Дима долго выбирал место для нашей первой поездки выходного дня из Кирова и наконец остановился на Кирово-Чепецке. Собственно, интересовал моего мужа не этот близлежащий город, а Каринская узкоколейная железная дорога, ведущая в Каринторф. Бывший поселок городского типа Каринторф сейчас присоединен к Кирово-Чепецку и является его микрорайоном (хотя и весьма отдаленным), что делает интересовавшую нас узкоколейку уникальной: это единственная в России узкоколейная железная дорога, используемая в городе в качестве общественного транспорта.
Ласточка проехала через изнывающий от 30-градусной жары Киров и Нововятск (еще в 1989 году присоединенный к Кирову в качестве административного района) и наконец припарковалась в Кирово-Чепецке. Согласно распечатанной нами схеме где-то рядом должна была находиться конечная станция узкоколейки. Но вокруг были только обычные жилые кварталы со дворами и супермаркетами, не содержащие даже намека на железнодорожную станцию.
Но мы ее все-таки нашли. За небольшой рощицей в зарослях тянулись четыре ржавых рельса и чернел уже ни от чего не прикрывающий остов навеса. Рядом была небольшая будочка, закрытая и заросшая. Все это забавно маленькое, как на
детской железной дороге. Вот и все, никаких билетных касс, расписания и толпы людей. По расписанию, которое Дима нашел в Интернете, до поезда было еще два часа. Мы пошли гулять по Кирово-Чепецку.
В первую очередь нам бросилась в глаза странная организация непонятного для нас назначения: "Православный молодежный центр". Вероятно, там организуются какие-то мероприятия или кружки-секции для детей. Но все равно звучит странно.
А больше, собственно, нам ничего в голову и не бросилось. Кирово-Чепецк - город новый, появившийся в 30-е годы как рабочий поселок при строительстве Кировской ТЭЦ, а затем развивавшийся вокруг Кирово-Чепецкого химического комбината. Поэтому старинных домов в городе нет, каких-либо скульптур, фонтанов или скверов мы тоже не заметили. Город во всех его частях был похож на спальный район с широкими прямыми улицами, состоящий из многоэтажек разной времени постройки. А еще жители Кирово-Чепецка называются чепчанами. Ужасное слово! Я бы не согласилась жить в этом городе хотя бы только потому, что тогда бы мне пришлось называться чепчанкой (в воображении сразу встает такая тетушка в чепчике, шерстяной шали и с вязальными спицами).
Утомившись от прогулки по жаре, мы вернулись на станцию и уселись на высокой скамейке под навесом, болтая ногами. В ожидаемое нами время поезд не пришел, и мы вообще усомнились, действительно ли дорога действующая. Мы предположили, что она, возможно, не работает по выходным. Дима предложил самим поехать в Каринторф и хотя бы посмотреть на депо. Мы вернулись к Ласточке.
В пути мы лишний раз возмутились по поводу распространенной в России в последнее время гигантомании властей, которые объединяют населенные пункты, находящиеся далеко друг от друга. Район Кирово-Чепецка Каринторф находится в более чем 10 км от города, причем половину этого пути надо ехать по бугристо-ямистой грунтовке, которой Ласточка была не очень-то рада. Дорога лежала по понтонному мосту через реку Чепцу, который построили только в 2012 году, причем через месяц после торжественного открытия он утонул. Сейчас мост восстановлен, а раньше жители Каринторфа, окруженного с трех сторон тайгой, могли добраться до «большой земли» только на пароме или узкоколейке по железнодорожному мосту.
В Каринторфе мы сразу заметили "депо" узкоколейки по раскиданным на путях лилипутским вагончикам.
Вагончики выглядели заброшенно, что еще раз укрепило нас в мысли о нерабочем состоянии дороги.
Мы заехали в поселок, то есть, извините, микрорайон. Он впечатлял куда больше Кирово-Чепецка. Каринторф возник примерно одновременно с Кирово-Чепецком как поселок для рабочих, добывавших в этих глухих заболоченных местах торф. В 1942 году была построена узкоколейка, которая тогда была преимущественно грузовой и предназначалась для вывоза торфа на Кирово-Чепецкую ТЭЦ. После войны в поселке действовал лагерь для немецких и венгерских военнопленных, которые и построили основную часть жилых домов. Поэтому поселок выглядит весьма интересно: стройные ряды деревянных многоквартирных домов в окружении сосен.
Дома, конечно, не только деревянные и не только сороковых годов постройки, но все двухэтажные и похожие друг на друга. В некоторых квартирах мы заметили пластиковые окна. Нам попались на глаза магазин, баня, почта и больница.
Создается впечатление, что жизнь в оторванном от цивилизации поселке умиротворенная и неспешная: редкие прохожие медленно прохаживаются по улицам, иногда проносятся мотоциклы. Но где же работают все эти 2000 человек, если торф уже не добывается из-за перехода Кирово-Чепецкой ТЭЦ на газ? Ездят каждый день в город на машинах по грунтовке и понтонному мосту? Или по узкоколейке, у которой всего 5 рейсов в день? Загадка.
Мы поехали в обратный путь по той же жуткой пыльной грунтовке вдоль путей, и вдруг - о чудо! - рядом с нами пронесся, погромыхивая, набитый торчащими из дверей людьми лилипутский поезд. Ура! Она работает! Каринторф, мы еще вернемся! На этот раз железнодорожным транспортом.