Точный адрес Куликова Поля. Часть 1

Sep 20, 2024 16:18


Пролог:

Сколько копий сломано вокруг Куликовской битвы, но ни одно из них не попало в историческую точку и не рассеяло туман, покрывающий Куликово Поле до настоящего времени.

Наша память слаба, и век наш, людской - деревянный.

Мир не помнит былое на тысячу лет.

Время - хваткий могильщик, надёжный, туманный -

Беспощадно к Героям, не пишет их славных побед.

Не ходи, не зови, не пугай всех пронзительным ликом,

Слушай стон тишины и пытливо назад посмотри,

Подбери слабый, тлеющий в Поле забытом,

Уголёчек последний, угасшей Зари.

Очень долго в штабе Куликовской битвы - в её музее, служили историки, твёрдо верившие в нечаевскую каноническую версию, упорно искавшие необходимые подтверждения. Результата не получили. Могло ли быть иначе, если ни один из летописных параметров не ложится на поле, придуманное Степаном Нечаевым? Постепенно штаты заполнили шустрые, лукавые специалисты, которые оставили только Дон да вторую Непрядву, придумали массу странных уловок, а все летописи выбросили на свалку истории; отрицая ключевые летописные показания, снизили число участников до пяти тысяч бойцов, то есть, до размеров заурядной стычки с кочевниками; принизили грандиозность и масштабность Куликовской битвы до критического уровня - стало быть, фальсифицировали её значение и довели ситуацию до абсурда, на глазах всего честнòго народа.



Вид на Красивую Мечу с Красного холма

Ищем Поле Куликово

Список летописей о Куликовской битве хорошо известен:

1. Летописная повесть о побоище на Дону.

2. Задонщина.

3. Сказание о Мамаевом побоище.



4. Ростовская летопись.

5. Свод булгарских летописей.

Сколько ни хитрите, сколько не мудрите, но других источников нет. Да и чем же плохи эти? Неужели наши предки знали дело хуже нас? Идите за мной - строго по летописным отметкам. Без особых усилий я приведу вас в заветное место.



Красный холм на карте

Первую отправную точку смотрим в «Сказании»:

«У Дона стоят татары поганые, Мамай царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу» (3).

Из «Летописной повести» известен срок стояния:

«В то время Мамай встал за Доном, со всем своим царством, бушуя, и кичась, и гневаясь, и стоял три недели» (1).

Информация полная и вполне достаточная. Место стояния одномоментно находится у Дона и у Мечи, стало быть, в устье Красивой Мечи. Что такое «Чуров» и где находится Михайлов, расскажу ниже, а мы сначала посмотрим, куда идёт царь-Мамай через реку и на какую дистанцию?

Дистанция звучит в «Летописной повести»:

«И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять - такое было множество воинов».

«А в шестом часу дня примчался Семён Мелик с дружиною своею, а за ними гналось множество татар. Так открыто гнались почти до нашего войска, что, лишь только русских увидев, возвратились быстро к царю и ему сообщили, что князья русские изготовились к бою у Дона» (1).



Атака Мамая - карта-схема

Театр военных действий измерял русский писарь, глядевший в сторону Мечи от второго, от главного ориентира - от устья Непрядвы у Дона. По кратчайшему расстоянию от Мечи до устья Перехвалки 20 км. Речь идёт о пространстве, покрытом татарскими и русскими полками на 10 верст - на 16 км. Ветеран Куликовской битвы всё видел своими глазами и реально оценивал положение противников сразу же после форсирования Мечи татарами, к 9 часам. К шестому часу - в 12, татары подтянулись и заняли позиции против русского фронта, а потом «… бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон …» (1) - бились до 15-ти.

В Чурове, на меридиане 39 градусов, астрономический полдень наступает в 12 часов. Астрономическая дата битвы падает на 16 сентября, с долготой дня 12 часов 38 минут. Указано время московское, по которому мы реально живём 16.09.2024 - в дату выхода статьи. Это важно знать, для понимания хронометража битвы.

С летописцами не поспоришь.

Ищу точку, в которой стоит автор «Летописной повести»:

«Князя, пришедшего за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, вел один Господь Бог, и не отвернулся Бог от него» (1).

Мелководный Турмышский брод (пехоте по колено) находится «между Чуровым и Михайловым» на древнейшей Турмышской дороге, привязанной к лебедянскому Каменному Коню в документах о Сторожевой службе от 1571 года. Эту самую короткую дистанцию от Мечи до русского фронта, равную 16-ти км, пехота проходит часа за три.

Сетка оврагов и речек Куликова Поля подробно расписана в Ростовской летописи:

«Ростовцы стояли крылом своим у большого оврага, идущего к реке Непрядве и селу Рождественскому, потом перешли ручей Верходубье и Липовой, впадающий в Смолку, где и бились с татарами, имея позади себя реку Непрядву и лес. В самой сече бились с татарами у Рыбного оврага, дошли до устья Утиного, впадающего в реку Смолку, дошли, наконец, и до Красного Холма» (5).



Перехваль на карте 1983 года

Беру циркуль, согласно масштабу карты раздвигаю ножки на 16 км, ставлю левую иглу на берег Мечи у Турмышского брода в Мочилках, черчу дугу и смотрю: какие речки попали в поле зрения? Без задержки перехожу нисколько неподходящие Городянку в Лебедяни и Ракитянку выше неё. Вижу устье речки со странным названием «Перехвалка», которая впадает в Дон в границах села с ещё более подозрительным именем «Перехваль». В Перехвали имеется густая сетка оврагов и речек, на карте похожая на правую орлиную лапу - один в один, как на Гербе России! Такая картинка сразу же подкрепляет уверенность. Но кого и за что здесь перехвалили? Потерпите. Развязка будет скоро.



Перехваль на современной карте

В отличие от графа Нечаева, у меня кроме деревянной сажени и циркуля, есть современный сканер QR-кодов. Географические QR-коды, похожие на этикеточные, рисуют на местности овраги и речки, а топографы переносят их на карты. Где, в каком тумане более шести веков от нас прячется QR-код Куликова Поля?

Сканером служит роспись оврагов и речек, взятая из Ростовской летописи. Начиная от «большого оврага» - от Большого Лога, приложим пунктуальную роспись на перехвальскую площадку в строгой последовательности - раздаётся мощный стон. Попали! Сканер показывает идеальное совпадение!

Станет ли кто-то спорить, что ростовскому набору гидронимов поля битвы, соответствует единственный или неповторимый геологический рисунок. Само собой у Монастырщино подходящего рисунка нет. Однако похожие названия в том регионе есть, но они раскиданы по огромной территории, которую не обскачешь даже за сутки, да и скакать надо зигзагом, нарушая летописную последовательность. Названия перенесли сюда беженцы, покинувшие разорённую нижнюю Непрядву.



Куликово Поле - карта-схема

Очевидец битвы прошёл по горячим следам Ростовской дружины во время восьмидневных похорон погибших, зафиксировал подлинную топографию компактной площадки Куликова Поля и оставил нам «записки охотника». Летописец составил полный последовательный список первородных названий, в который даже в наше время невозможно вставить ни одного лишнего перехвальского объекта. Но не всё так гладко. В этом районе на современной карте есть только Дон, Меча и Большой Лог. Однако весь набор оврагов и речек имеется, и расставлены они на местности в строгом пунктуальном соответствии с «ростовским протоколом». Хронометраж рейда Ростовской дружины идеально укладывается в общий график Куликовской битвы, проходившей в один световой день 8 сентября 1380 года.

Мы нашли единственный на планете QR-код, на все сто соответствующий летописным параметрам. Здесь оно - Поле Куликово, потерянное в прошлые века. Теперь уже не говорите, что летописец прожил 500 лет и намеренно составил подлог в пику Степану Нечаеву! Тут же приходит понимание: кого и за что, здесь признали перехвалёнными.



Перехваль, Градский и Градской овраги на карте 1790 года

Дополнительной подсказкой служит карта Рязанской губернии 1790 года, на которой овраги Градский и Градской, ограждавшие русские фланги, специально показаны. Русский фронт шириной 600 метров располагался в створе ручья Верходубье-Градской и оврага Утиный-Градский.

В Перехвали не заблудишься потому, что «было поле то тесным между Доном и Непрядвой» (1).

Историческое Куликово Поле находится в трёх километрах к югу от речки Непрядвы-Перехвалки, за околицей села Перехваль, на возвышенности с отметкой 199,3 и с координатами центра: 53 градуса 07 минут 25 секунд северной широты, 39 градусов 06 минут 00 секунд восточной долготы.

Как видите, задачка оказалась нисколько не сложной, даже без привлечения Булгарских летописей, фальшивых, по мнению официальных лукавых историков. Булгарские летописи презирают за честные и чистые татарские откровения о Куликовской битве, отлично дополняющие русские, но нисколько не совпадающие с официальной версией. В них показана первая забытая Непрядва-Нимряд-Перехвалка, Красный холм в устье Мечи, Гусин брод в Лебедяни, Кузьмина гать на Цне, и масса другой важной информации. Все летописи достоверны, поскольку все летописные параметры идеально ложатся на перехвальскую площадку у нижней Непрядвы или привязаны к ней. В эту точку сходится весь хронометраж событий. Было две Непрядвы - и это факт!

Мы нашли Куликово Поле, а теперь разберём другие знаковые летописные точки.



Чуров в Удриках над Красивой Мечой

Вернёмся на берега Красивой Мечи и рассмотрим участок от Чурова до Михайлова, где уже три недели пасёт коней царь-Мамай и требует объяснений.

Чуров - место обитания славянского бога Чура. Чуров расположен в береговой части Красного холма, на высоком правом берегу Мечи, в её устье. Чур - хранитель душ умерших предков, традиций и правил, чаще всего деревянный или каменный межевой чурбан.

Чуров составлен двумя реальными объектами. Хорошо известный курган Волотова Могила с половецкими чурбанами - с каменными бабами - это первый. Второй - Красный буерак, населённый нерукотворными скульптурами языческих богов, среди которых Световид, Велес, Конёк-Горбунок, Колобок, Змей-Горыныч, Лунница. Кроме того, главная богиня пантеона - Макошь, прячется в отдельном логове на вершине Красного холма. Оба святилища и курган образуют древнейший языческий комплекс (7). Места языческих святилищ называют красными. Это и есть тот самый потерянный Красный холм, из Ростовской летописи, до которого «дошли наконец» ростовцы, после потопления мамаевцев в Мече.

Назовите, параметры, по которым холм значится «Красным» на официальном поле битвы?

«Летописная повесть» рассказывает:

«И в погоне этой одни татары пали под оружием христиан, а другие в реке утонули. И гнали их до Мечи до реки, и там бесчисленное множество бегущих побили. Князья же гнали полки садомлян, избивая, до стана их, и захватили большое богатство, и всё имущество их, и все стада содомские» (1).

Из данной фразы понятно чётко: сначала громили на Мече, а потом брали обоз, а не наоборот, как по Нечаеву: сначала брали и делили трофеи, а потом добивали на Мече, в 40 км от ложного поля. И уж никак не мог Мамай пройти за одни сутки 100 км из устья Мечи до нечаевского Красного холма, повоевать там три часа, а потом прибежать в свой лагерь. Хронометраж ни одного летописного события не вяжется с верхней Непрядвой!

По «Михайлову» точных данных нет. Без сомнения, искать объект надо вверх по Мече. Дорога, уходившая от Михайлова Рязанского в сторону Красивой Мечи, отмечена в «Книге Большому Чертежу», где говорится, что речка «Табола течёт от Михайловской дороги». Михайловская дорога пересекала Мечу через брод в деревне Большой Верх, в 30-ти км от устья Мечи. Возможно, эту дорогу называли Михайловским шляхом, согласно древнейшей практике. Дорогу на Михайлов ещё помнят старожилы, кроме того, они рассказывают предания о шатре татарского хана на Буравцевом холме перед Куликовской битвой. Булгарские летописцы уточняют: здесь стоял пятитысячный отряд Сабана Кашани, посланный казанским эмиром Азаном на помощь Мамаю, и подтверждают Красный холм в устье Мечи.

Я покоя не знал, и копил эту грусть,

Но, оставив сомненья, в конце своих дней,

Вышел в Поле, услышал: гудит моя Русь

Под копытами буйных татарских коней.

Храмы Поля в руинах, погашен их свет,

А глазницы пусты и черны от печали,

Шёл я к ним все 645 долгих лет,

И дороги стелились, и реки встречали.

Помогали друзья, но скулили враги,

В подворотне готовя точёные вилы…

- Мудрый Сергий! Меня вразуми, помоги!

Укажи светлый путь до забытой могилы!

И не просто, не сразу, волна за волной,

Приходило прозренье, и множились силы,

Будто посох вручил русский Старец Святой,

И лампаду зажёг над Великой Россией!

Свет забытой Непрядвы - негаснущий свет,

Вспыхнул снова, но всуе - замечен едва ли.

Озаряет он Поле твоё, Пересвет,

И могилы, и храмы, что мы потеряли.

Над Красивой Мечой не растаял туман,

И над Гатью Кузьминской забвенья печаль,

Гусин брод потеряла моя Лебедянь,

Над забытой могилой стоит Перехваль.

Тускло светит луна над Победной рекой,

В Березуе святом благодатный покой.

Красный холм не остыл от татарской крови,

Камни в Чурове спят, что расскажут они?

Цели и задачи Куликовской военной кампании

Сотни лет висит вопрос: почему и зачем армия Дмитрия Московского ушла так далеко от столицы? Но упрямо, вопреки исторической методологии, профессиональные историки не принимают к сведению весьма логичный ответ из булгарских летописей: русские князья выполняли приказ султана Тохтамыша о посылке войска, для участия в совместной военной операции против раскольника Мамая, переданный Бахта-Мохаммедом в виде жёсткой угрозы расправой, в случае неповиновения. Приказ поступил в начале лета, в кульминационный момент междоусобицы.



Куликовская битва по Нурутдинову

Смотрим летопись «Нариман тарихы»:

«Когда царю (Тохтамышу) стало известно о зловещем намерении Мамая напасть на столицу (Сарай-Берке) совместно со своими друзьями в Алане (из Алании), то он велел Газану Абдалу и Бахта-Мохаммеду оторвать от Мамая артанцев (литовцев), кортджакцев (москвитян), кисанцев (рязанцев) и Коч-Кумык - кубанских алан-карачайцев.

Прибыв к москаулыйцам (москалям), Бахта-Мухаммед увидел их приготовления к войне и сказал улубию ак-балынцев (великому князю Московскому): «Мы загородим Мамаю путь в Артан (Литовское великое княжество) и Кортджак (Московию). Если ты не поможешь, или станешь мешать, то мои булгары и туркмены перевернут в Ак-Балыне (в Северо-Восточной Руси) все вверх ногами» (5).

У князей появилась возможность объединить Русь, легально собрать большую силу и сбросить ненавистное иго. А иначе, чем можно объяснить такое яростное рвение русских князей? Через 142 года после нашествия хана Батыя, через два года после яркой победы в Вожской битве, блеснул первый лучик свободы. Войско Мамая, которым командовал Бегич, топили в Воже эти же русские полководцы: Дмитрий Московский, Андрей Полоцкий... Светилась реальная возможность разбить каждую группировку по-отдельности, а ещё лучше - добить последнего правителя Орды, оставшегося после междоусобной схватки.

Дорожная карта Куликова поля

Мамай не собирался идти на Москву: «… стало известно о зловещем намерении Мамая напасть на столицу (Сарай-Берке) …» (5). После соединения с союзниками, готовился поход по Ногайской дороге через Кузьмину гать, для захвата власти в столице.

Хорошо известно из летописей: Мамай позвал на помощь Ягайло и Олега, а на реке Цне у Кузьминой гати его поджидал Багун. У Тохтамыша, кроме русской, были две свои группировки, которыми командовали Бахта-Мохаммед и Эдигей. Первая, нацеленная с юга на Красный холм, стояла в районе Задонска, а вторая - следила за Багуном.



Дорожная карта Куликова поля

В книге В.Д. Егорова «Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV веках» говорится о двух группировках ордынцев, которые перемещались по двум маршрутам. Первая пришла на Мечу вдоль Дона, от устья реки Воронеж, а другая - проторённым путём через Рясное поле, что совпадает с информацией из булгарских источников. Историк цитирует документ, который хранился в архиве Министерства юстиции в 17 веке:

«И в те времена ординские цари и ногайские мурзы с татары приходили в Росийские места войною сакмами: по 1-й, из-за Волги, на Царицынской и на Самарской перевозы, и через реку Дон на Казанский брод и на урочище Казар, где ныне город Воронеж, на Рязанския и на Коломенския и на иныя места; по 2-й перешод реку Волгу, а Дону реки не дошод, промеж рек Хопра и Суры, чрез реки Лесной и Польный Воронежи, на Ряские и на Рязанския и на Шацкия места, которою сакмою и Батый в войну на Русь шол» (6).

Про вторую группировку говорится в «Сказании»:

«Уже царь на Кузьмине гати стоит, но не спешит, поджидает Ольгерда Литовского и Олега Рязанского, а о твоих же сборах царь не ведает и встречи с тобою не ожидает, по письмам от Олега, и через три дня должен быть на Дону».

«Мамай идет со всем своим царством в мою землю Рязанскую на меня и на тебя, а знай и то, что идет на тебя и литовский Ягайло со всеми силами своими» (3).

Князь Олег состоял в сговоре с князем Дмитрием, писал ему докладные письма и в поход не собирался.



Кузьмина гать на реке Цне

Согласно булгарским летописям, на Татарской сакме за Кузьминой гатью пас коней 14-тысячный корпус Багуна. Мамай - здесь фигура речи, поскольку войско было мамаевское. Багун служил индикатором планов Мамая. За ним разведка следила особенно пристально, поэтому с его стороны постоянно шли донесения. Кузьмина гать на Руси единственная. Она и Татарская сакма известны из документов о Сторожевой службе 1577 года.

Однако! И в русских летописях раскрыт стратегический план Мамая: Ольгерда и Олега ждали на Кузьминой Гати, а не в Москве!

Привязка к Непрядве-Перехвалке достаточно точная и содержится в цитате:

«Уже Мамай-царь на Гусин брод пришёл, и одна только ночь между нами, ибо к утру, он дойдёт до Непрядвы» (2).

Гусин брод - в Лебедяни, а Непрядва-Перехвалка - в 15 км выше по Дону. Только в этих местах они чётко и однозначно взаимосвязаны. В ту эпоху расстояния отмеряли днями пути или суточными интервалами. По факту Багун прискакал на Гусин брод вечером 7 сентября, преодолев 160 км за три дня.



Гусин брод на Дону в Лебедяни

Обратите внимание! Нижняя Непрядва названа своим законным старым именем! В этот момент другая Непрядва не светилась. Покажите другой Гусин брод, который находится на дистанции утренней пробежки до усадьбы графа Нечаева? Не подберёте. Поэтому знаковый брод отбросили на свалку истории, и совсем не вспоминают.

Дмитрий Иванович отправлялся в поход, в полном соответствии с полученным приказом, по прямой дороге, пролегавшей от Коломны к столице Золотой Орды через Рязанские земли. На 20-е августа ситуация изменилась: Мамай вдоль Дона поднялся к устью Мечи, но место сбора в Коломне невозможно было изменить.

Ещё до выступления войск из Москвы в Коломну, отправили посла с большими дарами:

«Князь же великий Дмитрий Иванович послал к нечестивому царю Мамаю избранного юношу своего, по имени Захарий Тютчев, испытанного по уму и нраву, дав ему много злата и двух переводчиков, знающих татарский язык» (3).

Воевать с русскими не входило в планы Мамая. Он не принял дары и подобру отпустил посла:

«Царь Мамай желает вам здоровья и очень за великое восхваление ваше к вам благорасположен» (3).

Разведанные Захарием Тютчевым планы противника - это хорошо, но верить словам коварного врага - последнее дело. Дальнейшие планы Мамая вызывали опасение: а что, соединится он с Ягайло и двинется на Москву, чтобы в первую очередь разделаться с русскими?

«Набежали серые волки с устьев Дона и Днепра, воют, притаившись на реке Мече, хотят ринуться на Русскую землю» (3).

Дмитрий Иванович выступил из Коломны 20 августа, очевидно, наперерез Мамаю и дошёл до Лопасни:

«И вышел из Коломны в великом множестве против безбожных татар месяца августа двадцатого дня» (1).

Лопасня находится между Муравским шляхом и Татарской сакмой. Первый манёвр весьма мудрый, прикрывающий столицу, в случае продвижения противника по любой из этих дорог.

Что здесь непонятного? В точке Лопасни, после анализа оперативной обстановки, выяснилось: Мамай намертво встал на Красном холме, а Багун - у Кузьминой гати.

«И начали переправляться через Оку за неделю до Семенова дня, в день воскресный» (1).

25…28 августа русская армия переправилась через Оку и пошла по Татарской сакме.

Второй манёвр перекрывал наиболее перспективное направление со стороны Кузьминой гати, пугал всех противников, позволял соединиться с Ольгердовичами. Сакма была прямым путём от Лопасни до Сарая-Берке. Современная автотрасса Волгоградка проходит по этому древнему маршруту рядом с городом Скопиным.



Дмитриевский монастырь на реке Вёрде

В точке Березуя на реке Вёрде живут легенды и предания и устроены посвящения Куликовской битве: Свято-Дмитриевский Ряжский монастырь, храм Воскресения Христова в селе Победном, святая Купель на реке Победной.

В результате восьмидневного маршрута, русские встали «на этой стороне Дона» в местечке Березуй «в 23 поприщах от Дона, и тут соединились с литовскими князьями Ольгердовичами в 5 день месяца сентября».

«И приспеша борзо на Дон, и наехаша великого князя Дмитреа Ивановича Московьскаго ещё об сю страну Дону, на месте рекомое Березуй, и ту съвокупишася» (3).

Как считать «23 поприща от Дона», если здесь от Березуя до Дона 50 км? Совпадение идеальное: умножим 23 на 2,16 - получим 49,68 км. В Древней Руси поприще состояло из 1000 саженей.

Главное, в поисках отметок, для измерения, ошибиться невозможно. В месте впадения речки Паника, Дон делает петлю огромного размера, поворачивает направо под прямым углом, а вершина угла в виде стрелы показывает на точку Березуя. Вспомните выражение «ставить во главу угла» - ну прямо, про это место!

Конкретно и точно расстояние отмерялось по дороге, пролегавшей вдоль левого берега Паники. Дорога и в наше время ведёт от донского угла на Чернаву, Скопин, Рязань. Весьма вероятно, по ней с запада пришли Ольгердовичи и значительно усилили боевой потенциал армии.

В Березуй пришло благословение мудрого старца Сергия Радонежского, имевшего необыкновенно высокий авторитет на Руси, которое укрепило уверенность в правоте дела и подняло боевой дух:

«В то же время прииде к нему посол с книгами от преподобного игумена Сергия, в книгах писано: Великому князю и всем русскым князем, и всему православному въйску мир и благословение! Ещё же дасть посланный старец от игумена Сергия хлебец пречистыа богородица» (3).

Разведка доложила: две части армии Мамая смогут соединиться на Дону через трое суток. Багун уже скакал по Ногайской дороге от Кузьминой Гати в сторону Гусина брода, что поторопило русских князей. Стало ясно: основные события военной кампании состоятся на Верхнем Подонье, поэтому приняли решение идти «за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы» (1). Повернули на Дрысинскую дорогу и пошли на устье Мечи, в сторону лагеря Мамая. С берега реки Вёрды армия вступила в фазу активных боевых действий.

На третьем этапе, преодолев 80 км от Вёрды, армия спустилась к устью нижней Непрядвы. По факту получилось: сквозь Мамаеву землю прошли 6-го сентября и в утро 7-го, всего лишь, срезав чужой кочуровский угол. Удобно было перейти через Дон по Ногайскому броду у северной окраины нового Данкова и продолжить движение по прямой Дрысинской дороге в сторону Красного холма.

Из «Летописной повести»:

«Князь же великий подошел к реке Дону за два дня до Рождества святой Богородицы.

… пришли к Дону, и стали тут, и долго совещались. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон». А другие возражали: «Не ходи, так как слишком умножились враги наши» (1).

Ситуация ещё не созрела, поэтому в летописи попала дискуссия: Дон переходить или не переходить, где переходить? Где главный индикатор? Где находится Багун? Утром 7 числа покинули Дрысинскую дорогу и прошли по левому берегу Дона ещё 18 км. До Гусина брода оставалось всего 15 км.

На участке от устья Непрядвы-Перехвалки до деревни Селище правый берег Дона непреодолимо высокий, лесистый, даже в настоящее время. На месте Романцовского брода донские берега полого опускаются к воде на протяжённом участке. В наше время на броде стоит мостик между Романово и Селище, в четырёх км от устья Перехвалки.



Романцовский брод на Дону в селе Романово

Переход князя Дмитрия через Дон

Настал момент истины: Мамай стоял за двумя реками на Красном холме, а Багун пришёл на Гусин брод.

Свидетельствует «Летописная повесть»:

«Князь Дмитрий … обратился к брату своему и ко всем князьям и воеводам великим… и приказал мосты мостить на Дону и броды разыскивать в ту ночь, в канун праздника пречистой Божьей матери» (1).

Начался четвёртый, последний этап. Переходили через Дон 7 числа. Пришлось ставить временный мост. Перехвальская дорога от Романцовского брода до брода на Непрядве-Перехвалке под Павловкой служит до настоящего времени. По этой дороге перешли Смолку-Глинку, по затяжному отлогому подъёму взошли на высокий холм с Зелёной Дубравой. Прошли сквозь дубраву, ещё раз пересекли Смолку и встали на Поле Куликовом. Зелёная Дубрава уцелела до наших дней.



Место перехода армии Дмитрия Донского через Смолку-Глинку

На высоком левом берегу Смолки-Глинки имеется единственный отрог, который послужил нормальным жёлобом для спуска при переходе, а правый берег имеет несколько пологих откосов. В нижней части этого отрога хорошо виден специально срытый участок, для расширения прохода. По ходу, Засадный полк оставили в этой Зелёной Дубраве. На следующий день он атаковал поле сражения через этот же проход по отрогу.

Манёвры противников

В зоне междуречья Дмитрий Иванович попал в окружение трёх группировок противника. Полководец реально оценивал положение и не рассчитывал на быструю помощь Бахта, две армии которого оказались отрезанными крупными реками. В любой момент его позиции могли атаковать обе армии Мамая с юга, да ещё Ягайло - с северо-запада.

8 сентября у Мамая было два варианта действий. Первый - занять круговую оборону на Красном холме, после слияния с Багуном, и обороняться, надеясь на подход союзников. Второй - разбить одного из трёх противников, а потом ударить по остальным. Ах! Если бы он атаковал группировку Бахта-Мохаммеда! Взошла бы яркая звезда независимости...

Русские перешли Дон, с юга на Красный холм нацелился Бахта, вслед за Багуном идёт Эдигей. Лучший вариант: разбить русских до подхода сил Тохтамыша, используя численное преимущество и подавляющее превосходство в коннице.

Из «Летописной повести»:

«Мамай же, услышав о приходе князя к Дону, рассвирепел и сказал: «Подвигнемся, силы мои темные, и властители, и князья! Пойдем, встанем у Дона против князя Дмитрия, пока не прибудет к нам союзник наш Ягайло со своими силами» (1).



Куликово Поле - карта-схема

С точки зрения Мамая, князь Дмитрий поставил себя в ловушку. Его армия на две трети состояла из пехоты и казалась для татарской конницы слабым противником. Могло показаться: совместная атака Красного холма уже согласована - поутру 8-го русские полки станут форсировать Мечу. Пехота на марше - лёгкая добыча для конницы. Всё это составило комплекс причин, по которым темник без промедления форсировал реку и пошёл в атаку. При этом Меча прикрыла его тыл от Бахта, угрожавшего со стороны Задонска.

«Сказание» поведало:

«И сошлись грозно обе силы великие, твёрдо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от большой тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться на том поле Куликове: было поле то тесное между Доном и Мечёю» (3).

Так можно говорить только о пространстве, о театре военных действий у нижней Непрядвы, на котором Красивая Меча протекает в 16-ти км западнее устья Непрядвы, а от места битвы - в 12-ти. К тому же тесной была сама площадка на лесной поляне, окружённая оврагами и речками. О поле у верхней Непрядвы так не скажешь. Далеко там до Мечи - 40 км по самой короткой дистанции. Оно не может быть тесным «между Доном и Мечёю». Красивая Меча на таком расстоянии не может служить ориентиром. Во всех случаях появляется мысль: летописные сведения никак не вяжутся к верхней Непрядве!

В «Летописной повести» говорится:

«И в шестой час дня появились поганые измаилтяне в поле, а было поле открытое и обширное. И тут выстроились татарские полки против христиан, и встретились полки. И, увидев друг друга, двинулись великие силы, и земля гудела, горы и холмы сотрясались от бесчисленного множества воинов. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон» (1).

Противоречия в летописях нет. Они дополняют друг друга. Речь идёт о чистом безлесном пространстве на 12 км, от русских позиций до Мечи, на котором появился противник.

Хронометраж движения войск Мамая 8 сентября с абсолютной точностью ложится на Лебедянскую землю:

«Наутро же в субботу рано, месяца сентября в восьмой день, в самый праздник Богородицы, во время восхода солнца, была тьма великая по всей земле, и туманно было то утро до третьего часа» (1).

До третьего часа - до 9, татары в тумане форсировали Мечу и пошли большим потоком по нескольким дорогам. В 12 вошли в столкновение, сражались три часа - до 15-ти, после поражения убегали на Красный холм за Мечу, где оставался обоз. Если бросить пехоту, которая неминуемо попадёт в плен, учитывать давку на бродах, эмоционально описанную летописцами, до сумерек оставалось время, чтобы удрать даже за Быструю Сосну.

Переход во 2-ю часть статьи -https://nikolaiskuratov.livejournal.com/22184.html?newpost=1

Николай Прокофьевич СКУРАТОВ. Сентябрь 2024.

Красный холм, Красный буерак, Романово, Березуй, Куликово Поле, Дмитриевский монастырь, Гусин брод, Кузьмина гать, Куликовская битва, Перехваль, Дорожная карта Куликова Поля, Победная, памятники Куликовской битвы

Previous post Next post
Up