Первые поселенцы села Тенгинка из Западной Армении.

Nov 18, 2021 20:25





Византийский храм.

Фамилии первых поселенцев были: Дер-Дживелек, Терз, Кешаб, Наон, Авджи, Татул, Каспарян. Опишу пока первый род священника Дер-Дживелек.



Фамилия Дживелек является весьма редкой и на турецком языке означает помощник офицера-янычара, унтер-офицер. Недалеко от старого города Кесария Каппадокийская находился античный город Нисса, где была епархия Ниссы. Там служил известный богослов Святитель Григорий Нисский. В наше время это место-поселок с 1620 года носит название Дживелек, провинция Невшехир, Гюльшехир, Каппадокия, Турция. С этой провинции происходил род Дживелек, там жили Кесарийские армяне. Так сообщает Аршак Алпояджян - историк Западной Армении, филолог, общественный деятель. Армяне, которые жили на территории Византийской империи, а позже Османской империи, являлись подданными государства и имели их гражданство. По этой причине они носили турецкие фамилии. Однако имена и отчества давали в честь предков - армянские, тем самым сохранив свой менталитет, свою Веру христианскую, обычаи и традиции, готовили свои национальные блюда. Западно-армянский язык ближе к грабару (древнеармянский язык богослужения) и имеет множество диалектов. Именно поэтому важно знать, с какого места происходил твой род. Дживелеки живут в России, Абхазии и Грузиии все между собой имеют общие корни и дальнее родство, фамилии они носили и носят разные по написанию - Джувелекян, Джевелекян, Дживелекян, Дживелеговы, без окончания «ЯН» и тому подобные, но корень один правильный - Дживелек. Но Дживелеки, жившие по сей день в Турции неизвестно, либо турки, либо хемшины (исламизированные армяне).



Турция, Невшехир, г.Дживелек

Дер- Дживелек Ованнес տեարն Ջիվելէկ Յովհաննու (1798-1870гг.).

Дер-Дживелек Ованнес родился в западно-армянской семье священнослужителей в 1798 году. Он был подданным Османской империи, но при этом являлся человеком из духовного сословия, не страшась и не ужасаясь притеснения со стороны мусульман-османов, смело нёс служение Господу и всему армянскому народу. Знал несколько языков: греческий(древнегреческий), западно-армянский и восточно-армянский(несколько диалектов и наречий), древнеармянский язык богослужения Грабар и османский(турецкий).

У него был сын - Дер-Дживелек Георг Ованнесович (1833-1901гг.) տեարն Ջիվելէկ Գէորգ Յովհաննու , ставшим впоследствии по Воле Божией и благословению своего отца первым священником армянских переселенцев в селе Армянское Шапсуго (позже с.Тенгинка). Отец был в преклонном возрасте, поэтому дал ему завещание просвещать людей Христианской верой, быть преданным своим принципам и быть верным служителем своего народа. Всему он был научен от отца. Сначала он был диаконом, ещё при отце, а позднее получил хиротонию и стал священником. Батюшка Ованнес благословил его со словами напутствия:

"Учись читать и писать, мой любимый мальчик, тогда ты станешь умным и добродетельным. Познай Слово Божие, мой родной, и дай возможность познать другим. Поминай меня и дедов в своих молитвах. Да подаст тебе Бог доброе пользование Священным Писанием, с чистой совестью служить, да подаст всем делам их успех  и да подаст Царствие Небесное усопшим. Аминь, аминь и аминь. Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих".

Последняя фраза является текстом из Псалтири, написанной царём Давидом, Кафизма 5, Псалом 33. Дер Ованнес был очень грамотным и цитировал не только Библию, но и писания Святых Отцов, сборники Житий Святых. Он любил читать армянские сказки и разную литературу. У него была большая библиотека, где находилось много богослужебных книг на древнеармянском языке Грабар (язык богослужения). Книги имели издание библиографическое в Константинополе по благословению архиепископов. Он хранил огромное количество старинных икон. Церковная утварь в основном была сделана из золота. Всё это ему дал Господь через людей, которые жертвовали на благоустройство Церкви. Все эти ценности Дер Ованнес передал своему сыну Георгу и через него для всех потомков рода Дживелек. Таково было его слово, слово отца. Оно было самым важным и значительным для сына, ведь он отправлялся в дальнюю дорогу. Что его там ожидало?

Итак, в далёком 1866 году, когда Кавказская война была окончена (1817-1864гг.), когда император Александр II Освободитель разрешил заселять земли христианскими народами, из Западной Армении прибыл на корабле священник со всей своей семьёй - Дер-Дживелек Георг Ованнесович տեարն Ջիվելէկ Գէորգ Յովհաննու, на территорию Черноморского побережья Российской империи, в город Новороссийск, а затем в село Армянское Шапсуго. Греки, ассирийцы и армяне - амшенские, понтийские, кесарийские и другие христианские народы прибывали постепенно из Османской империи, с территории Западной Армении (Хамшен) в Россию. Под его руководством на свои средства и пожертвования людей в Армянском Шапсуго строилась первая каменная церковь в византийском стиле. Вход был с другого места, напротив алтаря, как заходишь, идёшь прямо. На двери и окнах виднелись красивые узоры. Возле храма было решено хоронить, чтобы сразу обращались к батюшке для отпевания. До сих пор сохранилось кладбище. Стихийные бедствия унесли половину могил.



Церковь в селе Тенгинка, построенная первыми поселенцами во главе со священником Дер-Дживелек Георгом Ованнесовичем.

Как только он добрался до места назначения, сразу начал строительство храма. Нормы земельного надела для переселенцев по Положению от 10.03.1866 года сотавляли 30 десятин удобной земли (пахотная, сенокосная и выгонные угодия) на семью в бессрочное потомственное владение. Для обеспечения церкви ему было выделено 74 десятины земли вдоль реки Шапсухо, из которых 30 десятин было для большой семьи Дер Георга. В современных документах - это Дживелеково поле, вокруг возвышаются высокие горы, прям как до небес, живая природа, рядом обустроен родник. Всё развивалось благополучно, потому что он занимался благим делом. Он покрестил много людей, детей, венчал супругов и отпевал усопших. В доме имел свой личный кабинет, где находился в уединении, ему приносили еду и никто не мешал ему трапезничать. До конца дней своих возносил молитву Богу. Бывало из соседнего аула Псебе к Георгу заезжали Адыги, держа путь на Кубань. Он общался с горцами, так как знал их обычаи и нравы, он был привычный к их этносу и менталитету. Адыги с уважением к нему относились, ведь он был далеко непростой человек. Они смогли понять друг друга, держа нейтралитет. Горцы даже обращались к нему с почтением, говоря: Дживелек Оглы. Отец научил его владению нескольких языков, которые знал сам. У Дер-Дживелека Георга Ованнесовича было много детей, из которых два сына - Дер Аган 1857г.р.,  Дер Галуст 1860г.р., имена девочек, к сожалению, не дошли до наших дней.

Дер-Дживелек Галуст Георгович служил в церкви до 1920 года. В его кабинет никто не имел права заходить. Имел много золотых монет. Его дети - Маргар, Тахнар, Давид и Александр.

Дер-Дживелек Аган Георгович впоследствии служил дьяконом в селе, пока он не погиб трагической смертью в 1884 году в возрасте 27 лет, его сильно избили разбойники из-за церковного золота, он умер на руках жены Вартуи.  Церковное золото он закопал, так как это была большая драгоценность, которая принадлежала Богу и никому более. Так и не смог он дослужиться до сана священника. Жена осталась с четырьмя детьми на руках: Богос 1878г.р., Бедрес 1880г.р., Ардаш 1882г.р. и Назык 1884г.р. Вартуи больше не вышла замуж, потому что она являлась матушкой - женой священнослужителя. Она очень любила мужа и не хотела предавать его род - духовное сословие. Ей помогал Дер-баб Георг в пропитании семьи и воспитании детей. Он тяжко в глубине души переживал смерть сына, это было большое горе и утрата, утешением для него был только Господь и его семья. Дети росли, учились выживанию, ведь надвигалось страшное время и люди как будто это чувствовали. Дер Георг стал болеть и тосковать по сыну, позднее он умер и по-христиански его похоронили рядом с церковью около могилы сына. Однако после себя он оставил потомство достойное рода Дживелек.

Начинались тяжёлые времена - Революция 1905 года, Первая Мировая война 1914-1918гг., а затем и ещё Революции 1917гг. Ещё позже Гражданская война 1917-1922гг., которая больше всего задела Черноморское побережье. Детям не хватало отца, но у них была мать, которая всю свою любовь отдала им, пытаясь заменить того, кого так не хватало. Братья женились, сестра вышла замуж и они создавали семьи.

Up