Авиезер Такер в книге
Our Knowledge of the Past: A Philosophy of Historiography пишет о формальных критериях по которым можно определить, основывается ли научный консенсус в той или иной области на знании, или же к его существованию привели иные причины. Всего формальных критериев три: добровольность, исключительная гетерогенность и достаточная
(
Read more... )
Comments 32
Reply
Такер уверен, что проверить это можно пользуясь этими тремя критериями. Если эти условия соблюдены, то консенсус, с большой долей вероятности основывается на знании.
Кстати, первый пример такого массового и однозначного консенсуса для Такера это, как раз, современная библеистика(лишь затем он обсуждает лингвистику и теорию эволюции). В которой уровень консенсуса по основным вопросам чрезвычайно высок.
Насчёт тех "почти 100%, которые являются представителями западной, "иудео-христианской" культуры" можно сказать только то, что ситуация с изучением большинства ближневосточных и греко-римских античных источников та же самая.
Reply
На протяжении тысячелетий ведущие мировые ученые самых разных культур и религий были уверены в том, что положение планет влияет на погоду и здоровье. (Насчет того, влияет ли оно на судьбу людей, полного согласия не было). Был ли этот косенсус плодом начного знания?
первый пример такого массового и однозначного консенсуса для Такера это, как раз, современная библеистика
Это очень странно, конечно. Если не сказать - подозрительно.
ситуация с изучением большинства ближневосточных и греко-римских античных источников та же самая
Я имел в виду, что прочие культуры мы изучаем извне, а основы западной культуры - изнутри. Если бы изучением истоков индийской культуры занимались только индийцы, китайской - только китайцы и т.д., то это положение дел стоило бы признать весьма плачевным.
Reply
Современная историография, по мнению Такера, как и современная наука в целом, возникла только в XIX веке. Здесь я с ним полностью согласен Никаких тысячелетий истории науки не было. Были, конечно, отдельные критические исследования, но не существовало способа создать всеобщий консенсус.
*Я имел в виду, что прочие культуры мы изучаем извне, а основы западной культуры - изнутри*
На самом деле, библеистика активно развивается и в Азии. Но не в этом суть, научные основы антиковедения заложены именно в Европе, а уже оттуда распространялись по всему миру. Неудивительно, что центр до сих пор находится не в Китае. Хотя в последнее время и там сильно интересуются историей иудаизма и христианства.
Reply
То есть, он вполне последовательно придерживается позиции Такера - в отсутствии возможности проверить мнения многих специалистов, и постольку, поскольку группа специалистов выглядит весьма масштабной, в существенной степени добровольной и до некоторой степени гетерогенной, то следует положиться на их мнение. Но как только появляется возможность разобраться в том, что же эти специалисты понаписали, насколько валидными были их методы, насколько обоснованными были их допущения, то тут уж наличие или отсутствие консенсуса не должно влиять на наши умозаключения.
Reply
Если какой-либо библеист или учёный любого профиля пишет статью, в которой нужно упомянуть мнение о датировке текста Пятикнижия, то он имеет право просто указать на существующий консенсус.
То же самое можно сказать и о существовании Иисуса. Если кто-то подвергает консенсус(соответствующий критериям) сомнению, то имеет на это полное право, это другой вопрос. Консенсус изменяется, так сказать, в установленном порядке.
Карриер также исходит из консенсуса по отдельным вопросам, даже не разбираясь в причинах.
Reply
Просто из вашего пересказа рассуждений Такера у меня сложилось впечатление, что он говорит о неких абсолютно надежных критериях определения того, основан ли консенсус на знании или на предубеждениях. Речь же идет не о том, чтобы "определить" (ваш термин), а о том, чтобы судить об этом с большей степенью уверенности - "сonsensus on beliefs may be epistemically useful as an indicator of knowledge" (слова Такера).
Reply
Reply
Leave a comment