Чем занять ребёнка в дороге. Игры и развлекалочки

May 23, 2013 03:51

Наступает время путешествий с детьми. И так хочется, чтобы были они неутомительным и интересным с самого начала - как только сели в автомобиль. Но - дети начинают скучать, капризничать, подвывать: "Ну ско-о-оро, ну когда  мы приедем?!"

Так что первое, что стоит сделать - это проинформировать ребёнка, сколько времени вы проведёте в пути. Это его настроит на определённое ожидание. Но так как дошколята и даже младшеклассники плохо ориентируются во времени, желательно не просто сказать, что ехать столько-то, а наглядно показать расстояние. Например, на корешке книги. Если низ корешка - это точка, откуда вы выехали, а верх - место назначения, то становится легко показать, где именно вы сейчас находитесь - и сколько ещё осталось.
А если дорога дальняя - обязательно покажите, когда намечается остановка. Предвкушение скорого "освобождения" поможет ребёнку спокойнее перенести неподвижное сидение в кресле.

Ну а теперь - игры и прочие развлекалочки

Смотрим в окно и играем

Для начала можно сыграть в перечисления - просто смотреть в окно и называть по очереди всё подряд, что попадается по дороге.

А если ребёнок уже знает буквы - выбирайте любую и называйте те объекты, которые с неё начинаются. Например, "Д" - дорога, деревья, дом. Как вариант (очень нравится детям): называть предметы, начинающиеся с первой буквы собственного имени, фамилии, отчества.

Если ребёнок умеет считать, предложите: "Давай посчитаем, сколько нам попадётся машин красного цвета". Или вот так: "Ты считаешь машины синего цвета, я - зелёного. Каких встретится больше, кто победит?"

От мелькающих дорожных объектов можно быстро устать, поэтому через какое-то время стоит перенести внимание на что-то более постоянное. Например, на плывущие облака.
Наблюдение за облаками

Для начала стоит поговорить о том, что там, на небе - облака или тучи, и чем они отличаются друг от друга, как появляются, и почему из туч проливается дождь.

Интересно будет понаблюдать, на что облака похожи (отличное упражнение для развития воображения), как они изменяются, превращаясь... во что?

Выберите себе по персональному облаку и начинайте описывать, как оно изменяется: "Мое облако похоже на лодку. Лодка плывёт по небу, словно по морю... вот она догоняет другую, они сливаются и превращаются в...". Вы можете для примера сами начать рассказывать, а потом передать эстафету ребёнку.

Примерно так же можно изучать любые объекты, часто встречающиеся по дороге. Например, мелькают деревья, все зелёные да зелёные. А если внимательно присмотреться? Удивительно, сколько можно заметить оттенков зелёного! Называйте их по очереди, устройте соревнование: кто больше придумает?
Рисование

Можно поиграть в "Закорючки". Суть игры очень проста. Ребёнок, не отрывая руки от листа, рисует какую-нибудь закорючку, а вы доводите её до ума - то есть дорисовываете. Причём так, чтобы стало понятно, что это - вещь, предмет, животное, часть тела. Потом меняетесь - вы проводите линию, а дорисовывает её ваш ребёнок.

А ещё можно "порисовать"... на спине. Вы водите пальцем по спинке ребенка, а он должен, прислушавшись к своим ощущениям, угадать, что за картинку "рисует" мама.

Для начала изображайте что-либо очень простое - овал, треугольник, сердечко. Если ребенок легко угадывает, рисуйте что-нибудь посложнее - птицу, машину, дом.
Угадай-ка

Угадай цифру. Загадываете любую цифру и говорите:

- Угадай, какое число я загадала?
- Три, - говорит ребёнок.
- Нет, - говорите вы, - больше, чем три.
- Десять...
- Меньше, чем десять.

И так далее - пока нужная цифра не будет названа.

Угадай, что в пакете. Берёте обычный непрозрачный пакет. Кладёте туда несколько разных предметов. И...

  • Предложите ребёнку, ощупав какой-то предмет угадать, что это такое.
  • Описываете один из предметов, находящихся в вашем пакете, а ребёнок должен понять, что это такое. Например: "Это пушистое, желтого цвета, пищит, когда на него нажмёшь...". "Мой цыпленок!" - догадывается ребёнок. Как только угадывает - тут же получает эту штучку в награду.

Совет: обязательно положите в пакетик что-нибудь новенькое. Когда ваша детка по описанию угадает, что у вас спрятано, вручите подарок - и вам будет обеспечена ещё одна передышка.

  • Попробуйте загадывать какой-либо объект, находящийся в автомобиле. Например, "сквозь него я смотрю на дорогу" (окно), "нажмёшь ногою, и машина взвоет" (педаль газа). Чередуйтесь: пусть ребёнок (если захочет) загадывает, а отгадки ищите вы.
Игры в слова
Найди лишнее слово в ряду. Например: колёса, руль, кот, кресло. Лишний здесь "кот".
Назови одним словом. Скажем: кот, собака, крокодил. Все это - животные.

"Всё наоборот" (игра в антонимы). Вы называете слово, ребенок - антоним: например, весёлый - грустный; широкий - узкий.

Об одном по-разному (игра в синонимы). "Человек идёт" - а как можно сказать по-другому? Правильно: человек передвигается, шагает... А ещё?"

Вспомните какое-то длинное слово, и из букв, входящих в него, составляйте другие слова. (Например: зоопарк - парк, рак).

"По цепочке". Придумываете короткое предложение и по очереди его удлиняете. Прежде чем добавить своё новое слово, необходимо точь-в-точь повторить всё ранее сказанное. Например: "Мы едем" - "Мы едем на море" - "Мы едем на Чёрное море" - "Мы едем на Чёрное море купаться".

Произнести скороговорку десять раз подряд - кто не запутается в ней ни разу? Например: "Щетинка у чушки, чешуя у щучки". Малышам предлагайте, конечно, фразы полегче.
Игры с пальчиками

Если вы едете с малышом, отличная палочка-выручалочка - игры с пальчиками. Впрочем, и для старших детей они могут быть не менее привлекательны.

Предложите малышу хорошенько растопырить пальцы левой руки. Теперь правой ручкой надо загибать их по одному и приговаривать:

Этот пальчик - дедушка.
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папа.
Этот пальчик - мама.
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья! (и покрутили крепким кулачком)

А теперь наоборот: малыш разжимает по одному пальчику, сопровождая его теми же словами. (А если сам ещё не умеет - разжимаете и читаете стишок вы, побуждая ребёнка повторять за вами хотя бы последнее слово). Потом то же самое проделывается с пальчиками на другой руке.

Впрочем, для пальчиковых игр подойдут многие детские стихотворения - надо просто изображать то, о чём в нём рассказывается. Скажем, ставите пальчики одной руки на ладошку другой и - "Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу...". (А. Барто).
Поймай мою руку

Просто протягиваете руку и предлагаете ребенку её поймать. При всей своей простоте, это очень забавное упражнение: попробуй поймай, если ладонь вроде крутится рядом, но так ловко уворачивается да проскакивает между детских ладошек.

Чтобы малышу было ещё интереснее, ваша кисть может превратиться в собачку, в кошечку, зайчика. Для этого просто сожмите руку в кулак и поднимите вверх два пальца (указательный и мизинец) - вышел зайчик. Если пальцы подогнуть - выйдет котёнок или собачка. А для достоверности можно нарисовать мордочку - прямо фломастером на руке.
Игра "Кто летает"

Просто называете различные объекты. Если этот самый объект умеет летать - надо поднять вверх руки, если он нелетающий - хлопнуть себя по коленкам.

"Голубь летает? Рыба летает? Ворона летает? Самолёт летает? Тарелка летает?" Играть начинайте в медленном темпе, а потом всё убыстряйтесь и убыстряйтесь. При таком ускорении начинается путаница - выходит очень смешно.

Задание можно усложнить: если то, что называете, не летает, а плавает - надо опустить руки вниз и поболтать ими, словно в воде, если объект живёт на суше - надо развести в стороны руки и снова соединить на уровне груди, ну, а если летает - поднять руки вверх и посмотреть на кончики пальцев. (Заметили? Получилась не просто игра, а небольшая зарядка).
Игра "Так или не так"

Суть игры: вы произносите фразу и считаете до трех, а ребёнок должен успеть сказать, верно это или нет. Вот вам фразы для начала игры: "Мы выехали рано утром", "Ещё было совсем темно", "Марка нашей машины - "Нева", "У рыбы есть хвост", "У курицы есть плавники".

Для дошколёнка, конечно, подбирайте фразы полегче, а считайте до трёх так: "Два с половинкой, два с хвостиком...". Тогда малыш успеет сориентироваться и верно ответить. И почувствует себя победителем.
О мультиках и фильмах

Соблазнительно в дороге включить малышу мультики, фильм - тем, кто постарше. Не спешите! По крайней мере, не смотрите подолгу, поберегите детские глазки. Картинки, мелькающие перед глазами, завораживают малышей, они могут смотреть и смотреть, а потом... закатывают истерики. Не из вредности, а от усталости, от нервного напряжения, которое накопилось во время длительного просмотра.

Итак, фильмами, телепередачами, мобильными играми не увлекайтесь, пожалуйста.

А вот запастись аудиозаписями (сказками, детскими песенками) - это просто прекрасно. Ведь их можно не только слушать, но ещё и подпевать - всем вместе. Получится отличный семейный хор!

Заряна Некрасова
Нина Некрасова
Ах да, чуть не забыли.  Начинать играть следует до того, как ребёнок заскучает и закапризничает. Если он разбушуется - будет трудней успокоить.

zaryana_i_nina_nekrasovy, творческий подход, игры, дети, дети и родители, авто, путешествия

Previous post Next post
Up