<…> первый опыт электрификации в России, имевший место почти пятьдесят лет тому назад, послужил толчком к зарождению идеи общественной электрификации, и скоро после этого в Москве и в Петербурге основывается частная капиталистическая кампания «Акционерное Общество 1886 года» и строятся первые в России электрические станции общественного пользования.
Это - то самое «Общество восемьдесят шестого года», которое существовало вплоть до Октябрьской Революции и из недр которого вышли первые наши пионеры действительно общественной электрификации: Леонид Борисович Красин, Глеб Максимилианович Кржижановский, Роберт Эдуардович Классон, Борис Иванович Угримов, Александр Васильевич Винтер и Иван Иванович Радченко.
«Общество 1886 года» стало строить и эксплоатировать электрические станции исключительно в целях извлечения прибылей и таким образом у нас появилась и стала быстро расти совершенно новая и самостоятельная (правда, целиком на иностранный капитал!) отрасль промышленности - электроснабжение.
Наряду с сооружением электрических станций, как общественного пользования, так и фабрично-заводскими, появились немецкие и бельгийские заводы, строившие электрическое оборудование для электрических станций и трамваев, учреждались электромонтажные конторы, выполнявшие переоборудование на фабриках и заводах, во многих городах строились осветительные и трамвайные станции.
Первый период проникновения электричества в Россию, выявился огромным и быстрым ростом электростроительства и почти массового переоборудования наших фабрик и заводов на электрическую двигательную силу.
Эта электрификация завоевывала все большие и большие области применения электричества в России, и к концу первого капиталистического периода общественной электрификации, т.-е. к моменту Октябрьской Революции, в России считалось 5.000 электрических станций (фабрично-заводских и отдельных предпринимателей), обслуживавших нашу промышленность с мощностью около полутора миллионов киловатт и 250 электрических станций (городских и коммунальных), обслуживавших общественные нужды: трамваи, водопроводы и общественные предприятия с мощностью около полумиллиона киловатт!
Эти электростанции составляли две трети всего нашего парового хозяйства, обслуживавшего нашу промышленность и коммунальные услуги.
(Воеводин П. Пять лет нашей электрификации и индустриализация сельского хозяйства. - Москва: ЦУП и Главэлектро ВСНХ, 1926)