Меня откровенно утомили спекуляции на предмет того, что здание ГТГ-ЦДХ не обладает никакими архитектурными и эстетическими достоинствами. А ведь архитектор Н.Сукоян создал очень модное для своего времени здание.
.
.
Расположенное по линии Крымской набережной, здание ГТГ-ЦДХ является своеобразной «ступенькой» на возвышение, на котором находятся Октябрьская площадь и Якиманка. Строящийся жилой дом рядом с МСХШ находится в некотором доминантном диссонансе с Президент-отелем, а панельная многоквартирная многоэтажка разрубает градостроительную композицию . Зрительно, комплекс ГТГ-ЦДХ объединяет своеобразной ширмой весь разнородный ландшафт ряда домов Якиманки, что выходят на набережную. Не будь этой постройки, все здания позади смотрелись бы как скверная работа стоматолога, который собрал бракованные зубные протезы, скопившиеся за несколько лет практики и натужно запихал в рот несчастному больному.
Это что касается ландшафтных плюсов.
Пластическое решение так же достойно пристального рассмотрения.
Первое, что бросается в глаза - высокий аттиковый этаж всего комплекса ГТГ-ЦДХ на Крымской набережной. Эта деталь , знакомая зрителям по Колизею и палаццио Дожей прекрасно увязывает с точки зрения истории искусства здание ГТГ-ЦДХ с классической архитектурной традицией.
Бетонный параллелепипед, воздвигнутый на стеклянный цоколь, с тонкими колоннами обходной галереи создают иллюзию своеобразного «парения» всего здания. Такая игра с тектоническими объемами свойственна архитектурным поискам Райта и Ле Корбюзье. Последний, к слову сказать, видел в 1960-ом году проект ГТГ-ЦДХ и одобрил его.
Теперь хотелось бы немного поспорить с авторами
пояснительной записки, утверждающими, что территория ГТГ-ЦДХ, прямо-таки немедленно, требует «облагораживания».
Существующее состояние парка не соответствует своему названию и предполагавшемуся назначению - пропаганде скульптуры, живописи, театра, литературы, кино. Да нет, отчего же? Очень даже соответствует. Это место популярно среди москвичей, сюда ходит много народу, здесь устраиваются театральные представления и прочие культурные программы, достаточно присмотреться к афишам. Ну, это если захотеть.,.,а так, конечно, «не соответствует».
Скульптурная выставка занимает практически все пространство парка. Это, разумеется, никак недопустимо в глазах патриотов-девелопперов. Скульптуры не вписываются в ландшафт парка, не объединены ни планировочной ни объемно-пространственной структурой объекта. Это смотря откуда смотреть. Если из здания мэрии, то все нерационально, что не приносит доход. А ежели ножками, самостоятельно погулять, то все нормально. И комплекс памятников размещен логично и закономерно и общий вид достоин и интересен для осмотра в пригожий день.
При таком размещении выставки территория напоминает кладбище. Это ваш офисный рай в Сити похож на кладбище. Утопическое кладбище надежд и иллюзий, что Россия еще когда-нибудь станет городом авангардных строительных экспериментов и флагманом архитектурной моды.
Часть территории огорожена и заборы перерубают основные пешеходные маршруты. Ну да, ну да, а когда вы тут семнадцатиэтажный комплекс отгрохаете, тут, конечно, люди вовсю будут гулять по специально отгороженным дорожкам. Чёрта с два. Вы тут пулеметные вышки поставите и охранников с собаками. Что мы не знаем, что такое парковая зона внутри офисного центра или элитной застройки. Кто не знает - пусть попробует зайти во дворы «золотой мили» на Кропоткинской.
В центре……планируется большой каскадный фонтан… а мы-то уже испугались: новый шедевр «лужковского стиля», и без фонтана…..Непорядок. Для такой площади, фонтан должен быть ничуть не меньше «Дружбы народов», что на ВДНХ. И еще момент:
Можно без труда понять, какой формы будет это сооружение. На Манежной площади очевидно позабыли важного сказочного персонажа -
Чудо-юдо рыбу-кит. Хотя, некоторые наблюдатели видят в этом сказочном образе всю нашу столицу, превратившуюся давным-давно в декорацию к утопическому ,фильму Ф.Ланга
«Метрополис».
….там, в конце, народные массы рушат все индустриальное великолепие, сместив, между делом, всех руководителей этого уродливого города.