они никогда не договорятся между собой сразу все. Разве что правитель забьет на интриги совсем уж полностью или сделает какую-нибудь фатальную глупость, отвращающую от него большинство подданных.