Я | ФОТОГРАФИРУЮ ДЕТЕЙ

Apr 25, 2014 10:15

Дорогие друзья! Наверняка почти каждый из вас засматривался на фотографии детей и не понимал: «Как удается сделать такие красивые кадры, если модель - неусидчивый, активный и отвлекающийся на все вокруг ребенок?» Мы задали этот и многие другие вопросы фотографу Марии Ковалевской, которая рассказала нам о психологических особенностях съемки детей, о своем наборе техники и дала пару советов начинающим фотографам.

- Почему вы в качестве основного направления в своем творчестве выбрали съемку семей и детей?

- В этом вопросе я совсем не оригинальна :) Как и, наверное, 90% процентов детских фотографов, детской съемкой я увлеклась после рождения дочки.



- Какие психологические тонкости необходимо учитывать при съемке детей разного возраста? Расскажите, пожалуйста, развернуто, на нескольких примерах.

- У каждого возраста есть свои особенности, которые нужно учитывать. К примеру, у малышей до 3-х месяцев совсем небольшой выбор возможных поз. В основном, это кадры на руках у родителей и лежа на спине. Малыши, которые уже умеют держать голову, все равно быстро устают, поэтому кадры на животике следует делать быстро, привлекая внимание малыша игрушкой или песенкой.

Один из самых чудесных периодов для съемки - это возраст 6-12 месяцев, когда дети учатся сидеть, ползать, активно интересуются игрушками и могут долго изучать все новое и интересное. Главное - не забывать, что основной путь познания окружающего мира у малышей - через рот, поэтому не давайте ребенку ничего опасного и хрупкого.



Период с 1 до 2 лет часто бывает самым проблемным для фотосессии. Малыш, только научившийся ходить, не может ни секунды усидеть на месте. От мам полуторагодовалых детишек часто слышишь: «Он не умеет ходить, он постоянно бегает», и это действительно так. За три секунды моя юная модель может обежать всю студию два раза по кругу, попутно разбросав весь реквизит и попробовав его на вкус. Поэтому в этом возрасте я обычно советую проводить съемку на улице, где нет риска уронить на себя осветительные приборы, зато есть простор для движения и активных игр. Также, для съемки детей от года до трех лет я прошу родителей принести какие-то новые или любимые игрушки, мыльные пузыри (их любят все дети без исключения, поэтому советую детским фотографам всегда брать их с собой), книжку, и что-нибудь съедобное - яблоко, грушу, печенье, леденец.



Интересная особенность есть у девочек - примерно после 4-х лет они начинают «позировать», делая это зачастую чересчур заметно. В таких ситуациях я стараюсь отвлечь ребенка каким-то занятием или просто рассмешить.

А вот с мальчиками бывает непросто в школьном и подростковом возрасте - они часто не любят фотографироваться, стесняются. Тут помогает просто поболтать о чем-то - о хобби, школе, друзьях. Главное - говорить как со взрослым человеком, как с равным: мальчики это очень ценят.



- Как создать непринужденную обстановку во время съемки, чтобы никто из моделей не стеснялся?

- Непринужденная обстановка, по моему мнению, самое главное в съемке. Поэтому первые полчаса-час для меня - прежде всего, знакомство, налаживание контакта. Я всегда общаюсь со своими моделями, рассказываю им что-то, какие-то истории, ситуации забавные из жизни. Обязательно делаю комплименты - это очень важно! Можно сказать, какое у мамы платье красивое, какие у дочки волосы длинные, какие глазки выразительные, какая улыбка очаровательная. Если вижу, что родители стесняются, говорю, как здорово они позируют, какие молодцы, как все классно получается. Это очень расслабляет людей: они же не знают, как выглядят по ту сторону камеры, не знают, как сесть, как встать, как посмотреть.



Никогда не следует говорить, что они что-то делают плохо или некрасиво. Если нужно поправить что-либо в позе или наряде, следует делать это максимально деликатно. То есть, к примеру, если мама повернулась так, что видны какие-то недостатки фигуры, никогда не говорите об этом «в лоб», из серии «не поворачивайтесь так, а то у Вас попа толстая». Тогда мама всю съемку об этой попе думать будет. Я говорю: «Супер, здорово! А теперь давайте вот так повернемся!» Еще очень помогает задавать вопросы о детях, об их характере. Когда родители начинают рассказывать о своих детях, они увлекаются и забывают, что их кто-то фотографирует, уходит напряженность, сразу глаза блестят, искренние улыбки появляются.



- Как вы находите контакт с родителями и детьми? Бывали ли случаи, когда не получалось найти подход к кому-то из моделей? Что в такой ситуации делать?

- Самый верный путь найти контакт с родителями - это найти контакт с ребенком. Бывает, что ребенок капризничает, не хочет, к примеру, идти к родителям на руки, или боится незнакомого человека. Родители, видя это, начинают нервничать, ребенок еще больше «заводится», получается замкнутый круг. Поэтому найти подход к ребенку нужно в первую очередь - увлечь его чем-то, а уж родители всегда могут включиться в процесс.

Вообще дети меня любят, что уж говорить :).



Поэтому таких ситуаций, когда найти контакт совсем не получилось, у меня не было. Бывало, что это занимало больше времени, чем обычно. Но тут важно объяснить родителям, что все в порядке, мы никуда не спешим, что это абсолютно нормальная ситуация. Иногда, когда ребенок стесняется или не хочет фотографироваться, я наоборот, начинаю фотографировать родителей, ребенку становится тоже интересно, что такое там происходит, и он сам к нам присоединяется.



- Что самое сложное в съемке семьи?

- Мне кажется, чем больше снимаешь, тем меньше сложностей возникает. Когда я только начинала, я боялась буквально всего, не знала, как кого посадить, куда кому смотреть, было очень много неуверенности и страхов, и все казалось очень сложным. Сейчас же мне трудно назвать какие-то очевидные сложности, так как все семьи разные, и каждый раз сталкиваешься с разными ситуациями: где-то малыш не выспался и капризничает, где-то папа не очень хочет фотографироваться, где-то погода подвела.



- Насколько, по-вашему, техника влияет на достижение результата? Каким фотонабором вы пользуетесь? Какие объективы чаще всего используете?

- Несомненно, техника важна. Часто ко мне приходят ученики и просят показать обработку, чтобы их фотографии были более объемными, интересными. Я спрашиваю: «А на какую технику снимаете?». И частенько оказывается, что в арсенале у них один «китовый» зум, и все. Конечно, на таком наборе далеко не уедешь, и обработка тут не поможет.



Сейчас у меня такой набор: камера Nikon D700, вспышка Speedlight SB-600 и объективы Nikkor 35mm f/1,4; 50mm f/1,4; 85mm f/1,4, 105mm f/2,0; 24-70mm f/2,8. Кроме 35-ого, все объективы тоже «Nikon. Чаще всего я снимаю на 50, 85 и 105. 85 и 50, - универсальные объективы, беру их с собой в студию и на домашние съемки. 105, конечно, только для улицы, но там он очень хорош. 85 - всегда с собой.



- Как вы работаете со светом, если съемки проходят в квартире?

- Если съемка в квартире, я всегда беру с собой вспышку и отражатель. Я, как и многие детские фотографы, предпочитаю работать с естественным светом, но не всегда он бывает доступен, особенно в зимнее время года. Поэтому, придя на съемку, я, прежде всего, оцениваю доступный свет от окна, делаю пробные кадры, намечаю сразу те точки, где удачный свет, и, если нужно, использую вспышку.



- Какие камеры и объективы вы можете посоветовать начинающим семейным фотографам?

- Сама я начинала с Nikon D80 и объектива Nikkor 50mm f/1,4. Объектив этот, кстати, до сих пор использую. Бюджетный, светосильный, с удобным фокусным: можно и в квартире, и на улице снимать. Универсальный такой вариант. Поэтому новичкам я обычно советую начать именно с него.

Еще достаточно универсален объектив 24-70, особенно если фотограф планирует заниматься репортажной съемкой. Вообще, всегда советую поступить так: прежде всего, приобрести хороший объектив, а на оставшийся бюджет уже выбрать камеру. Хорошая оптика прослужит долго и подружится с любой камерой.



- Можете ли назвать распространенные ошибки при съемке семей с детьми?

- Мне кажется, самая распространенная ошибка - это нарочитое позирование. Надо всегда помнить, что детская съемка - это фотографии для детей, а не дети для фотографий. Попросите ребенка «улыбаться и смотреть на тетю», и вы получите самый скучный кадр из всех возможных. Как я выше говорила, следует избегать любых негативных комментариев. Не надо говорить ребенку: «Сделай нормальное лицо», «Улыбнись красиво», «Мы сюда фотографироваться пришли, а не играть». Эффект будет прямо противоположный, уж поверьте. Малышу фотографии абсолютно не нужны, и игра - это единственное, что его на самом деле интересует. Поэтому задача фотографа - предложить ребенку такую игру, такое занятие, которое будет красиво смотреться в кадре.



Также нередко бывает, что для привлечения внимания ребенка все находящиеся в пространстве съемке взрослые начинают громко и непрерывно его звать, одновременно гремя всеми возможными игрушками. Так делать тоже не следует, потому что малыш от громкого шума быстро устает, да и через пять минут постоянного шума попросту перестает на него реагировать. Вместо этого лучше дать малышу какое-то время поиграть с игрушкой, а потом позвать его. Еще здорово помогает спеть любимую песенку (особенно, если это делает мама), издавать смешные звуки, сделать забавное лицо. Тогда вы получите искреннюю улыбку и неподдельный интерес.



Часто вижу на фотографиях кучу всякого разного реквизита и скучающих детей посреди всей этой красоты. Тут опять же встает вопрос приоритетов: реквизит для ребенка или сам ребенок как часть реквизита?



Я всегда стараюсь использовать на съемке такие вещи, которые ребенку будут интересны, в которые он сможет поиграть. Пусть листает любимую книжку, кормит медведя, устраивает чаепитие для куклы, катает машинки. Если на съемку приносите сладости, пусть они будут такими, которые ребенку тоже можно съесть.



- Есть ли у вас какие-то табу в семейных съемках?

- Интересный вопрос. Например, я не стала бы фотографировать ребенка с алкоголем или сигаретами . Или какие-то опасные для жизни вещи - малыш на высоком стуле без страховки родителей, лежащий на комоде, у открытого окна и т.п.



- На чье творчество вы сами равняетесь? Кто вас вдохновляет?

- В данный момент я не могу назвать кого-то, на кого бы равнялась. Я помню, когда только начинала свой путь в детской фотографии, я буквально с открытым ртом рассматривала все подряд детские снимки, особенно зарубежных фотографов, и мне казалось, что это самое настоящее волшебство - уметь так. А сейчас именно детских фотографов я очень редко смотрю, в основном, тематические подборки природы, рисунков, вещей красивых.



- Что вы бы назвали главным в работе семейного фотографа? Есть ли формула успеха в этом жанре?

- Я часто читаю, что главное в работе детского и семейного фотографа - это поймать эмоции, поймать момент. Я с этим не совсем согласна. Все же первостепенно создать такую почву, такие условия, чтобы эти самые эмоции возникли, чтобы они были настоящими, а уж поймать их совсем нетрудно.

Ну а если говорить глобально о творчестве - наверное, главное - это любить людей в целом, и детей в частности ! Без этого ничего не получится. Любить то, что ты делаешь, и делать это без оглядки на других. Искать свой путь и не бояться ошибаться.



Понравилось интервью? Ждем ваших отзывов в комментариях и не забывайте добавлять нас в друзья.

портрет, интервью, дети, Я | ФОТОГРАФ

Previous post Next post
Up