Друзья, осень - время ярких красок, когда хочется запечатлеть всю красоту вокруг. В связи с этим мы подготовили для вас сюрприз. Новая обучающая Магистратура сентября посвящена не одной, а сразу нескольким интересным темам, о которых мы еще никогда не говорили: правило золотого сечения и правило третей, цветовые акценты и сочетания цветов. Обо всем этом расскажут фотографы Кристина Короткова и Георгий Розов, а также фотограф и инструктор Nikon School Дмитрий Зуев.
Выкладывайте в комментариях свои фото с цветовыми акцентами, снятые по правилам золотого сечения, и выигрывайте призы от Nikon. Ждем до пяти фото от одного участника, каждую - отдельным комментарием с указанием, какая техника использовалась при съемке. Напоминаем, что на конкурс принимаются только работы, снятые на Nikon.
30 сентября будут подводиться результаты Магистратуры, и наше экспертное жюри фотографов выберет победителя. Автор лучшей фотографии получит фирменные сувениры от Nikon.
Автор:
Кристина Короткова Дмитрий Зуев:
1. Вы можете создать цветовой акцент в кадре самостоятельно, выбрав, например, одежду снимаемого человека относительно окружения, а можете просто увидеть в сюжете нужные акценты и правильно их подметить кадрированием. Хорошо акценты создаются контрастными цветами, например, красный - зеленый, оранжевый - синий и так далее. В подборе цветов вам может помочь цветовой круг, например,
http://color.adobe.com.
Выдержка: 1/2000
Диафрагма: f/4
ISO: 200
Фокусное расстояние: 25 mm
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 17-35 mm f/2.8D IF-ED
2. Не всегда нужно создавать именно противодействие цветов. Если цвет создает определенное настроение, то можно соседними (по кругу) цветами создавать объем и расставлять акценты. Например, в этом кадре, который тонирован в теплые кремовые оттенки, есть небольшой цветовой акцент на букете, который поддерживается стеной слева.
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85 mm f/1.8D
3. Самое скучное место в кадре для расположения объекта - это центр. В остальном вы можете пользоваться правилом золотого сечения, правилом третей, золотой спиралью или любым другим правилом композиции. Главное понимать, что в фотографии важнее контент, история, которую вы хотите рассказать, а не слепое следование композиционным приёмам. Они лишь помогают вам добиться необходимого результата.
Диафрагма: f/1.4
Выдержка: 1/640
ISO: 100
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 35 mm f/1.4G
4. Если вы всё-таки не можете не разместить объект по центру, вы можете с помощью диагональных линий добавить кадру динамики, тогда центр уже не будет таким активным, и фотография станет интереснее.
Камера: Nikon F100
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8G ED
5. Глаза и мозг человека так устроены, что они в большинстве случаев сразу могут найти на изображении главный объект, даже если к нему специально взгляд не подводить. Это подтверждают исследования движений зрачка при просмотре различных произведений искусства. Но это не значит, что композиция никак не работает. Здесь как со стилем: со стороны кажется, что всё просто, а когда начинаешь делать сам, то понимаешь, как сильно ошибался. Поэтому нужно тренировать своё видение: смотреть много съёмок крутых и интересных фотографов, а также как можно больше снимать и практиковаться.
Камера: Nikon D800E
Объектив: PC-E Micro NIKKOR 45mm f/2.8D ED
Кристина Короткова:
На протяжении многих веков художники искали универсальную формулу для построения гармоничной композиции, что привело к созданию теории «золотого сечения». Такое деление частей целого называли «божественной пропорцией», потому что подобные соотношения находили в строении листьев, млекопитающих, человека. Казалось, весь мир создан в этой пропорции. Давайте рассмотрим, как же это работает в фотографии.
1. Разделим прямоугольник по горизонтали и вертикали на три равные части. Места пересечения (точки) называют зрительными центрами композиции, или точками силы. Считается, что фотография будет выглядеть гармоничнее, если важные элементы кадра будут расположены либо в точках пересечения, либо в линиях.
Камера: Nikon D4
2. Но хочу отметить, что «золотое сечение» - это лишь один из элементов структуры, и он не определяет эстетического качества изображения. Оно не гарантирует результат. Значение имеет идея произведения и выбор сюжета, раскрывающего идею. А структура должна соответствовать замыслу. Как бы точно вы ни измеряли положение точек «золотого сечения», сами по себе эти параметры ничего не решат. Правило «золотого сечения» на протяжении всей истории искусств столько же раз соблюдалось, сколько и нарушалось. Поэтому совет: сконцентрируйтесь на восприятии, целостности картинки, а не на законах композиции.
Камера: Nikon D4
Большинство из нас не задумывается о цветовой гамме фотоснимка. А между тем, цвет имеет сильнейшее воздействие на зрителя и очень сильно влияет на восприятие фотографии в целом. Давайте разберёмся, какие правила мы должны знать и применять, чтобы наши картинки воспринимались гармонично.
Гармоничные сочетания цветов
1. Монохромное (одноцветное) сочетание
Сочетание тонов и оттенков одного цвета в пределах одного сектора на цветовом круге. То есть один цвет различается только яркостью и насыщенностью. Довольно тяжело добиться такого сочетания на фотографиях (особенно на улице), так как редко мы имеем гамму в пределах одного цвета в природе. Но при желании можно прийти к такой схеме путём цветокоррекции, несложно это сделать в студийной фотографии.
Выдержка: 1/160
Диафрагма: f/4
ISO: 250
Фокусное расстояние: 62 mm
Камера: Nikon D4
Объектив 24-85mm f/2.8-4D IF AF NIKKOR
2. Комплементарная (дополняющая) схема - два противоположных на цветовом круге цвета (на фото красный и зелёный).
Выдержка: 1/640
Диафрагма: f/4
ISO: 200
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
3. Разбитое дополнение (или расщеплённая комплементарная схема) - сочетание цветов, когда в противоположных двух цветах вместо одного цвета берутся два соседних.
Выдержка: 1/125
Диафрагма: f/8
ISO: 125
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
Георгий Розов:
Цитаты из книги «Композиция и выделение главного в кадре».
Правило третей, производное от «золотого сечения», сформулировано давно: если кадр мысленно поделить на три части по горизонтали и вертикали, точки пересечения границ полученных прямоугольников укажут на особые зоны. В этих зонах лучше всего расположить объект, к которому нужно привлечь внимание зрителя.
Рассмотрим это на примере рекламной репортажной съемки о часовой промышленности, проходившей в Швейцарии. На важные для репортажа часы направлен прямой свет солнца, создавший очень глубокие и контрастные тени, однако цвет и объемы предметов переданы правильно. Часы расположены недалеко от одной из точек правила третей.
«Часы фирмы Carl Bucerer»
Выдержка: 1/400
Диафрагма: f/8
ISO: 100
Фокусное расстояние: 39 mm пленочного стандарта
Камера: Nikon D70
Объектив: AF-S DX Zoom-NIKKOR 17-55mm f/2.8G IF-ED
Зевающий мальчик в левой нижней точке правила третей привлекает к себе внимание зрителей, несмотря на центральное положение жениха и невесты. Снимок эмоционально заряжен. Конфликт между торжественностью момента и скучающим выражением личика маленького мальчика делает картинку неординарной.
«Скучающий паж» из серии «Свадьба - это маленькая жизнь»
Выдержка: 1/25
Диафрагма: f/4
ISO: 400
Фокусное расстояние: 28 mm пленочного стандарта
Камера: Nikon D2x
Объектив: AF-S DX Zoom-NIKKOR 17-55mm f/2.8G IF-ED
Что касается цветовых акцентов, вот так, примерно, смотрится будущий снимок расфокусированными глазами во время анализа цветовых пятен. Сочетание холодных синих частей кадра и контрастирующих с ними теплых оранжевых секторов кажется гармоничным. Графический рисунок находится в равновесии.
«Прокатный стан 2000. Новолипецкий металлургический завод»
Выдержка: 1/80
Диафрагма: f/2.8
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 14 mm
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Выделение главного цветом - сильный прием. Часто фотография изначально строится на выделении главного в кадре цветом, иногда это делается в процессе постобработки. Пользоваться цветом нужно аккуратно. Легко переступить тонкую грань естественности. Очень яркие, кислотные сочетания цветов могут понравиться молодым зрителям, но люди среднего возраста и пожилые обычно плохо воспринимают чрезмерно насыщенные оттенки, особенно красные. Они настолько активны, что даже небольшие красные пятна могут перевесить важные для восприятия кадра объекты, окрашенные нейтрально.
«Рассвет» из серии «Наводнение в Венеции»
Выдержка: 1/125
Диафрагма: f/5.6
ISO: 500
Камера: Nikon D3
Объектив: AF NIKKOR 18mm f/2.8D
В комментариях будем ждать ваши отзывы о советах Магистратуры по правилам золотого сечения и цветовым акцентам! Мы также ждем ваши снимки в комментариях, и, пожалуйста, не забывайте
добавлять наш блог в друзья!