Сербский экспромт (4 часть. Нови-Сад)

Dec 16, 2014 20:38



Побывать в Сербии и не посетить Нови-Сад это непростительная ошибка, которую совершать нам очень не хотелось. Второй по величине город страны с развитой промышленностью, образованием и насыщенной культурной жизнью. В общем, в какой-то мере, это аналог нашего Санкт-Петербурга.

Поездку мы откладывали до того момента, когда там закончится фестиваль EXIT. Совершенно случайно наше посещение Сербии совпало со временем проведения одного из самых популярных музыкальных фестов старушки Европы. Придуман он был в своё время местными евроинтеграторами, мечтавшими свергнуть Милошевича и обрести свободу. Воды с тех пор много утекло, а EXIT остался, и каждый год в Нови-Сад съезжаются десятки тысяч людей из разных стран и даже с других континентов. Посещение города, забитого разношёрстными толпами меломанов, как-то не вдохновляло, поэтому поездку туда мы запланировали на следующий день после окончания феста.

Сделаю небольшое отступление. Вечером в гостинице пару раз включали прямые трансляции с самого фестиваля, и поняли, что много не потеряли, не поехав посмотреть его. Наверное, стареем, ибо практически ни об одной группе, кроме двух-трёх, из выступавших на нём, ничего не слышали. Выступление хедлайнеров Hurtz, по которым, как было понятно, все сейчас активно сходят с ума, мы посмотрели с видом, который может образоваться при просмотре новостей на первом канале. Товарищи с претензией на новизну, а по сути не самая удачная копия того, что было давным-давно. Ну да ладно - приобщились к музыкальным трендам, и то хорошо.

На следующее утро после пассивного культпросвета у телека нас ждал железнодорожный вокзал Београда. Здесь мы нарушили ещё одну распространённую рекомендацию из инета. Первой было - не ездить в Студеницу общественным транспортом. Вторая - не ездить в Нови-Сад электричкой. После прочтения некоторых из сетевых отзывов рисовалась ужасная картина хаотично ходящих, вне всяких расписаний и с большими задержками, ушатанных поездов, которыми никто не пользуется, кроме местных люмпенов. Поэтому для начала мы узнали расписание. Выяснилось,  что электрички отправляются в Нови-Сад не часто, но раз в два часа точно что-то есть. Подробное расписание можно узнать на сайте железных дорог Сербии www.zeleznicesrbije.com.





Белградский железнодорожный вокзал ничем особо не примечателен. Он небольшой, и состояние у него среднее. То, что имеется, поддерживают в порядке и, может быть, даже делают косметический ремонт, но развития не видно. Есть несколько международных поездов и пара десятков местных и пригородных. Выходя к перронам окончательно погружаешься в атмосферу прошлого. Не хватает только паровозов для пущей романтичности. Эти два фото были сделаны в другой день.





Возвращаемся в солнечное утро. При виде электрички первое, что бросается на глаза, это её жизнерадостная раскраска, а второе - знакомые до боли формы творения прибалтийских мастеров. Действительно, поезда для Сербии сделали в 80-х годах на рижском заводе. Они отличаются габаритами и компоновкой вагонов, но узнаваемые элементы брутального дизайна остались.



Салон электрички, разделённый третьим тамбуром.



За окном пролетают равнинные пейзажи северо-западной Сербии, а где-то там, чуть дальше за холмами, течёт Дунай. Постоянно попадаются посёлки, укрытые черепичными крышами и виднеющимися среди них шпилями церквей. Они придают пейзажу западно-европейский колорит, в отличии от юга Сербии, где церкви наоборот имеют восточно-византийский облик.





На железной дороге Сербии до сих пор используется система, когда на каждой станции для отправления поезда выходит смотритель с жезлом. Анахронизм, но зато очень колоритно и органично вписывается в местную атмосферу. Электричка стояла на станциях от пары до десяти минут, но зато на перегонах между ними Навител стабильно показывал около 100 км/ч. Так что доехали относительно быстро - часа за полтора. И, что важно отметить, - точно по графику. Таким образом, в очередной раз убедился, что не все отзывы одинаково полезны. Хотя это приятно обнаружить хорошее там, где его не ждёшь.





В Нови-Саде восстанавливают Жежелев мост через Дунай, связывавший юго-восток с центром Европы и разрушенный бомбардировками НАТО. Чувствуется, что работы ещё много. Мы едем по временному мосту, который видно на фото слева.



Железнодорожный вокзал в Нови-Саде небольшой и напоминает наши старые советские вокзалы 70-х годов из бетона и стекла. Никаких, уже привычных нам, заборов и турникетов нет, но в поезде курсировали контролёры и тех, кто отказывался оплачивать билет, не наблюдалось.



Симпатичный пригородный дизель-поезд.







Также на железнодорожном вокзале был обнаружен паровоз-памятник JЖ-51-007, установленный в 1988 году в честь 105-летия открытия в Нови-Саде железнодорожного движения. Сейчас здесь крупный железнодорожный узел, на дороге, ведущей в центральную Европу.



Суровый сухощавый машинист, похожий на призрака из прошлого, стережёт покой железной машины.



Поскольку город по нашим меркам небольшой, мы, прикинув примерное направление, отправились пешком в центр. Обычные жилые районы не очень привлекательные, хотя и обладают своим колоритом.



Над крышами появляются шпили колоколен, а архитектура становится интереснее. Значит центр уже близко.









Кафедральный собор Святого Георгия, построенный во второй половине XIX века. Его архитектурный облик напоминает скорее костёл, но нет, это храм Сербской Православной Церкви.



Чтобы убедится в этом, зайдём внутрь. Тут организация пространства и иконостас имеют более привычный для нас вид.







От собора к центральной площади Свободы (а куда ж без неё родимой) идёт пешеходная улица Змай Йована. Названа она в честь сербского поэта и уроженца Нови-Сада Йована Йовановича, издававшего некоторое время журнал «Змай» («Дракон»). Издание полюбилось читателям, а его название стали ассоциировать с личностью поэта и постепенно оно стало его псевдонимом. Поэт-романтик Дракон Йован, и сейчас считается одним из наиболее любимых в Сербии. А ещё он переводил на сербский язык Пушкина, Лермонтова и других наших поэтов и написал множество детских стихов.

Но вернёмся к самой улице. Её мы увидели такой.







Нови-Сад имеет характерный для западной Европы центр города с площадью, ратушей и готическим собором Св. Марии. На этот раз собор вполне себе католический как снаружи, так и внутри.



Заглянем внутрь.





Напротив костёла стоит ратуша и памятник Светозару Милетичу - сербскому политическому деятелю и писателю, возглавлявшему во второй половине XIX века различные оппозиционные партии, отстаивавшие интересы сербов в Австро-Венгрии.









За ратушей находится старейший в стране Сербский национальный театр. По-сербски театр - позориште, а актёр - глумац. С точки зрения восприятия звуков русским ухом, складывается впечатление, что речь идёт о чём-то неприличном. Наверное, отчасти чувство это верное, а слово «глумац» по значению должно быть близко к нашему «лицедею». Между прочим, оказалось, в русском языке раньше существовали очень похожие слова, обозначавшие скоморохов: глумец, глумослов, глумословец, глумотвор, глумотворец. В белорусском языке и сейчас есть, по всей видимости, однокоренное слово «глумле» обозначающее сценическое искусство. Да и в других славянских языках есть похожие примеры. Вот так можно неожиданно обнаружить образец единства славян, хотя бы в их отношении к тем, кто выходит на сцену театра.



Что-то я снова ушел в какие-то размышления. Вернемся, пожалуй, в город, который живёт по-своему активной, но при этом неспешной жизнью.





Кстати, в Нови-Саде более популярен велосипед, нежели в столице страны. Можно увидеть хороший пример заботы о велосипедистах, когда рядом с пешеходным переходом сделана отдельная дорожка без бордюров. А у нас тем временем вообще запретили велосипедистам пересекать дороги по пешеходному переходу, но при этом не предложили никакой альтернативы. Главное запретить.



Солидный трамвайный вагон, превращённый в кафе. В Нови-Саде был в своё время действующий трамвай, но он, к сожалению, закончился в 1958 году. Кстати, так и не поняли: это сохранившийся аутентичный вагон или макет, очень правдоподобно воспроизведённый специально для кафе.



Дальнейший наш путь пролегал естественно в сторону Петроварадинской крепости, к которой из центра города перекинут мост через Дунай. Мост называется Варадинский. Первый мостовой переход в этом месте был сооружен в 1921-1928 годах и назывался Мост принца Томислава. В 1941 году его взорвали сами югославы при отступлении. Вермахт взорвал восстановленный мост в 1944 году также при отступлении. Опоры этого моста до сих пор можно увидеть напротив крепости.



Новый мост уже назвали в честь Иосипа Броз Тито и простоял он вплоть до появления здесь самолётов НАТО, которые его демократично и толерантно разбомбили. При этом погиб один местный житель, о чём напоминает табличка возле моста.



За мостом на берегу Дуная возвышаются бастионы крепости Петроварадин, за которой пристроился одноимённый небольшой городок. Таким он стал сейчас, но несколько веков назад именно Петроварадин был основным городом в здешних краях, а на месте Нови-Сада селились православные сербы, которым было запрещено жить в католическом городе, населённом преимущественно немцами и венграми. Хороший пример того, что просто запрещать развитие каких-то процессов не эффективно. Их энергия найдёт другое русло в обход запрета, и где-то появится новый город-сад, а ваш цветущий замок постепенно деградирует и превратится если не в развалины, то в музейный экспонат. Ну это так, ремарка о наболевшем, а то любят у нас на родине все проблемы решать запретами.  Кстати о музейных экспонатах. Из Петроварадинской крепости он получался очень даже достойный, а на нескольких уютных улочках нижней крепости по-прежнему теплится какая-то жизнь, хотя перед нами они предстали практически безлюдными.





Может быть жители городка эвакуируются перед нашествием посетителей EXITа, который проводится в самой крепости, и ещё не успели вернуться в свои дома? Мы его увидели каким-то замершим. Ощущение что время здесь остановилось. Даже логичных, в этом популярном у туристов месте, магазинчиков с сувенирами и кафешек, особо не обнаружилось.





Последние яркие отголоски прошедшего фестиваля.





Мощёные улочки приводят к дороге, поднимающейся в верхнюю крепость. Неспешно идём в гору по ней и здесь тоже обнаруживаем тотальное безлюдье. На середине дороги слышим голоса и натыкаемся полуразобранный вход на фестиваль с заграждениями и рамками, некоторым количеством мусора и несколькими весёлыми охранниками. Они говорят, что можем спокойно идти дальше. Ну что ж, это радует. Входим в крепость, и перед нами открывается картина подобная тем, что видели выжившие солдаты после сражений - поверженные орудия, павшие знамёна и стоны раненых.



Шучу. Не смотря на то, что фестиваль завершился только утром этого же дня, в крепости уже в самом разгаре была уборка территории. Повреждённые орудия присутствовали, но это, вероятно, случилось с ними значительно раньше. Ни одного павшего на поле боя меломана мы также не заметили. Кстати в городе таковых  тоже не наблюдалось, что приятно удивило. А вот в такие аккуратные кубики, претендующие на звание арт-объекта для какой-нибудь выставки современного искусства, прессуют полиэтиленовые бутылки.





Мы прогулялись по крепости, и вышли к тому месту, откуда открывается вид на Дунай и весь Нови-Сад. Внизу из воды торчат опоры того самого Мост принца Томислава.





Рядом с ними пристроились под зонтиками рыбаки, а напротив видна пристань, где пока не был восстановлен мост, работала паромная переправа.



Вдали виднеется третий городской мост, который в ходе бомбардировок распространителей демократии также не избежал участи двух других. Именуется он мостом Свободы и был построен на излёте эпохи Тито, уже после смерти его самого, в 1981 году. В 2005 году он был благополучно восстановлен.



Ещё раз посмотрим на черепичные крыши нижней крепости и её улочки и будем двигаться обратно на левый берег Дуная.







Как я уже говорил выше, в Нови-Саде велосипед достаточно популярен. Его здесь используют именно как городской транспорт. Местами даже проложены велодорожки и сделаны какие-то инфраструктурные улучшения для удобства передвижения двухколёсных. Все в основном ездят на недорогих городских велосипедах, иногда с настолько потрёпанным видом, что их могут оставлять не пристёгнутыми. Но в целом местная веложизнь оставляет позитивное впечатление. В этом отношении Нови-Сад на верном пути













После возвращения в центр города, мы прошлись ещё по его улицам.











Интересная надгробная табличка в стене одного из храмов.



Вот так прошёл наш день в Нови-Саде. Естественно в городе и его окрестностях значительно больше достойных посещения мест. Чего стоит только одна Фрушка гора. Но мы были ограничены по времени, поэтому остались довольны и такой обзорной прогулкой по городу. Через день нас уже ждал самолёт в Москву.



Сербский экспромт (Часть 1. Белград)
Сербский экспромт (Часть 2. Белград: от Калемегдана до Земуна)
Сербский экспромт (Часть 3. Студеница)


Сербия, 2014

Previous post Next post
Up