давно сформулировала, да всё никуда не выкладывала. вот что я об этом думаю.
Сейчас существует очень много игрушек, развивающих пособий и товаров для творчества. Однако, даже при таком выборе, ребенок часто предпочитает «изваляться в грязи и промокнуть». Чем же так привлекают детей игры с водой и песком, и как их можно использовать?
Начнём с того, что песок и вода, а также глина, камушки-ракушки, шишки, веточки и другие природные материалы привлекают не только детей. Вспомните, как завораживают струйки водопада и озёрная гладь, как на пляже пальцы погружаются в тёплый песок как будто сами по себе и начинают играть, как приятно держать в руке гладкий тяжёлый каштан, и как звучит «море» в ракушке. Природные материалы обладают сильнейшим релаксационным эффектом. Не только дети, но и взрослые, особенно те, кто способен на время отключиться от рационального, ощущают этот эффект и могут «подпитываться» природной энергией, проще говоря - восстанавливать силы и отдыхать. Есть наблюдение, что песок “вытягивает” негативную энергию, забирает её. В том числе по этому, а не только из соображений гигиены, психотерапевты, работающие с песком, часто очищают и меняют его. Есть много околонаучных теорий на тему тех же функций у воды, можно относиться к ним по-разному, но то, что вода успокаивает и снимает напряжение - факт.
Игры с водой и песком часто используются педагогами в контексте развития мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Прикасаясь к песку, отыскивая в нём спрятанные предметы, вылавливая их из воды, рисуя пальчиками на подносе с песком или создавая из мокрого песка различные формы, малыш совершенствует мелкие движения пальцами. Это подготавливает его к письму и способствует речевому развитию. Педагогических игр с использованием песка и воды, можно придумать великое множество. Переливание воды из сосуда в сосуд, например, тренирует ловкость и точность движений, поиск предметов в песке - тактильную чувствительность и захват, узнавание спрятанных предметов на ощупь - ту же чувствительность и образное мышление. На песке можно писать буквы и цифры и их же из мокрого песка лепить, можно пересчитывать плавающие по воде бумажные кораблики, можно растворять в воде разные вещества и исследовать результаты, можно получать представление о температуре, играя с холодной, тёплой и терпимо-горячей водой.
Песок и вода - отличные материалы для творчества, они просты и естественны, а чем проще исходный материал, тем больше существует вариантов его использования.
Есть ещё один важный эффект, связанный с ощущением и движением, без упоминания которого картина будет не полной. Этот эффект относится не только к развивающим, но и к лечебным, психотерапевтическим. Когда мы погружаем руки в песок или воду, мы испытываем много разных ощущений - температуру, плотность, гладкость, влажность и другие. Но кроме этого, благодаря прикосновению этих материалов к коже, мы ощущаем свои руки, их форму, размер, границы. В раннем возрасте дети только учатся пользоваться возможностями тела, у ребенка постарше по тем или иным причинам может нарушаться контакт с собственным ним, а песок и вода, как чужая, непривычная (не воздушная) среда позволяют телу обнаружить себя. Образ тела - это важнейший компонент представления ребенка о себе самом. Прочувствовать и осознать его можно через движение и прикосновение. Песок и вода дают безграничные возможности для того и другого.
Вода и песок имеют мощный психотерапевтический потенциал. Вода является универсальным символом эмоций, и играя с ней, ребенок получает доступ к своим переживаниям, страхам, и научается взаимодействовать с ними, находить для них «правильное русло». Песок - податливая субстанция, придавая ей форму, можно выражать те переживания, которые не могут быть выражены с помощью слов. Из песка можно создавать целые миры и разрушать их одним движением руки, это побуждает созидать и учит способности к осознанию своих действий. Это приемлемый канал для выражения агрессии. Играя с песком, ребенок погружается в свой собственный мир, совершает внутреннее путешествие, находя в пути ресурсы для дальнейшего личностного развития. Вода и песок могут быть использованы вместе.
Отдельно стоит сказать о возможностях работы в так называемой «психологической песочнице». Основы этого направления работы были заложены Дорой Калфф, ученицей основателя глубинной психологии Карла Густава Юнга, в 50-е годы прошлого столетия. Sandplay, песочная терапия, является тонким инструментом психотерапевтической помощи как детям, так и взрослым. У неё есть специальные правила проведения. Она требует длительного обучения, опыта собственной психотерапии и постоянного самосовершенствования. Однако играть с ребенком в песке, используя фигурки животных, людей и другие игрушки, можно и без специальной подготовки. В сюжетной игре ребенок проживает внутренние конфликты и неотреагированные чувства, учится общаться, выходить из трудных жизненных ситуаций, развивает воображение и речь, приобретает уверенность в себе. Замечательно, если дети играют в одном пространстве вместе, тогда их задачи расширяются - нужно поделить пространство, договориться, придумать «правила» для взаимодействия, контролировать свое поведение.
Взрослым - педагогам и родителям - не стоит задавать рамки такой игре и активно направлять её, дети будут делать это сами. Единственное условие - соблюдение безопасности. Песок должен быть чистым. Целесообразно установить ограничение на агрессивные действия с ним (дети могут бросать его друг в друга). Малышам не стоит играть без присмотра взрослых.