Городской транспорт Кракова

Mar 10, 2011 23:46

Как утверждает реклама на трамвайовых телевизорах, Краковская городская коммуникация - первая в ранкинге Польши и восьмая в мировом. Городской транспорт представлен автобусами и трамваями (в том числе скоростными). Весь городской транспорт - в цветах городского флага (сине-белый).



Я раньше думал, что так во всех городах Польши, по крайней мере, во Вроцлаве, Гданьске, Варшаве цвет городского транспорта совпадал с цветом городского флага/герба. Но вот Познань выбился из этого ряда.
Все автобусы - такие новые, как на фотке. Старых вообще нет. Все они инвалид-френдли, на них реально ездят колясочники.

Трамваи - самые разные. Старые:






И новые:



Трамвайные пути:



Снаружи и внутри у всех автобусов и трамваев - кнопки открытия дверей. Сами двери не открываются. Опять же, экономия.






Такие билеты:



Бывают самые разные: 15-, 60-минутные; 1, 2, 3-суточные; недельные и месячные. Это - месячный, без лимита поездок на любом городском транспорте (для студентов - 47 злотых в месяц). Время его получения заняло... 2 минуты. Достаточно было прийти со студенческим и фотографией. В Москве же нужно пройти семь кругов ада, чтобы получить СКС.



Никаких турникетов нет, кондукторов тоже. Теоретически можно ездить бесплатно, но это нехорошо. Билеты нужно покупать либо на остановке в билетоматах (есть не на всех остановках), в магазинах при остановке, в билетомате в самом транспорте, либо у водителя (на 20% дороже).



С декабря в Кракове появилось мобильное приложение, с помощью которого можно купить электронный билет и при контроле его предъявить






Сразу после входа обычный билет нужно прокомпостировать.



Периодически появляются контролёры. Штраф за проезд без билета или проезд с непрокомпостированным билетом бьёт по карману. Прикинуться овощем не получится, т.к. все надписи о том, что нужно прокомпостировать, не только на польском, но и на английском, немецком и русском. Говорят, кто однажды попался, больше без билета не ездил и всегда честно покупал билет и компостировал. Штраф - 100 злотых (1000 р.), но если заплатить в течение семи дней, то сделают скидку 30% :). Говорят, вопрос можно решить на месте без выписывания квитанции, но порядочный гражданин скорее оплатит квитанцию в банке, чтобы деньги пошли на развитие города, инфраструктуры, а не в карман маргиналу. Успокаивающая опция: когда у тебя есть билет и вошёл контролёр, нужно думать "круто, сэкономил 70 злотых" :)

Во всех (или почти во всех) автобусах и трамваях - камеры наблюдения (по несколько штук, в том числе и на лобовом стекле). К слову, камеры и на каждом перекрёстке над каждым светофором.






В старых трамваях вот такая маршрутная таблица:



В новых показывают 3 следующих остановки:



А в самых-самых новых (осторожно, оргазм!) - такой вот экранчик, на котором есть карта маршрута, карта города, на которой красная точка - это текущее положение, определённое по спутнику, и фотографии окрестностей конкретной остановки. Осталось ждать, чтобы на остановках появились такие экраны с картой города, на которой было бы видно, где едет и едет ли ожидаемый трамвай...



А ещё в каждом автобусе есть дисплейчик с временем, остановками и именинами. Именины в Польше очень важны.
Один автобус увёз меня в 1998 год :)



Реклама в автобусах как-то незаметна даже... Где-то ненавязчиво почти на потолке.

Типичная польская остановка:



Шутка :) Типичная, скорее, эта:



Или вот такие в центре, с часами, управляемыми радиоволнами™ и с табло, на котором пишут, через сколько приедет трамвай. Буквально перед отъездом на остановках начали ставить солнечные батареи. Сфоткать не успел :(



Ключевая особенность польского городского транспорта - точное расписание прибытия. Поляки искренне удивлялись, как в Москве живут без расписания. "Приходят на остановку и ждут неизвестно сколько?!"
Такое расписание со временем прибытия и полным списком остановок висит на каждой остановке. По большей части время соответствует действительности. Пробки есть, но для общественного транспорта на загруженных улицах специальная полоса для общественного транспорта.



В Кракове нет метро, есть скоростной трамвай, у которого всего 2 остановки - под землёй.



Ещё несколько видов транспорта в Кракове :)






А это кнопки на пешеходных светофорах. Нажми. Жди. На однополосных дорогах при нажатии чуть ли ни сразу включается зелёный свет для пешехода. На больших дорогах, по-моему, толку от них нет.



Краковские указатели улиц



Знак пешеходного перехода. Снизу - детский :)



Wypadki - аварии


Польша, Краков, Транспорт

Previous post Next post
Up