Хотим представить вашему вниманию выдержки из очень интересного описания путешествия на Санторини фотографа Петра Григорьева и его снимки острова. Слово автору:
Есть три особенности острова Санторини. Первая - закаты в Ойе, вторая - вулкан, третья - вино.
С первой, в прошлый мой визит, ознакомиться в полной мере не получилось, в связи с тем, что экскурсионные паромы отправляются на Крит очень рано. Второе предполагает хотя бы один полный день и морскую переправу, пусть и десятиминутную. С третьей худо-бедно удалось. Тогда я ещё не распробовал прелести сухого белого местного производства.
Трудно найти столь малый клочок земли со столь богатым призом в виде впечатлений. Меня уговаривали сутки, вытягивали из депрессии, накрывшей накануне возвращения. Как же я люблю Грецию!
Отмотаем немного назад, на полгода. Планируя очередной год в условиях отпускного лимита жены, я предполагал, что оставшиеся 3 недели свободного времяпровождения будут разбиты на два пути: пляжный отдых без каких либо активностей, называемый нами «овощ» или «тюлень», а так же экскурсионно-познавательный, рассчитанный на более масштабное путешествие с вдвое большей длительностью. Стало быть, на «овощ» всего неделя.
Стоило ли говорить, что Санторин в моем wish-list'e был чуть ли не на первом месте? В его пользу говорило многое: остров был в уже знакомом архипелаге дружественной Греции, Европа и средиземноморье в плане дорог жителям европейской части России наиболее выгодны, кризисная страна, и самое главное, - закаты.
При подборе тура я руководствовался минималистическими соображениями относительно размещения, но с обязательным условием поселения в Ойе. Уже даже согласился на 2* отель, когда в последний момент появилась возможность остановиться в 4* апартаментах за те же деньги. Конечно, я был несказанно рад!
Путешественнику следует учесть, что при планировании пребывания в высокий сезон, бронирование лучше осуществлять заранее. Я бронировал почти за полгода. Разумеется, никто не запрещает планирование непосредственно перед выездом, но цены вас неприятно поразят. Так, 5* в Ойе легко зашкаливает за $10 000 за неделю.
День первый
Ойа встретила безлюдными белыми улочками, ядрёно-синим морем и ветерком. Здесь очень, ну очень любят белый цвет. Помимо функционального его назначения - терморегуляции, оформление архитектуры в этом стиле делает поселения почти хамелеонами, город меняет настроение вслед за временем суток. Камера уже висела на мне, и я делал зарисовки-прицелы, зная, что время восхода уже прошло, но самое главное тут - закат.
Днём город практически вымирает. Даже под прохладным морским ветерком, который продувает весь островок, солнце палит нещадно, и местные жители, подавая пример, прячутся в своих белых домиках от изнуряющей жары. Здесь, кстати, у каждого уважающего себя жителя есть свой настоящий белый дом.
Мы так и гуляли по Ойе, наслаждаясь видами и предвкушая закат.
Заборчики по полметра высотой, иной раз и того меньше. Калитки, висящие только на честном слове. Здесь непривычно для нас, границы частных владений почти иллюзорны. Воспринимается как декор, красивый, уместный и выверенный.
Меня не удивить нашествием туристов на закат в ключевые локации, но тут творилось что-то невообразимое! Панорамная площадка, по виду напоминающая руины какой-то сторожевой башни с останками окон-бойниц и общей площадью не более 10 квадратных метров с западной стороны буквально обрастает людьми, словно муравейник! Люди везде: на краю полуразрушенной стены, за ней; они сидят, лежат, стоят. Кто-то со штативом, кто-то балансирует над пропастью. Эти 2-3 часа перед сумерками - наибольшая нагрузка для данного лобного места. Соседствующая, более просторная площадка, с уже металлической кованой оградой, набирает меньшее число желающих испытать судьбу за ежесуточное представление. Возможно, меньшая высота (всего на пару метров), или менее впечатляющие угловые характеристики для композиции сказываются. Я не знаю, как выразиться точнее, но вид с той площадки мне просто не понравился.
Закат, говоря по правде, ну никак не стоил тех денег, которые мы все за него платили. Однако ясная погода предсказывала звёздное небо.
Каково же было моё изумление, когда в десятом часу вечера все фотографы просто испарились с лобного места! Мы с женой встали на пустой площадке. Я начал фотографировать Ойю, нарядившуюся в фасадную подсветку. Уже через пару минут на небе загорелась первая звёздочка. Ею на деле была Венера, о чём нам сообщило приложение смартфона. Сегодня новолуние. Луна, загруженная на 0.0%, находилась ещё и ниже горизонта. Я был весь в нетерпении. Чтобы немного охладиться, я продолжил делать зарисовки вечерней Ойи.
Минут через 15 я поднял голову, и взору моему открылась совершенно невероятная для моего привычного миропонимания картина: небо было усеяно тысячами и тысячами звёзд, столь ясно различимых, ярких и многочисленных; я не видел их много лет. Много, опять же, с учётом моих ощущений и возраста.
Приложение для «айфона» показывало в восточной части Млечный путь, красивое кольцо с туманностями. Его я не видел.
Начались эксперименты по съёмке звезд. Надо отметить, что примерно за месяц до отъезда, дождавшись относительно ясной ночи в Москве, я устроил себе тренировку. Поставил камеру на штатив, выставил параметры, подсмотренные в интернете, и снял пятёрку кадров на свежекупленный широкоугольник. Тогда я тоже радовался. В кадре остались десяток-два звёзд, что для розоватого весеннего и пасмурного неба Москвы - уже явление. Но то, что я увидел тут, не поддавалось моему привычному пониманию. Фотоаппарат зафиксировал тысячи, миллионы звёзд, а небо приобрело мягкий и глубокий синий оттенок.
Наснимав тонну дублей и ракурсов, мы присели полюбоваться звёздным небом, укрывшись от света города каменными стенами обзорной площадки. Несколько минут мы просто сидели и разговаривали, слушали, как охотится летучая мышь. Я поднял глаза в сторону Фиры, куда-то вдаль в южном, юго-восточном направлении. Над нами висело коромысло Млечного пути...
Красота такая, что дух захватывает! Зрение уже адаптировалось к темноте, и звёзды теперь сияли ярко. Я был очень воодушевлён, снял несколько кусочков неба и подумал, как было бы здорово поймать «закат» млечного пути с Ойей в паре. Но это означало утро, позднюю ночь, что для меня - совы выраженной, где-то за гранью существующего.
Понимая, что в этот аншлаг мне не пробиться, я рассчитывал на ночную съёмку, надеясь, что большая часть наблюдателей схлынет. Небо было без единого облачка. Мне место турист один подсказал. Пока я гулял с женой, перекинув через плечо треногу с 800-кой и 14-24, наш разговор услышал прохожий и спросил, как успехи. Ну, говорю, неплохо, только на закат опоздал. А он меня спрашивает: «Это 800-ка?». Говорю да. Он: «Отличный аппарат, а я свой не взял», - и показывает какую-то мыльницу. «Вот, - говорит, - сюда загляни, там вид отличный».
Поблагодарил его и пошёл. Смотрю - тут я днём был. Место непопулярное, днём и ночью там никого. Сделал десяток кадров - вокруг никого, никто не ходит, не мешает. Поставил штатив, рюкзак повесил, выставил программу непрерывной съёмки для звёздных треков. Присели мы и так и проболтали, пока карта не закончилась.
Жена изучала небо с «айфоном» и приложением, все созвездия нашла, смотрели, как поворачивается кольцо Млечного пути. Может и больше сидели бы, но я решил поглядеть, как успехи на сей раз, а фотоаппарат индикатором моргает, - полная флешка. Пошли спать.
В отель мы возвращались за полночь по совершенно пустому городу.
На следующий вечер я запланировал посещение Фиры. По замыслу, такого засилья фотографов там быть не должно. Очередное заблуждение.
После привычной свободы и пространства Ойи Фира встретила столпотворением. Тут следует уточнить: Ойа обычно относительно свободное поселение, с жуткой толпой лишь у самой панорамной площадки в часы заката. В Фире всё с точностью до наоборот, днём не протолкнуться, весь центр плотно занят группами туристов, с номерками-стикерами на одежде. И оно немудрено: здесь расположен старый порт, от которого отчаливают лодки на вулкан Неа Камени. Лестница, вырубленная прямо в скале и уложенная редкими камешками с песком вперемешку насчитывает более 500 ступенек, а её серпантины заняты десятками мулов. Эти животные заменили традиционных осликов, которые в винодельческой истории острова играли важную роль. Теперь же, когда их функционал оскудел, а требования грузоподъёмности возросли непомерно, осликов решили заменить на более производительных мулов. Производительность возросла во всех отношениях. Даже на верхних ступеньках, откуда, как назло, открывается замечательный вид на город и кальдеру, запах все ещё оставался, сопротивляясь всем ветрам.
Здесь я встретил вчерашнего соотечественника, подсказавшего мне точку съёмки. Он был явно не в духе, снимал мыльницей на крохотном триподе и вздыхал. После и вовсе, приняв звонок, удалился. Я снял ещё несколько кадров, и мы решили провести остаток вечера в Ойе, прокатившись по вечернему серпантину с ветерком.
День следующий, третий
Сегодня мы решили побывать ещё на двух пляжах: красном и белом. По дороге я сделал несколько зарисовок кальдеры. Путь пестрил табличками, обещавшими уникальный вид на закат, последний в жизни (серьёзно). Греки оформляли всё в лучшем виде: тут тебе и удобная арка, все расстояния выверены, чтобы с любой камерой всё вошло в кадр. Рядом кафе, парковка. Всё по-человечески, но скучно. Едем дальше, едем на пляж.
Несколько часов подряд мы барахтались в приятном море, после чего решили найти маяк, пиктограмму которого мы уже видели на иллюстрированной карте достопримечательностей в разных точках острова. Он же манил нас из Ойи, то и дело посылая свет с дорожкой по ночному морю.
По дороге я заметил ещё одно местное явление: везде, на обочинах, на знаках дублем в общем стиле - «panoramic view», «sunset view», «view of life», и т.д. и т.п.
Греки всё популярно оформляют: на выгодном месте, с точки зрения вида на закат, строится кафе, парковка; крайняя точка, свисающая над обрывом, оформляется в традиционном стиле, для фотографов даже делают специальное окно. Зачем только в него частенько врезают стекло, я так и не понял.
Невысокий маяк громоздился на скале небольшой высоты, позволявшей более-менее безопасно обойти его со всех сторон. На самой западной точке «распахивался» вид на всю кальдеру, вулкан. Тут уже днём и уже с треногой стоял фотограф и снимал маяк в фас, периодически вздыхая или крича просьбы удалиться из кадра. Однако туристы, будто в броуновском движении, выходили за пределы кадра, прятались за скалами, гуляли, заграждая собой шедевры.
«Нечего тут делать днём», - подумал я. Да и для вечера данный ракурс не показался мне сколь-нибудь привлекательным. Посему, мы прыгнули на квадроцикл и поехали встречать закат в Ойе. У нас был небольшой запас на возвращение, отдых, и сборы к закату. И естественно, мы им не воспользовались.
В этот день я вооружился в первый и последний раз своим транспортировочным рюкзаком с фототехникой. Целью такой «жертвы» была оценка требуемого набора объективов. На площадку я вышел в половину восьмого. Конечно, это очень поздно. Уже на подходе к лобному месту я попал в пешую пробку из сотни таких же, как я, страждущих видеть каждодневное явление, которое, к тому же, тут ещё и дорого продают. Прибыв на место в восемь вечера, ловить мне было уже нечего. Оттого, сняв пару кадров с рук, я занялся тем, что разглядывал толпу.
За пару часов до заката люди скапливаются на очень тесном пятачке земли. В те десять минут, когда солнце парит над самым горизонтом, холм, дороги, ведущие на обзорную площадку, близлежащие кафе и магазины, переполненные людьми, становятся похожими на муравейник. Многие вздыхают, кто-то злится.
Закат прошёл как обычно; народ, как обычно, начал расходиться. Я ещё час пытался снять движение звёзд, но внезапно налетевшие облака всю затею мне подпортили, и я решил сворачиваться.
Четвёртый день
Мы решили всё же поглядеть, что там за Тира античная. Поэтому выехали мы немного раньше, чем в предыдущие дни.
Античная Тира - это руины некрупного древнего поселения. В центре оного, чисто по-гречески, конечно же, располагался публичный дом. Его обозначали известным символом. Сам по себе комплекс включал так же подпитываемые горячими источниками, бани. Школа же располагалась поодаль, почти на краю обрыва. Ну, в общем, всё логично, если не сопоставлять масштабы строений. Из этого, в частности, я сделал вывод, что школа была менее значимым сооружением.
Греки откопали те скудные остатки, сохранившиеся в известняке до нас, очистили их и расставили в ряд. Общее впечатление удручающее. С другой же стороны, чего ещё ожидать от музея под открытым небом? Мы осматривали руины; ящерицы, принимавшие солнечные ванны, осматривали нас.
Те три с половиной мака, что я видел на острове.
Наблюдая каждый день вулкан под боком, мы не могли его игнорировать, но и прайс экскурсионных листов нам явно не нравился. Решили мы отправиться в новый порт Афины, разузнать о транспорте на вулкан, о ценах.
Серпантин, ведущий в новый порт, нам знаком с прошлого посещения острова. Тогда мы сюда попали морем. Теперь же, резво погоняв на поворотах, он выглядел совсем не «укачивающе», как это ощущалось в автобусе. С порцией ветра в голове мы спустились вниз и оказались перед достаточно внушительным причалом. Мне судить о размерах сложно, в силу того, что других портов крупнее этого я не видел, хоть и предполагаю их существование.
«Большие корабли и лайнеры к острову не причаливают», - вспомнил я слова гида. Вот только и небольшое вблизи - огромно. Видимо, те, что стояли вдали от берега, были ещё больше.
Порт нам опять намекнул об опоздании. На сегодня все рейсы на вулкан уже закрыты. Зато удалось уточнить, что есть нечто похожее на водное такси, ведущее на вулкан из старого порта Фиры. Туда мы намеревались отправиться на следующий день, а сегодня попытались успеть на закат на маяке.
По дороге то и дело останавливаясь и подыскивая площадку для панорамной съемки заката, мы немного замёрзли. Ветер свирепствовал. На одной из площадок туристы укрывались от ветра внутри автомобилей. У нас такой возможности не было. Солнце, убегающее за горизонт с небывалой прытью, оставило нас совсем без южного тепла. Дорога назад предстояла бы приличная, а до маяка осталось совсем немного. Ещё в прошлый визит на маяк днём, по дороге мы успели запомнить кафешку и недалеко от неё точку, где местные фермеры продавали разные самопальные продукты: разносолы, варенья, мёд с добавками, вино и прочий алкоголь. Тогда мы немного закупились, потискав спящих щенков. Теперь же, помня об этом, решили немного согреться, поужинав в упомянутой кафешке.
Мы заказали мусаку, мидии, а я усугубил всё рыбой-меч на гриле. И вот тут-то жена решила свое мнение об этом блюде поменять кардинально! Рыба, да и всё остальное тут были просто шикарными! Мы с удовольствием съели всё, познав второе удовольствие от созерцания счёта, который был ниже процентов на 50, по сравнению со схожим обедом в Ойе.
Поблагодарив персонал и владельца, мы отправились на маяк.
Припарковав квадр возле скалы, я вооружился своим карманным фонарём «Феникс», не раз меня выручавшим. Это сделал я не зря. С противоположной стороны, откуда открывается вид на маяк и море, скала уже известняковая, и фонарь то и дело выхватывал зияющие пасти бездны, будто капканы, расставленные по краю узкой дорожки. Опасно. Ветер. Маяк в этом антураже, посылающий мощные лучи во тьму выглядел мистически. Но кадров много не сделаешь. Фон представлял собой чёрную дыру, а яркость маяка не позволяла снимать его на длинной выдержке. Мы решили возвращаться, сделав соответствующие выводы.
Благодарим за рассказ и предоставленные фотографии
freeezzzz.
Хотите принять участие в рубрике Я | ФОТОГРАФ? Высылайте ссылки на свои работы нам в личную почту. И не забудьте приложить краткий рассказ о себе.
Также не забывайте добавлять нас
в друзья.
Рекомендуем прочитать:
Я | ФОТОГРАФ. Михаил Боярсков Я | ФОТОГРАФ. Алексей и Мария Глазуновы Я | ФОТОГРАФ. Дмитрий Шатров. Люди Экспедиция «Ice and Sand» Я | ФОТОГРАФ. Вадим Штрик