ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

Oct 10, 2019 08:15


ДМИТРИЙ ЛЕВИЦКИЙ. СМОЛЯНКИ (СЕРИЯ ПОРТРЕТОВ ВОСПИТАННИЦ СМОЛЬНОГО ИНСТИТУТА)

Часть 4. Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущовой. 1773

Закончив портрет Екатерины Нелидовой, Левицкий окончательно определился с тем, как именно лучше всего воплощать образы воспитанниц Смольного института. Девочки раскрепощались,  раскрывались, становились нормальными детьми только в моменты творчества, когда они пели, танцевали, играли на сцене, музицировали. В остальное время они были зажатыми и даже несколько манерными, скованными светскими условностями, которые весьма успешно вдалбливали в их головы воспитательницы.
        Поэтому совершенно логично, что следующий портрет, опять парный, также представляет героинь, Екатерины Хрущову и Екатерину Хованскую, разыгрывающих перед художником сцену из еще одной модной пьесы, комической оперы пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Шаловливая и энергичная Катинька Хрущова исполняет роль пастушка Кола, а более застенчивая и робкая Катиньтка Хованская играет в пьесе главную героиню - пастушку Нинетту.
        На момент написания портрета Хрущовой было десять лет, а Хованской - одиннадцать, что соответствовало светло-голубому возрасту смолянок. Однако Екатерина Хрущова уже в столь юном возрасте зарекомендовала себя как одна из лучших исполнительниц мужских ролей в институтских постановках. Разумеется, мужчины на одной сцене с благородными девицами играть не могли, но некоторые девицы с успехом их заменяли. Хрущова была так убедительна при исполнении мужских ролей,
что однажды даже настолько пленила своей игрой шведского короля Густава III, что он подарил ей бриллиантовое сердечко (которое тут же отправилось на хранение в сейф начальницы Смольного института мадам Лафон).
        На картине Екатерина Хрущова одета в костюм, соответствующий роли: на ней мужская широкополая шляпа, башмаки с пряжками, белый шейный платок и длинный мужской редингот, под которым угадывается камзол. Ее ноги - в белых чулках, так что можно предположить, что верхняя одежда Екатерины скрывает настоящие мужские панталоны, которые полностью открываютдля всеобщего обозрения ноги девочки. Разумеется изобразить институтку с открытыми ногами художник не мог, и тогда он вышел из положения, использовав длинный плащ для маскировки вольностей мужского костюма. Прическа у девочки также мужская и соответствующая роли пастушка - ненапудренные волосы, собранные под шлямой.
        Смуглое лицо Хрущвой нельзя назвать красивым, но оно очень живое и выразительное. Девочка, без сомнения, была исключительно обаятельной. На картине она треплет по подбородку свою партнёршу жестом опытного волокиты.
      Екатерина Хованская, исполняющая роль пастушки Нинетты, производит впечатление девочки гораздо более утонченной и даже робкой. Вся ее фигура выражает скромности и застенчивость, что особо подчеркивается тем, как изящно и деликатно девочка придерживает прозрачный фартучек своего сценического костюма - придворной фантазии из белого и розового шелка на тему традиционного наряда пастушки.
        Левицкий любуется застенчивостьюиграцией еще совсем юных девочек-подростков, и создает сцену спредельной цельностью колорита и изысканной гармонией каждого тона. В отличие от первого парного портрета, здесь героини действительно взаимодействуют между собой, являясь партнерами по сцене, а не только ученицами одного учебного заведения.
        Екатерина Николаевна Хрущева родилась в 1762 году. Она была дочерью премьер-майора Николая Хрущева иПрасковьи, урожденной княжны Волконской. В Смольный девочка поступила в 1767. Она успешно проучилась положенные двенадцать лет ибыла выпущена в 1779, получив фрейлинский шифр Екатерины II, то есть была признана одной из лучших учениц своего выпуска. Впоследствии Екатерина Хрущева вышла замуж за фон Ломана. Она умерла в 1811 году будучи всего сорока лет от роду.

       Княжна Екатерина Николаевна Хованская, родившаяся в 1761 году принадлежала к древнему княжескому роду. Ее родители - полковник князь Николай Хованский и княгиня Мария Щепотьева. Хованская, как и Хрущова воспитывалась в Смольном с1767 по 1779, и также окончила его  с шифром Екатерины II. С1786 года она была замужем за Юрием Нелединским-Мелецким, поэтом, сенатором и статс-секретарем императора Павла I. Хованская умерла в 1813 году.
         Конечно, Хованская и Хрущова вышли из стен Смольного института утонченными и образованными девушками, вероятно они неплохо провели в его стенах двенадцать лет, но вообще-то выйти замуж за мужчину своего круга, каждая смогла бы и без обучения в Смольном. На мой взгляд для них особой пользы от этого не было.

Портрет А.П.Левшиной. 1775

Я уже упоминала о том, что портрет Александры Левшиной был единственным, который заказала Левицкому сама
императрица. Все исследователи упоминают о том, что Екатерина испытывала к девушке необычайную симпатию и даже какие-то «труднообъяснимые сентиментальные чувства». Она даже называла Левшину весьма фамильярно «черномазой Лёвушкой» и обменивалась с ней десятками шутливых писем и записок. Возможно, причиной того, что именно Левшина была любимой смолянкой императрицы, был веселый и озорной характер девушки.
         Напортрете Александре 17 или 18 лет. Она тоже изображена в сценическом костюме, но роль, которую она исполняет точно не определяется. Либо это героиня одного из балетов, в которых она с успехом выступала, либо Левшина изображена в роли Заиры изодноимённой трагедии Вольтера, которую также ставили насцене Смольного. Обычно оживленная и смешливая Александра на портрете выглядит серьезной и сдержанной, так что весьма вероятно, что она действительно изображена в роли Заиры. Достаточно условный театральный костюм не дает однозначного ответа на этот вопрос.
        Жанр полотна можно определить как портрет в роли. Художник запечатлел Левшину втанцевальном движении, посреди общего действия. Уже хорошо знакомый нам жест, которым девушка придерживает край верхней юбки в данном случае фиксирует величественное движение ее руки, придавая символическое значение позе и жесту. Абстрактный античный интерьер в качестве фона и тяжелая занавесь дополняют впечатление, что героиня находится на театральной сцене.
        Александра Левшина была дочерью премьер-майора Петра Левшина и княгини Татьяны Кольцовой-Масальской. Она поступила в Смольный институт с первым набором в 1764 году и окончила его в 1776 с большой золотой медалью и шифром Екатерины. После этого императрица сразу же приблизила ее к себе, и в 1778 году Александра уже была при ней фрейлиной. Между прочим из всего первого выпуска смолянок выпуска только Левшину сразу же взяли наслужбу к Екатерине.
Правда, расположение государыни длилось недолго. Через пару лет в 1780 году Левшина вышла замуж и переселилась в Москву.         Ее избранником стал капитан лейб-гвардии Измайловского полка князь П.А.Черкасский. Возможно, что размолвка Левшиной с Екатериной была связна как раз с ее несанкционированным романом.
        Александра Левшина умерла совсем молодой, в 1782 году, ей было всего 24 года. Из-за этого трудно сказать, дало ли ей что-то обучение в Смольном институте за исключением совсем недолгой придворной службы.

Продолжение следует…

истории, женщины, портрет

Previous post Next post
Up