Кирово-Чепецк и Каринторф: узкоколейка как общественный транспорт

Jun 20, 2015 13:01

Дима долго выбирал место для нашей первой поездки выходного дня из Кирова и наконец остановился на Кирово-Чепецке. Собственно, интересовал моего мужа не этот близлежащий город, а Каринская узкоколейная железная дорога, ведущая в Каринторф. Бывший поселок городского типа Каринторф сейчас присоединен к Кирово-Чепецку и является его микрорайоном (хотя и весьма отдаленным), что делает интересовавшую нас узкоколейку уникальной: это единственная в России узкоколейная железная дорога, используемая в городе в качестве общественного транспорта.


Ласточка проехала через изнывающий от 30-градусной жары Киров и Нововятск (еще в 1989 году присоединенный к Кирову в качестве административного района) и наконец припарковалась в Кирово-Чепецке. Согласно распечатанной нами схеме где-то рядом должна была находиться конечная станция узкоколейки. Но вокруг были только обычные жилые кварталы со дворами и супермаркетами, не содержащие даже намека на железнодорожную станцию.

Но мы ее все-таки нашли. За небольшой рощицей в зарослях тянулись четыре ржавых рельса и чернел уже ни от чего не прикрывающий остов навеса. Рядом была небольшая будочка, закрытая и заросшая. Все это забавно маленькое, как на детской железной дороге. Вот и все, никаких билетных касс, расписания и толпы людей. По расписанию, которое Дима нашел в Интернете, до поезда было еще два часа. Мы пошли гулять по Кирово-Чепецку.




В первую очередь нам бросилась в глаза странная организация непонятного для нас назначения: "Православный молодежный центр". Вероятно, там организуются какие-то мероприятия или кружки-секции для детей. Но все равно звучит странно.




А больше, собственно, нам ничего в голову и не бросилось. Кирово-Чепецк - город новый, появившийся в 30-е годы как рабочий поселок при строительстве Кировской ТЭЦ, а затем развивавшийся вокруг Кирово-Чепецкого химического комбината. Поэтому старинных домов в городе нет, каких-либо скульптур, фонтанов или скверов мы тоже не заметили. Город во всех его частях был похож на спальный район с широкими прямыми улицами, состоящий из многоэтажек разной времени постройки. А еще жители Кирово-Чепецка называются чепчанами. Ужасное слово! Я бы не согласилась жить в этом городе хотя бы только потому, что тогда бы мне пришлось называться чепчанкой (в воображении сразу встает такая тетушка в чепчике, шерстяной шали и с вязальными спицами).




Утомившись от прогулки по жаре, мы вернулись на станцию и уселись на высокой скамейке под навесом, болтая ногами. В ожидаемое нами время поезд не пришел, и мы вообще усомнились, действительно ли дорога действующая. Мы предположили, что она, возможно, не работает по выходным. Дима предложил самим поехать в Каринторф и хотя бы посмотреть на депо. Мы вернулись к Ласточке.

В пути мы лишний раз возмутились по поводу распространенной в России в последнее время гигантомании властей, которые объединяют населенные пункты, находящиеся далеко друг от друга. Район Кирово-Чепецка Каринторф находится в более чем 10 км от города, причем половину этого пути надо ехать по бугристо-ямистой грунтовке, которой Ласточка была не очень-то рада. Дорога лежала по понтонному мосту через реку Чепцу, который построили только в 2012 году, причем через месяц после торжественного открытия он утонул. Сейчас мост восстановлен, а раньше жители Каринторфа, окруженного с трех сторон тайгой, могли добраться до «большой земли» только на пароме или узкоколейке по железнодорожному мосту.




В Каринторфе мы сразу заметили "депо" узкоколейки по раскиданным на путях лилипутским вагончикам.




Вагончики выглядели заброшенно, что еще раз укрепило нас в мысли о нерабочем состоянии дороги.




Мы заехали в поселок, то есть, извините, микрорайон. Он впечатлял куда больше Кирово-Чепецка. Каринторф возник примерно одновременно с Кирово-Чепецком как поселок для рабочих, добывавших в этих глухих заболоченных местах торф. В 1942 году была построена узкоколейка, которая тогда была преимущественно грузовой и предназначалась для вывоза торфа на Кирово-Чепецкую ТЭЦ. После войны в поселке действовал лагерь для немецких и венгерских военнопленных, которые и построили основную часть жилых домов. Поэтому поселок выглядит весьма интересно: стройные ряды деревянных многоквартирных домов в окружении сосен.




Дома, конечно, не только деревянные и не только сороковых годов постройки, но все двухэтажные и похожие друг на друга. В некоторых квартирах мы заметили пластиковые окна. Нам попались на глаза магазин, баня, почта и больница.




Создается впечатление, что жизнь в оторванном от цивилизации поселке умиротворенная и неспешная: редкие прохожие медленно прохаживаются по улицам, иногда проносятся мотоциклы. Но где же работают все эти 2000 человек, если торф уже не добывается из-за перехода Кирово-Чепецкой ТЭЦ на газ? Ездят каждый день в город на машинах по грунтовке и понтонному мосту? Или по узкоколейке, у которой всего 5 рейсов в день? Загадка.

Мы поехали в обратный путь по той же жуткой пыльной грунтовке вдоль путей, и вдруг - о чудо! - рядом с нами пронесся, погромыхивая, набитый торчащими из дверей людьми лилипутский поезд. Ура! Она работает! Каринторф, мы еще вернемся! На этот раз железнодорожным транспортом.


Россия, река, УЖД, на машине, природа, на выходные из Кирова, архитектура, Кировская область

Previous post Next post
Up