Космооперная галактика, "Сделай сам". Часть 8: Оперативное искусство

Jun 14, 2020 16:10

В поисках вдохновения я ботал историю Первой Мировой на суше, а также историю войн XIX века, без которой ее не понять. Такой выбор может показаться странным, но дело в том, что именно в ПМВ, как и ранее в Гражданской войне в США, за 4 года произошел колоссальный скачок в понимании того, как воевать, при отсутствии качественных изменений в матчасти. Хотя чего уж там. Я просто ботал историю ПМВ на суше, потому что меня это заинтересовало. По ходу дела пришло вдохновение.

Итак, сегодня мы поговорим о том, как в нашей космооперной галактике выглядит война с точки зрения проведения операции. И заодно о судостроительной доктрине, которая из этого непосредственным образом вытекает.

Еще раз о важности числа Х

Первым делом напомним, где был неправ Переслегин. Кроме "слабости пункта пять", в обрисованной ранее ситуации на стратегическом уровне есть еще один милый нюанс. Допустим, цель нашей операции строго по Клаузевицу - уничтожение вражеского флота. Мы наступаем... куда? Чтобы уничтожить вражеский флот, его нужно сначала найти. А с этим у нас проблемы, потому что, как было сказано ранее единственным средством сверхсветовой связи являются космические корабли. То есть, чтобы понять, где находится враг и сколько его там, нужно отправить разведчика и дождаться от него вестей. Между звездными системами с точки зрения внешнего наблюдателя, путешествие все еще занимает ... несколько месяцев. Отсюда со всей неизбежностью следует, что упомянутое ранее число Х из пункта 3 не только определяет возможность существования галактических империй, но и одновременно является тем радиусом, в котором мы можем вести разведку. В противном случае, полученные данные неизбежно устаревают. Нам нужно знать, где противник будет к тому моменту, как мы до него доберемся. Но мы даже не знаем, где он находится в момент, когда мы выдвигаемся. Только где он был один условный цикл "действие-реакция" назад.

О том, что не работает

Ну что, галактическая война должна быть короткой, как удар молнии? Используя изначальные языковые параллели, la guerre éclair. А вот не получается короткой без ансибла. На самом деле, даже с ансиблом, но без нуль-т, ситуация будет не сильно лучше. Временной лаг съедает весь эклер. Но ведь Переслегин не предлагал искать вражеский флот. Целью первого удара должны быть выбраны базовые планеты противника? Эта идея не лучше. Как мы помним, звездная империя раскинулась на несколько (не менее 5-6) "чисел Х" во все стороны. Это значит, что выдвигаясь напрямик к базовым планетам противника, вы идете в чистом виде наугад. Информации о том, как на момент вашего прибытия будет устроена оборона и сколько кораблей там ждет, у вас нет. Та что есть устарела на год. Не говоря уже о том, что базовые планеты могут защищать какие-нибудь страшные аббревиатуры вроде ПЛОС (планетарная лазерная оборонительная сеть) или даже РОСЛОЗ (Распределенная Орбитальная Система Лазерных Орудий и Зеркал), в силу чего ни саму планету нельзя взять без долгой осады, ни опирающийся на нее флот разбить. За время пути собачка могла подрасти, а РОСЛОЗ стать раза в два сильнее, чем вы рассчитывали. Вместо эскадренного сражения на выгодных условиях, за которым вы летели, основываясь на устаревших данных, получается выбор между безнадежной атакой и позорным отступлением. Уже два года основные силы вашего флота летели коту под хвост, а враг был занят чем-то более полезным.

Какой-нибудь абстрактный флотофил, наверное, скажет, что вкладываться в подвижные силы априори выгоднее, чем во всякие оборонительные сети. И будет в корне неправ, потому что космос - не океан, и дела обстоят в точности наоборот. Как уже было сказано в предыдущих постах, ПЛОС является гибким средством вывода грузов на орбиту. РОСЛОЗ же может использоваться в мирное время для разгона световых парусников. Такая вот железная дорога, по которой может ехать как товарняк, так и бронепоезд. Поэтому деньги, вложенные в ПЛОС или РОСЛОЗ, напрямую возвращаются в экономику, в отличии от денег, вложенных во флот. Это обстоятельство автоматически превращает любую достаточно развитую планету в крепость, способную на какое-то время задержать основные силы противника. Как и в середине XIX века с появлением винтовок и нарезной артиллерии, на тактическом уровне возникает тупик, выходить из которого нужно на более высоких уровнях.

О том, что работает

Получается, что две звездные империи, описанные в предыдущих шагах, физически не способны вести тотальную войну. Они могут устроить ограниченную войну по Корбетту за приграничные (вглубь на Х) территории. Они могут повторить, но для этого надо сначала выдвинуть базы флота в новоприобретенные владения, что тоже занимает время. А народ не готов вести войну на истощение бесконечно долго, если только у него мозги не промыты до основания. В "Стелларисе" на этот случай есть концепция "усталости от войны". Что же она отражает?

Начнем сначала. Военные операции требуют перемещать много массы и желательно быстро. Для этого нужна высокая плотность энергии, достижимая только в ядерных реакциях. Есть, конечно, варианты с внешним приводом, РОСЛОЗ та же, но наступающая сторона может на нее рассчитывать только во время выдвижения на исходные позиции, а не, собственно, наступления. Так что, большими солнечными батареями не отделаться. Вспоминаем ситуацию с железными дорогами в Первой Мировой. Мало того. Начиная от уровня "космической шпаны" любое оружие, либо жрет в безумных количествах ядерное топливо (лазеры, рельсотроны), либо является сложным техническим изделием (осколочные торпеды), либо и то и другое (торпеды с ядерной БЧ), либо существенно уступает предыдущим вариантам (водномагниевая пушка крута для современного ТУ, но не по сравнению с лазерами "космической шпаны"). Рабочее тело можно найти где угодно, хладагент и материал для кинетических снарядов тоже. С ядерным топливом сложнее, да и с едой, чего уж там. Не забываем, что сбор местных ресурсов занимает время, на которое проседает темп наступления, и так черепаший. Поэтому переход от водномагниевых пушек, химических лазеров и ракет к массовому применению оружия "космической шпаны" оказывает на снабжение примерно такой же эффект, как и случившийся в XIX веке переход от дульнозарядных гладкоствольных ружей к магазинным винтовкам. Переход, конечно, был постепенным, но эффект начал производить немедленно. Причем как на логистику, так и на тактику. Оружие "космической шпаны" как минимум в обороне дает подавляющее преимущество над тем, которое просматривается сегодня. Поэтому без колонн снабжения не обойтись. Именно их ждали чарийцы в "неприметной системе Сол" в части 6. Это в целом даже хорошо для сеттинга, потому что можно грабить корованы и воевать за месторождения урана и лития с той же радостью, с какой в XIX веке воевали за гуано.

Логистика - всему голова

Однако, любое ядерное топливо, которое получает для своих развлечений флот, со всей неизбежностью изымается из экономики. Которой его нужно еще больше, чем обычно, потому что нужно наращивать производство торпед. И транспортных судов для обслуживания коммуникаций флота, которые тоже изымаются из экономики. И танчиков-самолетиков, потому что наземные операции никто не отменял. Поэтому, когда война затягивается, гражданский сектор экономики старых систем начинает страдать от недостатка энергии, а молодых колоний - от проблем с поставками запчастей. Общественность начинает страдать от самого страшного, что с ней может случиться, - отсутствия орданского ройбуша по утрам. Вот вам смешно, а если почитать дневники полярников, застревавших во льдах, можно узнать, что даже на грани смерти люди больше всего беспокоятся из-за отсутствия развлечений, однообразия в еде и трогательных эпизодов с расстрелом щенков. Всего этого даже победоносная война поставляет в достатке, так что, общественность ей не рада. Элитка тоже начинает страдать от самого худшего, что с ней может случиться: казна сокращается, и откаты уменьшаются ключи не получают свое. Поэтому каждый лишний год, на который затягивается война, даже победоносная, приближает страну к ситуации, когда на улицах столицы возмущенная толпа требует республику, а гарнизон ее возглавляет. Экономическую выгоду от победоносной войны нужно получать как можно быстрее, иначе ее победоносность вас не спасет.


Если война складывается неудачно, то все намного хуже, потому что разрушенные или отданные врагу фабрики исключаются из экономики, которая и так находится в состоянии максимального напряжения. А рейдеры прорываются на коммуникации, которые и так страдают от недостатка транспортных средств. Вот и получается, что после потери нескольких приграничных систем наступает момент, когда победитель сражаться до конца не может/хочет/будет, а проигравший - тем более. В интересах обеих сторон заключить перемирие. Да, империи с сильной идеологией, которая объясняет общественности, почему мы сражаемся и зачем надо затянуть пояса, имеют преимущество в затяжной войне. Как и империи с сильной госбезопасностью, которая может своевременно очищать элитку от предателей. Из классических империй, вступивших в ПМВ, половина выбыла через революцию, а вот четвертью века позднее Третий Рейх сражался до самого конца. СССР тоже благополучно пережил потерю трети территории. Казалось бы, откуда в космоопере берутся фашисты с коммунистами?

Разумеется, это все имеет отношение к боевым действиям высокой интенсивности, которые требуют использования основных сил флота и перевода экономики на военные рельсы. И немножечко - подготовке к таким действиям, которая требует того же. Тот же СССР благополучно надорвался без войны, просто готовясь воевать со всем миром в ущерб гражданскому сектору. Вести боевые действия низкой интенсивности, вроде набегов на отдаленную Пандору, можно значительно дольше. До тех пор, пока получаемая выгода не сильно отстает от затрат. Воевать со значительно уступающим в силах противником тоже можно без вот этого всего. Вот это все начинается только если сталкиваются лбами империи с примерно равными возможностями. Тогда ведь еще и военная удача переменчива. Чтобы не полагаться лишь на нее, надо придумать, как путем непрямых действий добиться подавляющего превосходства в силах на оспариваемой территории.

Всему остальному голова разведка

Так мы вернулись к оперативному искусству, то есть, методам подготовки и ведения операций крупными воинскими формированиями. Мы начинали с того, что вражеский флот нужно сначала найти и сосчитать. Это не так просто, если вспомнить, сколько "пустых" систем приходится на 3.5 обитаемых. Они пустые только с точки зрения редких минералов, богатые залежи которых не образуются без геологической сепарации. Энергии и стройматериалов там хватает, вода вполне может быть. Базу флота, которая самостоятельно обеспечивает больше половины его потребностей, сделать можно. И склад, который обеспечивает остальные. Сделать "заначку", где может пополнить запасы группа рейдеров, еще проще. Поэтому самым многочисленным классом кораблей космофлота должен быть скаут. Маленький " тоже военный корабль", основной характеристикой которого является подвижность, а начинкой - сенсоры и почтовые капсулы. Скаут для бедных - максимально дешманское корыто, единственный плюс которого заключается в том, что кушать не просит. Низкие эксплуатационные расходы в сочетании с возможностью крупносерийного производства даже промышленностью не самой развитой планеты. Скаут для белых людей - относительно мощный двигатель, вокруг которого построен легкий корпус, на который навешан сенсорный массив. Кушать просит больше, но и со своими функциями справляется лучше. Скаут для мажоров может иметь более тяжелый корпус и нести достаточное количество оружия, чтобы вести космический бой с каким-нибудь сопоставимым противником, что делает его переходным звеном к следующему классу.


Например, так. Скромно, дешево и практично. Только лабораторные модули на орудийные заменить. Как-никак, тоже военный корабль.

Скауты работают по схеме "зондополя", то есть, дежурят во всех наиболее вероятных дислокациях "аэродрома подскока". В мирное время на своей территории, в военное - на оспариваемой. Хотя периодические пролеты через системы вероятного противника с целью актуализации разведданных по ним тоже имеют место. Именно этим занимается корзэбский корвет в рассказе "На перехват". Если скаутов у страны слишком мало, чтобы создать достаточно плотную сеть на ее границах, то вместо дежурства осуществляется патрулирование. Если у вас как минимум "скаут для белых людей", в военное время можно также осуществлять прямое наблюдение за основными силами противника. Кроме разведывательно-дозорной скауты несут посыльную и стационарную службу. В принципе, они могут охотится на невооруженные суда противника. Как показывает опыт субмарин в ПМВ, для этого достаточно просто быть "тоже военным кораблей" и оказаться в нужном месте. Также любой скаут может создавать минные заграждения. Раз уж у нас есть флот, мины сами по себе врага не остановят. Но они его задержат, сделав тем самым донесение скаута чуть более актуальным. Как говорится, лучший способ выиграть забег - начать его с удара под коленку. В параллелях с ПМВ зондополе и мины являются предпольем.

Если есть скауты, то должны быть и истребители скаутов. Кажется, это наиболее смысловой в данном случае перевод слова destroer. Относительно крупные корабли, предназначенные для преследования и борьбы с ТВК. Несут достаточно оружия, чтобы уничтожить скаут без проблем и риска для себя, имеют достаточно мощный двигатель, чтобы его догнать, но все еще сравнительно дешевы, что позволяет не разориться на их операциях. Разумеется, такое техзадание неизбежно делает истребитель лучшим оружием против себе подобных. В рамках класса возникает целая линейка от недоистребителей, предназначенных исключительно для отстрела дешманских скаутов, до тяжелых истребителей, которые гуртом и батьку побить могут. Танки с танками воюют, как говорится. Я не случайно провел параллель между зондополем и предпольем. Фундаментальная проблема предполья заключается в том, что его можно отжать. Собственно, этот процесс и порождает большинство боевых столкновений в космосе. Если истребители пробьют дорогу во вражеском зондополе, по ней могут пройти незамеченными более серьезные силы. Если пробьют сразу несколько, то хрен враг поймет, по какой на самом деле прошли. Оперативная внезапность для навязывания боя на выгодных для себя условиях весьма полезна. Корабли следующего класса оценят такое приобретение по достоинству.


Карандашная иллюстрация к "космооперному сеттингу номер два". Истребитель ТУ "реальных пацанов". Как легко заметить, вдохновлялся я обликом современных самолетов. Плоскости "крыльев" - это радиаторы, черные трубы на их оконечностях - маневровые двигатели. Они торчат в разные стороны специально, потому как умеют вращаться вокруг оси. С такого ракурса можно заметить три лазерные турели (темно-синие точки), две плазменные пушки (по бокам от носа), ну и торпеды на внешней подвеске, часть из которых уже использована. Вращающаяся секция не предусмотрена, потому что автономности там на 3 месяца. Да, рисую я плохо и схематично.

The fleet is coming

Все, описанное в предыдущем параграфе, это не сказка, а присказка к тому, что обычно называют войной. И мы как раз добрались до того класса кораблей, который должен проникать через дыры в зондополе, выходить на коммуникации противника, грабить корованы, разрушать заводы и всячески наращивать "усталость от войны". Развивать успех, так сказать. Как вы уже догадались, я сейчас говорю про крейсер. Ключевыми особенностями такого корабля являются высокая автономность, способность уйти от преследования, боевая устойчивость. Первым и последним он отличается от истребителя. Из-за этого он оказывается умеренно дорогим в постройке и эксплуатации, зато способным к решению многих задач. Автономность ему нужна чтобы длительное время действовать в отрыве от нормальных баз, устойчивость - чтобы не пришлось быстро свернуть шарманку при активном противодействии противника. Не лишним было бы большое свободное пространство, чтобы разместить там десант, мины или бомбы в зависимости от специфики планов на вечер. Как универсальная палуба на "Абсалонах".

В принципе возможна судостроительная доктрина, отдающая предпочтение "маленьким" крейсерам, у которых боевая устойчивость принесена в жертву возможности применения по принципу "выстрелил и забыл". Но у этой доктрины есть слабое место. Разумеется, прямого боя с тяжелым истребителем маленький крейсер не выдержит. Это корабли примерно одного и того же размера, только первый рассчитан на максимальную огневую мощь вблизи от своей сети баз, а второй - на длительное пребывание вдали от своей. Борьба с крейсерством по умолчанию ложится на плечи все той же рабочей лошадки космофлота. Поэтому маленький крейсер, своего зондополя не имеющий и выбирающий цели методом тыка, от атаки большинства обнаруженных целей будет вынужден отказаться. Кроме тех, что защищены совсем уж по остаточному принципу. Остается только перейти к тактике "волчьих стай", предполагающей атаку с нескольких направлений с целью раздергать охранение. Но для этого маленьких крейсеров должно быть много, и это уже не будет дешевле следующего варианта.


А вот крейсеру без вращающейся секции никак не обойтись. Его автономность - несколько лет.

Чтобы противнику жизнь медом не казалась, альтернативная доктрина использует "большие" крейсера, имеющие серьезные системы защиты и вооружения, позволяющие справиться с легкими силами прикрытия. Учитывая требования автономности и способности уйти от преследования, такие корабли будут достигать воистину огромных размеров. Зато адекватное противодействие им требует воткнуть что-нибудь сопоставимое в каждый конвой, находящийся в зоне риска. То есть, тратить топливо на лишние телодвижения больших кораблей. Большой крейсер увеличивает "усталость от войны" самим фактом своего существование, а если он еще что-нибудь разнесет, так вообще прекрасно.

Разумеется, эффективное противодействие большим крейсерам заключается не в организации конвоев. Оно заключается в эластичной обороне. За зондополем должна располагаться сеть военных баз, на каждой из которых, помимо тяжелых истребителей, находится некоторое количество больших крейсеров, способных достаточно быстро прибыть на место прорыва и начать немедленно преследовать противника. У нас по условию время путешествия в обычном пространстве сравнимо со временем БЧС-путешествия с точки зрения внешнего наблюдателя, так что возможность вызвать "ударную группу" (если угодно, "пожарную команду") в принципе есть. Это должна быть сеть, а не одна база, потому что, хотя в глубину зона боевых действий простирается на Х, в ширину она запросто может быть в 3-4 раза длиннее. Космос, в отличие от суши, трехмерный, так что ударных групп в таком случае потребуется уже 9-16. Много, да. Но ударная группа перед конвоем имеет то несомненное преимущество, что кушать не просит. Используемые таким образом большие крейсера не тратят топливо на пропихивание своей огромной массы через пространство вне зависимости от того, активен ли вообще враг. Таким образом, система базирования флота подразумевает рассредоточение вдоль границы и создание некоего подобия линии фронта. В качестве дополнительного бонуса, она способствуют тому, чтобы прорывать вражеское зондополе в стиле Брусилова: начав одновременно множество атак, как можно быстрее развивать наступление там, где будет достигнут успех. Если такую линию фронта удерживать невозможно, альтернативный вариант заключается в использовании схемы блокпостов, когда ударные группы прикрывают ключевые коммуникации, а остальное пространство отдано на милость противника.

Маленькая войнушка между минорами может к вышеописанному полностью сводиться. Или даже к очень урезанной версии вышеописанного. Но уровнем выше нам встречается...

Pride of a nation, a beast made of steel

Я долго думал над смысловым переводом слова battleship, отвязанным от "корабля линии". В конечном счете, вспомнил, что у нас есть main battle tank. Поэтому пусть будет Основной Боевой Корабль (ОБК). Именно бэттлшип-линкор является основой боевого порядка флота в сражении, все остальные классы кораблей занимают по отношению к нему подчинённое или зависимое положение. При этом он же наносит основной по важности урон противнику. В статье по ссылке дано лучшее на мой взгляд определение ОБК, довольно универсальное по отношению ко всяким там парадигмам и уровням технологий, если убрать слова "бронированный" и "артиллерийский". ОБК это корабль, способный, исходя из своих огневой мощи, защищённости, живучести и скорости вести длительный огневой бой с кораблями противника всех классов, ведя по ним огонь из бортового оружия до их полного уничтожения, сохранять боеспособность при поражении корабля боеприпасами противника, для которого не существует класса кораблей, вооружённых таким же по мощи или более мощным оружием и одновременно имеющих такую же или лучшую защищённость. Довольно похоже на МВТ, не правда ли? Да, немножечко иронично, что я даю ссылку на статью с названием "почему исчезли линкоры". Но она здесь очень к месту. Ведь мы говорим про оперативное искусство, и должны понять, при каких обстоятельствах ОБК в нем вообще будет нужен.

Из предыдущих частей читатель помнит, что у операций флота могут быть позитивные и негативные цели. Среди всех возможных стоит выделить две:
1) Негативная цель - недопущение вторжения противника на наши планеты.
2) Позитивная цель - обеспечение вторжения наших войск на планеты противника.
Обе эти задачи подразумевают уже не самодеятельность крейсеров, а действие полноценных эскадр. Потому что коммуникации растянуты, там тот, кто защищает все, не защищает ничего. А вот планет с постоянным населением в зоне боевых действий очень мало, и так или иначе все они защищены. Как РОСЛОЗ, так и базирующимися на них эскадрами. С истребителями у нас прекрасно воюют истребители, а с крейсерами крейсера и тоже истребители, но перечитав определение ОБК, мы обнаружим, что если противник имеет на ТВД хотя бы несколько таких, а у нас ничего такого нет, выполнение обозначенных целей крайне затруднено. Может ли ОБК прорвать РОСЛОЗ? Может ли существовать аналог мониторов береговой обороны? Вслед за той статьей процитируем Ставицкого:
Задачи борьбы с крупными группировками надводных кораблей противника, в состав которых входят его линейные корабли, только авиацией, подводными лодками, крейсерами и лёгкими силами требуют для своего успешного решения ряда благоприятных условий, которых в нужный момент может и не быть.
Разумеется, это верно только для определенной суммы технологий, но мне очень хочется ее именно до такого состояния докрутить. Поэтому скажем, что да, достаточно массированная атака с применением ОБК при определенной доле удачи, некоторых подготовительных мероприятиях и подавляющем численном превосходстве может прорвать РОСЛОЗ, а затем и ПЛОС. Ценой больших потерь, конечно же, и огромного расхода боеприпасов.

Если бы не хотелось, то в принципе было бы легко придумать сумму технологий, в которой создание ОБК физически невозможно. Простейший способ заключается в том, чтобы отнять у "космической шпаны" корабельные лазеры как эффективное ПРО, оставив при этом торпеды с ядерной БЧ мегатонного класса. Да, выйдя в космос прямо завтра мы окажемся в ситуации, когда ОБК не существует. Но все еще существует "самый ударный и самый ракетный" корабль-арсенал, возглавляющий боевую группу и расширяющий ударные возможности сопровождающих его кораблей поменьше.

Из обозначенных задач эскадры следует образ ее действий. Войти в пробитую в зондополе дыру также, как крейсера, и нанести удар, внезапный если не в стратегическом плане, то хотя бы в оперативном. Целей, достойных применения сразу всех основных сил флота, на ТВД немного, а то и вообще одна. Но есть базы крейсеров из предыдущего параграфа, каждую из которых можно атаковать группой ОБК, поддержанных легкими силами. РОСЛОЗ там если и есть, то далеко не такая мощная, как на планетах с большим постоянным населением. Если враг вовремя не сориентируется и не сможет парировать этот удар своей эскадрой, база будет разрушена, а в эластичной обороне образуется дыра, которую можно использовать так, как описано выше. Тот же результат будет если эскадра на битву явится, но уступающая в силах атакующему. Это и есть сражение на выгодных нам условиях. Чтобы его избежать, враг должен сделать свои основные силы элементом эластичной обороны, и развернуть их на второй линии сети баз. И отступать вместе с ней, если мы побеждаем. Да, в аналогии с ПМВ ОБК действительно является аналогом танка.

Постепенно отбивая территорию, можно добиться ситуации, когда населенная планета, ради которой затевался весь сыр-бор, окажется в окружении. Держать там основные силы враг уже не сможет, он должен прикрывать свою эластичную оборону, а значит находиться гораздо глубже. Быстро прийти на помощь тоже не сможет. Планете придется рассчитывать только на свои силы, а одна планета огромную империю не побьет.

космос, фантастика, кгсс

Previous post Next post
Up