Другая сторона медали. Секреты полотен Владислава Измайловича

Oct 12, 2021 19:01

В доме банкира Степана Петровича Елисеева, потомка купцов, основавших знаменитые Елисеевские магазины, есть необычный зал. Его особенность не сразу бросается в глаза, но когда ее замечаешь, то возникает желание узнать об истории появления странного симбиоза барокко и соцреализма.



Снимок выше - это коллаж из двух фотографий. Обе они сделаны в танцевальном зале петербургского особняка Елисеева на Мойке 59. Нижняя половина коллажа представляет общий вид помещения, а верхняя - фрагмент потолочного плафона, носящего названия "Торжество социализма". Как появился этот плафон? Почему именно здесь?



1. Социализм в банкирском доме

Общий вид танцевального зала в апартаментах Елисеева (ныне здание принадлежит Талион-отелю)


А вот как выглядит плафон, занимающий центральную часть потолка:

Владислав Измайлович. Торжество социализма, 1926 (изображение кликабельно, полный размер 3000*5900)



Рассмотрим это многоплановое полотно подробнее. "Читать" картину лучше снизу вверх. В ее основании изображена бедная деревенька с потемневшими деревянными избами, где одинокий крестьянин поднимает сохой маленькое каменистое поле. За ним наблюдает большой черный ворон, который словно ожидает смерти этого старого сельского уклада, написанного художником в мрачно-сероватых тонах.

1. Уходящая деревня


Центр полотна занимает гигантский столб пламени и дыма - буквальная метафора горнила революции. Слева рабочие куют новую жизнь в окружении диковинных машин и механизмов. Это они разожгли революционный пожар, пройдя через который деревня становится светлой и радостной - она изображена справа от огненной стихии. Агитаторы в красных платках и галстуках предлагают крестьянам идиллическою картину, где на огромных полях работают машины, огороженные дороги освещены электричеством, а каменные дома крыты железом.

2. Горнило революции и светлое будущее


Апофеозом полотна является демонстрация на Красной площади у мавзолея Ленина - только что построенного, еще деревянного. Колонна слева несет транспаранты ленинградской парторганизации - дань тогдашним хозяевам здания на Мойке. В других колоннах идут солдаты Красной армии (защита страны), узбеки в чалмах и халатах (символ интернационализма), девушки в белых блузках (освобожденные женщины). На конях стражи революции; они и наблюдают, и руководят движением. Задние ряды темной толпы, не участвующей в демонстрации, изобилуют котелками, шляпами и белыми воротничками - символами "недорезанной" буржуазии, чиновников и интеллигенции.

Демонстрация


Обилие метафор, выверенная композиция, колористическое решение выдают в художнике старую школу. Именно поэтому плафон в барочном зале смотрится вполне органично и не бросается в глаза как нечто чужеродное, несмотря даже на свой революционный сюжет. Но самое замечательное, что художник Владислав Матвеевич Измайлович писал этот плафон дважды, правда с интервалом в 20 лет.

В 1902-1904 годах Степан Петрович Елисеев предпринял кардинальную переделку внутренних интерьеров своего особняка на Мойке. Парадные залы оформлялись в различных стилях: ренессанс, барокко, рококо, ампир. К работам привлекались лучшие мастера своего времени, среди них оказался и Измайлович, который расписал по крайней мере два зала и лестницу. Уже один этот факт говорит об уровне художника.

Купол лестницы в особняке С.П.Елисеева. Роспись В.М.Измайловича


После Октябрьской революции Елисеев покинул Россию. В комнатах особняка на Мойке сначала обосновался ДИСК (Дом Искусств, организованный Горьким для бедствующих писателей и художников), а в 1924 году - Центральный Партийный клуб, предтеча будущей Высшей партийной школы. В клубе обучали пропагандистов и агитаторов из разных регионов, при этом занятия и собрания проходили как раз в бывших парадных покоях Елисеева. По-видимому, плафон танцевального зала оказался слишком фривольным для новых хозяев страны и его решили переделать. Работу поручили Владиславу Измайловичу, и в 1926 году художник нанес новый красочный слой на свою же собственную роспись 1904 года (сюжет которой теперь, увы, неизвестен. Единственное, что я о нем нашел, это слова Б.Лосского: "...большой зал с живо­писным плафоном, изображающим танцующие пары в костюмах разных эпох, и по углам - с четырьмя одетыми в хрусталь тор­шерами" - Минувшее, вып.12, 1993).

Кем же был художник Владислав Измайлович, что ему доверяли первостепенные заказы и в Российской Империи, и в Советской России?

2. Салонный живописец

Владислав Измайлович. Чистейшая, 1912


В 1895 году Владислав Измайлович блестяще окончил Училище барона Штиглица (будущая Мухинка) и заслужил пенсионерскую поездку за границу. Еще студентом он расписывал интерьеры училища Штиглица и этот опыт очень пригодился будущему мастеру, когда в 1897 году художник Степанов предложил ему участвовать в создании плафона для дома барона Кельха на Сергиевской улице (ныне ул. Чайковского, 28). Измайлович выполнил эту работу в Венеции, потом полотно было перевезено в Россию.

Торжество мира. Плафон в особняке Кельха, 1897 (фрагмент)


В показанной части росписи изображены две богини: Немезида (с весами и мечом) и Венера (с оливковой ветвью и зеркалом). Справа от них бог Марс снимает с себя боевой пояс и отдает его прекрасным дамам. Под ним - поверженная фигура Зависти со змеями в руке.

По возвращении из Италии в Петербург Измайлович стал модным живописцем. Некоторое время он работал у Великого князя Владимира Александровича - президента Академии художеств и дяди Николая II, параллельно начал преподавательскую деятельность в Петровском коммерческом училище. В 1901 году художник получил важный заказ на роспись потолка в Михайловском замке для овального будуара - комнаты, примыкающей к спальне, где был убит Павел I.

Владислав Измайлович. Потолочная роспись будуара Павла I в Михайловском замке, 1901


фото - сайт Русского музея

Спальня, где был убит Павел, в оригинальном виде не сохранилась. На ее месте Александр II повелел устроить церковь, притвором которой стал бывший овальный будуар. Поскольку Павел любил живопись итальянского художника Гвидо Рени, потолок притвора решили украсить копией его картины "Вознесение Богородицы". Измайлович, однако, изменил колорит оригинала и придал лицам ангелов черты современных ему женщин (в частности, своей невесты Марии Николаевны Аристовой).

Гвидо Рени. Вознесение Богородицы, 1642. Старая пинакотека, Мюнхен


У публики Измайлович пользовался популярностью как салонный портретист. И хотя он писал образы известных личностей (например, трех Военных министров), "в массы" пошли его изящные, а иногда и несколько слащавые, композиции с мифологическими и экзотическими сюжетами. Издатели охотно перепечатывали их на почтовых открытках - их и сейчас можно найти у букинистов. Моделью для этих работ порой служила жена художника Мария Николаевна.

Владислав Измайлович. Портрет жены, 1902.


Открытки - репродукции картин и рисунков Измайловича (1905-1915):

1. Баядерка


2. Два зверька


3. Сусанна


4. Мечта


3. Картины - перевертыши

Революция провела резкую границу в творчестве художника: стилистически и тематически его произведения четко разделились на "до" и "после". Уже в 1918 году Измайлович пишет портрет Ленина, который в определенной степени становится каноническим, по крайней мере, на те несколько лет, пока образ Ильича еще не начали превращать в ретушированную икону.

Владислав Измайлович. Портрет В.И.Ленина, 1918.


В интернете бытует мнение, что этот портрет написан с натуры. В 1918-21 годах Ленина действительно рисовали несколько художников (Анненков, Бродский, Верейский, Козлов, ...), но при этом художников допускали в ленинский кабинет лишь для набросков, поскольку хозяин категорически отказывался позировать. Измайловича среди них не было, его ленинский портрет 1918 года написан по известной фотографии Наппельбаума, также ставшей каноном. Сравните приведенное выше изображение и фото:

Моисей Наппельбаум. В.И.Ленин, 1918


Впрочем, Измайлович был не единственным человеком, который использовал фотографии Наппельбаума для создания живописных портретов вождя - пальцев одной руки явно не хватит для перечисления имен всех копиистов (например, портрет Николая Фешина, который иногда называют "первым портретом Ленина", также написан по фото Наппельбаума). Вообще, изображение деятелей революции было при Советской власти весьма востребованной темой, позволявшей художникам как-то существовать в суровой действительности того времени.

Владислав Измайлович. Портрет Ф.Э.Дзержинского, 1924-1926.


фото - сайт Музея политической истории России

Владислав Измайлович. Сталин, Ворошилов и Буденный у карты на Царицынском фронте.


фото - сайт Музея политической истории России

Измайлович рисовал портреты Кирова, Ломоносова, Калинина, Маркса ("в порядке общественной нагрузки", как он выразился в своей автобиографии 1953 года), но ленинская тема была для него, по-видимому, основной. В начале 1924-го года он выполнил портрет, который через 100 лет вывел имя художника на телевизионные экраны и первые полосы газет - как печатных, так и электронных.

Владислав Измайлович. Ленин на прогулке, 1924.


Эта работа также написана по фотографии, сделанной в октябре 1918 года. Тогда Ленин впервые вышел во двор Кремля после ранения. Вот как выглядит оригинал фото:

Петр Оцуп. Ленин на прогулке, 1918


Измайлович перенес место прогулки вождя из Москвы в Петербург, только что ставший Ленинградом после смерти Ленина. Портрет занял почетное место в актовом зале 23-й Советской Единой Трудовой школы - бывшего Петровского коммерческого училища, где Измайлович преподавал рисование с 1898 года, а с 1918 по 1925 год был директором.

В актовом зале Трудовой школы (ныне - 206 школа С.-Петербурга), где висел портрет Ленина работы Измайловича, 1934.


В 1970 году не в меру расшалившийся первоклассник влетел в полотно и пробил в нем дыру. Когда в 2013 году пришел черед реставрации, сотрудники, осматривавшие повреждения картины, неожиданно обнаружили, что обратная сторона холста покрыта черным грунтом, из под осыпей которого проступает еще одно изображение.

Было принято решение не только восстановить портрет Ленина, но и расчистить его обратную сторону. Работу поручили реставрационной мастерской родного для Измайловича училища Штиглица (ставшего к 2013 году Художественно-промышленной Академией им. Штиглица). И постепенно из под слоя грунта перед реставраторами проявился еще один портрет, да не кого бы то ни было, а последнего российского императора Николая II.

Две стороны одного холста. Слева - портрет В.И.Ленина, справа - портрет Николая II. Фото Татьяны Поцелуевой, куратора реставрационных работ.


Вероятно история развивалась следующим образом. Портрет Николая II, выполненый художником Ильей Галкиным в 1896 году, с самого начала был предназначен для главного зала Петровского училища. Сохранилась дореволюционная фотография, на которой портрет хорошо виден - он находится в центре стены, там же, куда через 30 лет поместят Ильича.

В актовом зале Петровского коммерческого училища. Фото 1900х годов.


После Февральской революции 1917 года императорские изображения повсеместно уничтожались. Такая же участь ждала и портрет из Петровского училища, но чтобы не разрушать интерьер главного зала его решили замазать. Поскольку художественной частью руководил Измайлович, то весьма вероятно, что работу выполнял именно он. Художник покрыл работу Галкина - своего хорошего друга - таким грунтом, который при желании можно было легко смыть.

После смерти Ленина в январе 1924 года поступил социальный заказ на увековечивание памяти вождя, выполнить который поручили Измайловичу. Художник не стал использовать новый холст и не стал писать портрет Ленина поверх изображения Николая II, а использовал обратную сторону полотна. По завершении работы, ленинский портрет был вставлен в старую "николаевскую" раму, с которой лишь удалили атрибуты царской власти. Конечно, Измайлович рисковал - за сохранение императорского портрета он вполне мог лишиться не только места, но и головы, тем более, что лицо Ленина практически совпало с лицом Николая II на другой стороне холста. Но всё обошлось, и почти 100 лет никто не подозревал о "второй сущности" образа Ленина. Сейчас двойной портрет работы Галкина-Измайловича экспонируется в Эрмитаже.

Когда видишь послереволюционные работы Владислава Измайловича, становится понятно, почему именно ему доверили переделку плафона в Партклубе - бывшем особняке Елисеева. А когда узнаёшь историю портрета Николая II, появляется надежда, что Измайлович предпринял какие-то меры, чтобы сохранить свою первую роспись плафона, которую в 1926-м году он превратил в "Торжество социализма". Будем надеяться, что когда-нибудь оригинал плафона вновь увидит свет.

Владислав Измайлович. Русский город, 1936


Владислав Матвеевич Измайлович был талантливым педагогом и практически всю жизнь преподавал рисование и живопись в разных учебных заведениях. Вот как вспоминал о нем Аркадий Райкин, бывший его учеником: "Любопытно, что в своей живописи Измайлович при­держивался достаточно консервативных, старомодных установок (ему как бы не хотелось расставаться с де­вятнадцатым веком), а вот на наших занятиях это не отражалось. Менее всего он был склонен рассматривать явления искусства в свете собственных страстей и при­страстий. В этом отношении его вкус, такт, чувство меры казались мне безупречными... Такой педагог, как наш Владислав Матвеевич, был незаменим для того, чтобы мы могли научиться без предвзятости и, так сказать, с достаточного расстояния постигнуть природу разнообразных «измов» двадцатого века; не противопоставляя один «изм» другому, но ощущая их взаимообусловленность, их общую историко-культурную функцию."

Во время Великой Отечественной войны супруги Измайлович оставались в блокадном Ленинграде. Мария Николаевна работала уборщицей - в блокаду это давало небольшой, но очень важный довесок к иждивенческой норме хлеба. Владислав Матвеевич работал в Доме ученых - бывшем особняке Великого князя Владимира Александровича, своего первого мецената. Практически Измайлович руководил Домом ученых (остальные члены администрации были в эвакуации), организовывал доставку продуктов для ученых, страдающих дистрофией, работал в Институте переливания крови, сам сдавал кровь. При этом не прекращалась его работа как художника, он написал несколько портретов, рисовал на военные темы, писал картины, посвященные донорам - они сейчас находятся в Институте гематологии и трансфузиологии (бывший Ленинградский Институт переливания крови). Летом 1943 года и Владислав Михайлович, и его жена были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Владислав Измайлович. Портрет В.Л.Комарова, президента Академии Наук, 1944


фото - сайт Русского географического общества

Приведенный портрет академика Комарова хранится в Русском географическом обществе. В 2020 году его идентифицировали как работу Измайловича. Неожиданно, этот холст также оказался "с секретом": когда с картины сняли раму, обнаружилось, что на оборотной стороне есть ещё один портрет, написанный пастелью, - изображение неизвестного военного.

Рисунок на оборотной стороне портрета В.Л.Комарова


фото - сайт Русского географического общества

Когда я смотрел документы о награждении Измайловича медалью "За оборону Ленинграда", то обнаружил такую запись:



Из нее следует, что художник выезжал на фронт, для создания портретов Героев Советского Союза. Не поможет ли эта информация в установлении личности того, кто изображен на обороте портрета В.Л.Комарова? Может быть, это один из 13 человек, получивших звание Героя за операцию "Искра", в результате которой 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда?

...

Мне бы очень хотелось завершить эту запись фотопортретом самого В.М.Измайловича, но ни одного приемлемого по качеству изображения я не нашел. Несколько фотографий художника есть в ЦГАКФФД - Архиве кинофотофонодокументов Петербурга, но увы, ни один петербургский архив не предоставляет образов документов в таком постыдно-изуродованном виде, как ЦГАКФФД:

С.Дагис. В.М.Измайлович в своей мастерской, 1948. ЦГАКФФД СПб, фотодокумент Вр 3046.


...Владислав Матвеевич скончался в 1959 году. Он похоронен в Петербурге, на Большеохтенском кладбище, в одной могиле со своей женой Марией Николаевной. На обратной стороне памятника высечена короткая, но о многом говорящая надпись: "55 лет вместе".

Памятник на Большеохтинском кладбище. Фото Андрея Павловского.


Толчком к появлению этого текста послужила прекрасная экскурсия по залам особняка Елисеева, проведенная Еленой Викторовной Дыниной. Поклон ей.

Больше о В.М.Измайловиче и его работах:

- А.В.Капов, Н.Н.Мутья. Владислав Измайлович - художник монументально-декоративно искусства (pdf)
- Автобиография В.М.Измайловича (ЦГАЛИ, pdf)
- О двойном портрете Ленина и Николая II
- О двойном портрете в Русском географическом обществе

.

museum, piter, architecture, history, painting, russia

Previous post Next post
Up