Ява. Часть 3. Борободур.

Sep 06, 2009 01:45


Храмовый буддийский комплекс Борободур мы посетили, по мудрому совету Михаила, на рассвете. А то, как уверяют они с Настей, днём там очень много народу.







Ну, если днём народу ещё больше - тогда это просто караул!  Неизбежная куча разномастного народа стала заметна и нам - правда, в основном, когда стало светать. Паломники? Да нет, скорее - туристы, вроде нас.
А ночью идти от музея к храму было очень романтично - темно… Никаких людей не видно даже в метре от тебя. Пейзаж и силуэт, а точнее - силуэтЫ ступ храма-гиганта едва угадываются, а впереди и вокруг - только свет фонариков и отдалённое разнобойное пение буддийских монахов. Или - это были не буддийские песнопения? У Лены в жж я прочла о них - «пение мулл». И действительно, они звучали подозрительно по-мусульмански, хотя вроде бы и как-то иначе, чем мои любимые молитвы, обычно раздающиеся из усилителей мечетей Джокьякарты. Мы обсудили это позже со всеми участниками экспедиции, но к единому мнению так и не пришли - для меня это пока остётся загадкой - кто же это пел в ночи в окрестностях храма, самого большого буддийского памятника на Земле?
Когда фотографии Борободура увидел мой муж Митя (а он архитектор по профессии), то сказал, что он давно знает этот храм по фотографиям и только недавно обречённо подумал, когда в очередной раз увидел Боробудур по телевизору - «вот место, где я никогда не побываю». Я даже как-то слегка возгордилась. 
Это сооружение можно рассматривать как гигантскую книгу для паломников. Три уровня символизируют три сферы местопребываний Будды. По мере обхода каждого яруса можно познакомиться с жизнью Будды и элементами его учения - там куча рельефов, которые мы тупо механически сфотографировали, не особо вникая. Подозрительной мне показалась центральная ступа - в отличии от остальных ступ, у неё отсутствовала верхушка. Архитектурно мне это кажется неоправданным, нарушается общая гармония силуэта, он выглядит от этого незавершённым - куцым и нелогичным. Может, она была разрушена какими-нибудь варварами или землетрясением давным-давно, и все её привыкли воспринимать именно такой, а раньше она была другой - завершённой и полновесной, как другие ступы?  Не удивлюсь, если найду этому подтверждение. Впрочем, мало ли что мне кажется. Никакой информации в интернете на эту тему я пока не нашла.
А вообще… На островах Индонезии столько религий, культур, языков, и, как следствие -  типов застройки города и храмовых архитектурных сооружений, бытовых укладов, повсюду свои рисунки на ткани, тут тебе и икат, и батик на ткани и дереве, кухня тоже везде разная, а уж музыкальные инструменты, вокал, театральные и танцевальные традиции - это просто бездонный колодец! Чтобы со всем этим богатством культур не то что близко познакомиться, а хотя бы только узнать об их существовании, моей жизни точно не хватит - так что,  я решила даже и не дёргаться. Достаточно иногда заглядывать в журнал Михаила Цыганова. Сейчас я скажу страшную вещь - во дворец султана в Джокьякарте я не ходила! В моём распоряжении было так мало времени, а вокруг были вещи поинтереснее дворцовой роскоши, на которую можно полюбоваться и в книжках. Поинтереснее - для меня, конечно­­. Вот о них я и расскажу - а перед этим на всякий случай ещё раз публично признаюсь в воинствующем невежестве и субъективности.

Ява, заметила, выдумала тоже!, люди

Previous post Next post
Up