RAW vs. JPEG: а есть ли вопрос выбора?

Oct 30, 2012 12:03

Есть в нашем мире темы неисчерпаемые, о них можно говорить везде и всегда. К подобным дискуссиям можно отнести обсуждение форматов RAW и JPEG. Конечно, фотографы со стажем вряд ли узнают много нового из нашей статьи, но это ни разу не отменяет актуальность и важность темы. Поэтому перейдем к самому интересному - деталям.



Особенности формата JPEG

Когда-то мы все начинали с вполне привычных цифровых  компактных камер (пленочные аппараты не в счет) и в большинстве случаев единственный формат изображений, который они поддерживали, был JPEG.

Поясним, как формируются файлы формата JPEG: на сенсор камеры проецируется картинка, нажимаем кнопку спуска, срабатывает затвор камеры и вуаля! Так, да не совсем. Перед тем, как произойдет запись на флеш-карту, процессор камеры получает в свое распоряжение «сырые» данные с сенсора, после чего начинается их обработка, учитываются предустановленные настройки: баланс белого (автоматический или выставленный вручную), цветовое пространство (sRGB или Adobe RGB), цветовой профиль, глубина цвета, разрешение и уровень компрессии JPEG. Только после этих процедур происходит собственно запись данных на флеш-карту. В камерах используются узкоспециализированные процессоры, которые обрабатывают данные на раз.

JPEG для базовых потребностей хорош, занимает немного места, изначально получаем то, что снимаем. Несколько манипуляций и снимки можно публиковать в своем блоге, показывать друзьям и наслаждаться жизнью. Но за все приходится платить. У компрессии изображения есть оборотная сторона медали - данные теряются, что существенно ограничивает возможности глубокой обработки кадра. Например, некорректно выставленный баланс белого исправить не удастся, некоторые манипуляции можно произвести с помощью стандартных инструментов графического редактора, но это не спасет загубленный кадр. Изменить цветовое пространство и цветовой профиль невозможно, недоступными остаются и ряд других параметров. Итог простой: JPEG не подходит для существенной обработки кадра из-за нехватки данных. И тут спасательный круг бросает нам формат RAW - NEF для зеркальных и беззеркальных камер и NRW для камер серии Coolpix.

RAW: многогранный алмаз

Сразу расскажем о главном недостатке формата - каждый файл занимает намного больше места, нежели JPEG. Например, делая снимки на D700 в JPEG в максимальном качестве, размер каждого файла не превысит и 2 Мбайт, однако, перейдя на RAW и 14 бит без какой либо компрессии, получим 25-26 Мбайт! Но есть возможность сократить их размер, - использовать компрессию как с потерями, так и без оной. Это существенно сократит объем файлов (практически в два раза), но все же стоит подготовиться к закупке дополнительного жесткого диска или внешнего хранилища.

NEF- или NRW-файл содержит «сырую» необработанную информацию, полученную с сенсора фотокамеры. Так, но не совсем, дело в том, что файл также включает пользовательские настройки, включая резкость, баланс белого, цветовое пространство и профиль, в общем, все то, о чем мы говорили в случае с JPEG. Здесь есть нюанс: эти параметры не умеют считывать сторонние RAW-редакторы. Конечно, ничто не мешает самостоятельно их восстановить, но на это требуется время. К счастью, такие фирменные программы, как View NX и Capture NX придут на помощь каждому пользователю камер Nikon. При работе с фотографиями они учитывают выставленные настройки камеры и показывают кадр с теми параметрами, которые вы использовали. Уточним, что все предустановленные предпочтения можно изменить в любой момент времени, в этом вся прелесть RAW!

На примере Capture NX рассмотрим, какие сокровища скрывает RAW-фотографии и как ими можно распорядиться.






 


Ключевые параметры скрываются в разделе Camera Settings, в котором нам предлагается скорректировать баланс белого. В арсенале есть множество предустановок, в рамках которых можно корректировать температуру и менять тонировку изображения (Tint). Picture Control обеспечивает доступ к цветовому профилю, они знакомы каждому пользователю Nikon: предусмотрена возможность корректировать резкость, контрастность, яркость и прочие параметры. Довершает раздел Noise Reduction с довольно гибкими настройками, правда, стоит знать, что они распространяются на картинку целиком, выделить нужные зоны и исключить не нужные не удастся.




В разделе Quick Fix при работе с RAW будет доступен инструмент Exposure Compensation. Он позволяет корректировать экспозицию до двух стопов в ту или иную сторону - очень удобно, если кадр был неверно экспонирован. Остальные параметры доступны при работе с любым изображением, но уточним, что в случае RAW информации для обработки куда больше и простор для маневра значительно расширяется, к тому же вы в любой момент можете изменить настройки, даже после сотого сохранения файла и, главное, без какой либо потери качества.

RAW + JPEG: дружба на век

В камерах есть возможность выставить съемку в форматах JPEG и RAW одновременно. Опция может пригодиться, когда для пост-обработки нужен RAW, но вместе с тем требуется оперативно поделиться кадрами с моделью для отбора удачных снимков или просто выложить их в сеть без лишней траты времени. Единственное, что потребуется, так это карта памяти большей емкости.

Заключение

Формат JPEG легок, его поддерживают все современные устройства и у вас не будет проблем с отображением цветов на разных гаджетах. RAW в свою очередь предоставляет широкие возможности для манипуляции и поможет выжать из картинки максимум. Доведя изображение до оптимальных цветов, резкости, уровня шума, контрастности и т.д. можно смело сохранять файл и конвертировать его в формат JPEG или TIFF, после чего перейти от конвертера в мощный графический редактор по своему вкусу для дальнейших манипуляций и реализации творческих идей.

технические детали, советы

Previous post Next post
Up