Существует пара дней в году, когда для простых смертных, тянущихся к различным видам искусства или просто любопытных, открываются двери московских зданий, имеющих статус памятника культурного наследия, но принадлежащих кому-либо. Узнав о такой щедрости, мы решили не упустить случая и что-нибудь посетить. Первый заход, правда, закончился фиаско, ибо мы, в отличие от закалённых в былые времена интеллигентных бабушек, были не готовы столкнуться с очередью возле Белых палат на Пречистенке, где шла запись. Ранее наивно предполагалось, что страждущих будут единицы. Спустя месяц, в преддверии второго подобного дня, мы, уже морально подготовившись, решили покорить решётчатую дверь с очередью во чтобы то ни стало. И таки покорили её, но список объектов к этому времени уже заметно поредел. В итоге пришлось ограничиться особняком Н. Д. Стахеева, с замечательным эклектичным интерьером. Это разнообразие послужило, можно сказать, компенсацией за другие здания, в которые попасть не удалось.
Из разных источников я собрал немного информации об этом объекте и его первом хозяине. Экскурсия там конечно тоже была, но желание запечатлеть интерьеры на фото пересиливало желание послушать. Итак. Особняк Николая Дмитриевича Стахеева, московского коммерсанта, золотопромышленника и мецената, был построен на Новой Басманной улице архитектором М.Ф. Бугровским в 1898-1899 гг. Сохранились сведения, что постройка этого почти дворца обошлась ему в 1 миллион рублей. Для сравнения, многокомнатная квартира в центре Москвы, после ремонта и с современной, для того времени, обстановкой обходилась квартиросъемщику примерно в 150 рублей в месяц. Будучи большим ценителем и знатоком искусства, Н. Д. Стахеев с соответствующим вниманием подошёл и к оформлению своего особняка. Фасады и холл с беломраморной лестницей были выполнены в греческом стиле. Парадная часть особняка состоит также из залов, выполненных в стилях готики, барокко, восточном и классицизма. Каждый из них настолько проработан до мелочей, что выглядит как оригинал из своей эпохи. В отделке использованы десятки пород дерева, камня и мрамора.
Возвращаясь к истории жизни самого хозяина особняка надо сказать, что она также была очень разнообразной и интересной, как и интерьеры, в которых он жил. Родился Н. Д. Стахеев в городе Елабуга, где и провёл своё детство. Отец его был местным купцом и оставил сыну в наследство пять миллионов рублей. Мать Н. Д. Стахеева была урождённая Шишкина и приходилась, как можно догадаться, родной сестрой автору небезызвестного полотна «Утро в сосновом бору». Таким образом, с детства Николай Дмитриевич находился в обществе, тесно связанным с творческой средой, где видимо он и научился понимать искусство и чувствовать его. Впоследствии, переехав в Москву, он не терял связи со своим дядей, оказывал ему поддержку и приобретал его картины. Знаменит Н. Д. Стахеев и своим покровительством курортной Алуште, где до сих пор сохранилась его дача. Становление это прибрежного крымского города во многом связано с его именем. Здесь на средства московского коммерсанта и мецената были созданы - земское училище, ремесленная школа, ночлежный приют, первый в Алуште театр, купальни устроенные на набережной, пристань и многое другое.
Свои дела Н. Д. Стахеев успешно вёл в разных областях бизнеса. Тут были и золотые прииски, и доходные дома в Москве, и ткацкие мануфактуры, и нефтяные промыслы и торговля чаем. По всем пунктам Николай Дмитриевич мог похвастать завидной удачей. Но она отворачивалась, когда он садился за зелёное сукно игорных столов. Это происходило регулярно в Монте-Карло, куда Н. Д. Стахеев любил приезжать. Точной информации о том, как окончилась жизнь Н. Д. Стахеева, найти не удалось. По одной из версий он обанкротился и покинул Россию незадолго до 1917 года, оставив особняк жене, с которой развёлся. Ненадолго особняк арендовала вдова Саввы Морозова, а с началом революции его по традиции большевиков национализировали. Здесь особняку сказочно повезло, поскольку его не стали перепрофилировать в коммуналку или фабрику, в результате чего большая часть интерьеров сохранилась до наших дней без серьёзных реставраций и переделок. В 40-х годах он стал клубом детей железнодорожников.
И заканчивая краткий экскурс в историю, приведу одну из легенд, связанную с Н. Д. Стахеевым и его особняком на Новой Басманной улице. Она повествует о том, что после революции бывший коммерсант инкогнито вернулся в Москву, чтобы забрать драгоценности из тайников особняка и был задержан. На допросе он предложил Дзержинскому рассказать, где они спрятаны в обмен на возможность уехать или спокойную жизнь на родине. Сделка по слухам была совершена, и Н. Д. Стахеев до конца жизни получал пенсию, а на средства от найденных в особняке ценностей, был построен Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади. В посвящённой этой истории статье журнала «Московское наследие» № 9 за 2009 год, также говорится о том, что её записали со слов самого Стахеева корреспонденты газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф и она легла в основу известного всем сюжета «Двенадцати стульев». Так это или нет сказать сейчас сложно, но эта история помогает более живо ощутить прошлое особняка, когда гуляешь по его залам. Именно на такую прогулку я Вас и приглашаю сейчас.
2.
Всех встречает парадная лестница особняка.
3.
Ассиметричные светильники.
4.
Поднимаемся и попадаем на верхнюю площадку холла.
5.
Витраж, выдержанный в греческой тематике.
6.
Светильник под охраной сфинксов.
7.
Он же.
8.
Отсюда гости особняка попадают в основные парадные залы.
9.
Мы поворачиваем в Готическую столовую, обладающую потрясающим декором.
10.
И, конечно, прекрасными витражами, не уступающим по исполнению тем, которые мы видим в западных соборах.
11.
12.
Люстра также сохранилась здесь со времён Н. Д. Стахеева.
13.
14.
Раньше её облик без этих круглых лампочек был видимо несколько иным.
15.
16.
Мебель как из средневекового замка.
17.
18.
19.
Действующий камин.
20.
Его украшают Феникс и пара русалок.
21.
Поднимем голову чуть повыше.
22.
23.
Шкафчики буфета так и манят открыть их.
24.
Но недобрый взор вековых стражей, созданных искустной рукой, останавливает.
25.
Сделав всего один шаг в дверной проём мы попадаем из средневековой Европы в Мавританскую курительную комнату. Здесь видно, что оконные откосы сделаны из цельного массива редких пород камня.
26.
27.
Переплетение восточных орнаментов на потолке. Это фото, к сожалению, получилось с ошибкой в балансе белого из-за нестандартного цвета ламп. Восстановленные цвета здесь получились не совсем достоверными.
28.
Все стены покрыты резьбой расписанной яркими красками.
29.
30.
31.
Переходим на противоположную сторону особняка, где расположена Греческая гостинная.
32.
33.
34.
Элементы декора, которые с первого раза можно и не заметить, как это случилось со мной.
35.
36.
Над столом разворачивается эпичное действо.
37.
Паркет с грифонами оказался под столом, поэтому только голова.
38.
Творчество детей.
39.
Потолок следующей залы выдержан в стиле классицизма.
40.
Ещё одна зала, и на этот раз мы попадаем в мир барокко. Сами залы пустые, без мебели и поэтому я ограничился лишь фото наиболее интересных элементов.
41.
Почти пустой зимний сад скоро собираются реставрировать, поэтому наиболее интересным объектом для фото стал этот букет.
42.
К сожалению, внешнюю вспышку я не взял с собой, и поэтому Тёмный кабинет получился по настоящеу тёмным.
43.
Оскал льва видимо должен отпугивать любителей покрасоваться перед зеркалом
44.
45.
Шёлковые обои тоже с тех времён, когда по этим залам ходил сам Стахеев.
46.
Основным украшением сада перед особняком стал французский фонтан с девушкой, держащей светильник.
47.
48.
Вот такой получилась наша прогулка по особняку одного из самых богатых людей Москвы начала века, который помимо того, что был успешным коммерсантом и щедрым меценатом, ещё ценил и понимал искусство. И ещё, когда мы выходили из особняка, подумалсь, что неплохо бы Москомнаследию почаще устраивать такие дни, когда можно увидеть и узнать город с новой стороны.