![](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/1872798/1872798_300.jpg)
ДМИТРИЙ ЛЕВИЦКИЙ. СМОЛЯНКИ (СЕРИЯ ПОРТРЕТОВ ВОСПИТАННИЦ СМОЛЬНОГО ИНСТИТУТА)
Часть 4. Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущовой. 1773
Закончив портрет Екатерины Нелидовой, Левицкий окончательно определился с тем, как именно лучше всего воплощать образы воспитанниц Смольного института. Девочки раскрепощались, раскрывались, становились нормальными детьми только в моменты творчества, когда они пели, танцевали, играли на сцене, музицировали. В остальное время они были зажатыми и даже несколько манерными, скованными светскими условностями, которые весьма успешно вдалбливали в их головы воспитательницы.
Поэтому совершенно логично, что следующий портрет, опять парный, также представляет героинь, Екатерины Хрущову и Екатерину Хованскую, разыгрывающих перед художником сцену из еще одной модной пьесы, комической оперы пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Шаловливая и энергичная Катинька Хрущова исполняет роль пастушка Кола, а более застенчивая и робкая Катиньтка Хованская играет в пьесе главную героиню - пастушку Нинетту.
На момент написания портрета Хрущовой было десять лет, а Хованской - одиннадцать, что соответствовало светло-голубому возрасту смолянок. Однако Екатерина Хрущова уже в столь юном возрасте зарекомендовала себя как одна из лучших исполнительниц мужских ролей в институтских постановках. Разумеется, мужчины на одной сцене с благородными девицами играть не могли, но некоторые девицы с успехом их заменяли. Хрущова была так убедительна при исполнении мужских ролей,
![](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/1872925/1872925_300.jpg)
что однажды даже настолько пленила своей игрой шведского короля Густава III, что он подарил ей бриллиантовое сердечко (которое тут же отправилось на хранение в сейф начальницы Смольного института мадам Лафон).
На картине Екатерина Хрущова одета в костюм, соответствующий роли: на ней мужская широкополая шляпа, башмаки с пряжками, белый шейный платок и длинный мужской редингот, под которым угадывается камзол. Ее ноги - в белых чулках, так что можно предположить, что верхняя одежда Екатерины скрывает настоящие мужские панталоны, которые полностью открываютдля всеобщего обозрения ноги девочки. Разумеется изобразить институтку с открытыми ногами художник не мог, и тогда он вышел из положения, использовав длинный плащ для маскировки вольностей мужского костюма. Прическа у девочки также мужская и соответствующая роли пастушка - ненапудренные волосы, собранные под шлямой.
Смуглое лицо Хрущвой нельзя назвать красивым, но оно очень живое и выразительное. Девочка, без сомнения, была исключительно обаятельной. На картине она треплет по подбородку свою партнёршу жестом опытного волокиты.
Екатерина Хованская, исполняющая роль пастушки Нинетты, производит впечатление девочки гораздо более утонченной и даже робкой. Вся ее фигура выражает скромности и застенчивость, что особо подчеркивается тем, как изящно и деликатно девочка придерживает прозрачный фартучек своего сценического костюма - придворной фантазии из белого и розового шелка на тему традиционного наряда пастушки.
Левицкий любуется застенчивостьюиграцией еще совсем юных девочек-подростков, и создает сцену спредельной цельностью колорита и изысканной гармонией каждого тона. В отличие от первого парного портрета, здесь героини действительно взаимодействуют между собой, являясь партнерами по сцене, а не только ученицами одного учебного заведения.
Екатерина Николаевна Хрущева родилась в 1762 году. Она была дочерью премьер-майора Николая Хрущева иПрасковьи, урожденной княжны Волконской. В Смольный девочка поступила в 1767. Она успешно проучилась положенные двенадцать лет ибыла выпущена в 1779, получив фрейлинский шифр Екатерины II, то есть была признана одной из лучших учениц своего выпуска. Впоследствии Екатерина Хрущева вышла замуж за фон Ломана. Она умерла в 1811 году будучи всего сорока лет от роду.
![](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/1873374/1873374_300.jpg)
Княжна Екатерина Николаевна Хованская, родившаяся в 1761 году принадлежала к древнему княжескому роду. Ее родители - полковник князь Николай Хованский и княгиня Мария Щепотьева. Хованская, как и Хрущова воспитывалась в Смольном с1767 по 1779, и также окончила его с шифром Екатерины II. С1786 года она была замужем за Юрием Нелединским-Мелецким, поэтом, сенатором и статс-секретарем императора Павла I. Хованская умерла в 1813 году.
Конечно, Хованская и Хрущова вышли из стен Смольного института утонченными и образованными девушками, вероятно они неплохо провели в его стенах двенадцать лет, но вообще-то выйти замуж за мужчину своего круга, каждая смогла бы и без обучения в Смольном. На мой взгляд для них особой пользы от этого не было.
Портрет А.П.Левшиной. 1775
Я уже упоминала о том, что портрет Александры Левшиной был единственным, который заказала Левицкому сама
![](https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/1873608/1873608_300.jpg)
императрица. Все исследователи упоминают о том, что Екатерина испытывала к девушке необычайную симпатию и даже какие-то «труднообъяснимые сентиментальные чувства». Она даже называла Левшину весьма фамильярно «черномазой Лёвушкой» и обменивалась с ней десятками шутливых писем и записок. Возможно, причиной того, что именно Левшина была любимой смолянкой императрицы, был веселый и озорной характер девушки.
Напортрете Александре 17 или 18 лет. Она тоже изображена в сценическом костюме, но роль, которую она исполняет точно не определяется. Либо это героиня одного из балетов, в которых она с успехом выступала, либо Левшина изображена в роли Заиры изодноимённой трагедии Вольтера, которую также ставили насцене Смольного. Обычно оживленная и смешливая Александра на портрете выглядит серьезной и сдержанной, так что весьма вероятно, что она действительно изображена в роли Заиры. Достаточно условный театральный костюм не дает однозначного ответа на этот вопрос.
Жанр полотна можно определить как портрет в роли. Художник запечатлел Левшину втанцевальном движении, посреди общего действия. Уже хорошо знакомый нам жест, которым девушка придерживает край верхней юбки в данном случае фиксирует величественное движение ее руки, придавая символическое значение позе и жесту. Абстрактный античный интерьер в качестве фона и тяжелая занавесь дополняют впечатление, что героиня находится на театральной сцене.
Александра Левшина была дочерью премьер-майора Петра Левшина и княгини Татьяны Кольцовой-Масальской. Она поступила в Смольный институт с первым набором в 1764 году и окончила его в 1776 с большой золотой медалью и шифром Екатерины. После этого императрица сразу же приблизила ее к себе, и в 1778 году Александра уже была при ней фрейлиной. Между прочим из всего первого выпуска смолянок выпуска только Левшину сразу же взяли наслужбу к Екатерине.
Правда, расположение государыни длилось недолго. Через пару лет в 1780 году Левшина вышла замуж и переселилась в Москву. Ее избранником стал капитан лейб-гвардии Измайловского полка князь П.А.Черкасский. Возможно, что размолвка Левшиной с Екатериной была связна как раз с ее несанкционированным романом.
Александра Левшина умерла совсем молодой, в 1782 году, ей было всего 24 года. Из-за этого трудно сказать, дало ли ей что-то обучение в Смольном институте за исключением совсем недолгой придворной службы.
Продолжение следует…