О СУБЪЕКТНОСТИ

Oct 13, 2020 23:56

Свобода воли есть форма субъектности. При том, что свобода есть осознанная необходимость, свобода воли превращается в необходимую субъектность. Если же полагать свободу как сферу возможного, то свобода воли как возможная воля столкнётся с необходимостью и будет остановлена ею. В результате она потеряет субъектность. Итак, субъектность необходима и необходимость субъектна. Благодаря этому мир развивается.

Если принять в качестве исходной парадигмы вместо развития всеобщую связь или всеобщую взаимозависимость, то в таком мире нет места субъектности, сила действия равна силе противодействия и нет места развитию. Мир предстаёт в виде циклического движения, которое запущено аристотелевским первотолчком.

Обычно противопоставляют объективную истину и субъективную истину, объективное мнение и субъективное мнение. При этом по умолчанию полагают, что существует абсолютная истина. Но всякая истина субъективна, ибо она есть продукт субъекта познания. Поэтому понятие "объективная истина" бессмысленно - оно может соответствовать либо истине объекта познания (вещь в себе?), либо общепризнанной истине в данном обществе, которая становится объектом для субъекта познания. Тогда объективная истина превращается в абсолютную истину, что влечёт за собой прекращение познания.

Революционная практика субъектна. Она осуществляется посредством свободы воли и посредством свободного труда. Возникает вопрос - в чём заключается необходимость такой субъектности? Также непонятно, как может быть субъектной необходимость, если эта необходимость есть производная всеобщей взаимозависимости. Эти вопросы проясняются при условии примата развития над всеобщей взаимозависимостью. Последняя при этом теряет свой абсолют и становится служанкой развития. Необходимость развития является движущей силой субъектности, а конкретная необходимость объясняется теорией развития.

В рамках Живой Материи биосфера соответствует первому её этапу или этапу становления, а социосфера - второму этапу или этапу антагонизма. Социосфера в качестве антагонизма обладает субъектностью по отношению к биосфере как этапу становления Живой Материи. А Живая Материя представляет собой антагонизм Материи. Итак, в рамках вышестоящего антагонизма (Живая Материя как антагонизм Материи) антагонизм (социосфера) обладает субъектностью относительно становления (биосфера). Следовательно, первое отрицание в развитии противоречия при переходе от становления в антагонизм производит субъектность антагонизма. Антагонизм есть отрицание становления.

Аналогично, в рамках социосферы как антагонизма Живой Материи эксплуататорский строй (антагонизм) обладает субъектностью относительно первобытно-общинного строя (становление). Спускаясь на один уровень ниже мы наблюдаем в рамках эксплуататорского строя субъектность феодализма (антагонизм) относительно рабовладения (становление). Всё. Далее развитие идёт по восходящей ветви сети противоречий, от антагонизма к гармонии посредством отрицания отрицания, то есть не отрицания, а синтеза, и посредством возврата к этапу становления на базе антагонизма.

Субъектность антагонизма заключается в отрицании становления, причём отрицание доходит до прямого уничтожения становления, но полностью уничтожить его не может, ибо в этом случае отрицание теряет основу, нечего отрицать, и тогда теряет основу и антагонизм. В силу этого антагонизм со временем утрачивает субъектность и сменяется гармонией.

Субъектность гармонии состоит в синтезе антагонизма и становления при условии примата становления. Как это происходит?

Первым примером такого синтеза на восходящей ветви сети противоречий является капитализм. В капитализме мы имеем синтез феодализма и рабовладения, при условии примата последнего. Наёмный труд есть цивилизованное рабство. Свободный раб, освобождённый от собственности в ходе общественного развития, вынужден под угрозой голодной смерти искать работодателя, господина. В этом обстоятельстве и заключается субъектность, вынужденная субъектность, свободного раба, а также вся суть так называемого свободного общества капитализма. Господами в конце концов становятся бывшие феодалы и примкнувшая к ним буржуазия, возникшая в ходе развала феодального общества. Поэтому всегда после короткой стадии отрицания феодализма и борьбы с ним происходила его формальная реставрация в рамках капитализма, сохранившаяся до сих пор даже на стадии империализма.

Итак, внутренняя субъектность капитализма состоит в поиске свободным рабом господина-работодателя. Раб свободен в выборе своего господина-работодателя и это считается буржуазной свободой, что несомненно является прогрессом по сравнению с феодальной зависимостью. Но надо заметить, что этот свободный поиск проводится в рамках системы обмена товаров и, следовательно, ограничен ею. Соответственно, свобода поиска, свобода воли и субъектность свободного раба ограничена системой обмена товаров. Кроме того, эта субъектность есть вынужденная субъектность, есть неосознанная субъектность, поскольку она есть следствие общественных условий свободного раба, лишённого собственности. Вынужденная субъектность превращается в осознанную субъектность, когда свободные рабы (пролетариат) объединяются в профсоюзы, хотя при этом они не могут выйти из системы обмена товаров и из системы раб-господин, ибо раб нуждается в господине так же, как и господин нуждается в рабе. Профсоюзы и другие объединения работников, рабочих партий и т.п. не могут не выражать интересов этих рабочих, а их интересы заключаются в работе на капиталистов за приемлемую плату и всё. Эти объединённые работники выступают как потребители капиталистического способа производства и осознают свою зависимость от работодателей. В результате внутренняя субъектность капитализма оказалась исчерпаной. Тем не менее, осуществление коллективных действий приводит к появлению социалистических идей и марксизма (профсоюзы - школа коммунизма).(Интересно, что в дискуссии о профсоюзах в 1920-1921 годы члены РКП(б) высказывали идеи, что если уж пролетариат стал гегемоном, то вся страна должна была на него работать. Рабочая оппозиция в партии через профсоюз хотела распространить потребительское отношение пролетариата на всю страну).

Внешняя субъектность капитализма как системы заключается в сохранении общественных условий, необходимых для воспроизводства свободных рабов, которые столь необходимы для осуществления внутренней субъектности. Поэтому капитализм вынужден поддерживать высокий уровень жизни в обществе, чтобы свободные рабы не разбежались. А для этого капитализм обречён проводить экспансию системы обмена товаров на феодальный мир, которая поддерживается военной силой. Капитализм захватил рынки феодальных стран (крымская война в Российской империи, опиумная война в Китае). Нужно сказать, что на этой второй стадии капитализма мы наблюдаем стадию реставрации феодализма, когда капитализм прикрывался формой феодальных монархий и в этой форме взаимодействовал с феодальными монархиями как бы на равных, но при этом осуществляя экономическую гегемонию. Последняя заключалась в финансировании капиталистического производства в феодальных странах, заключалась в инвестициях, прибыль от которых позволила финансовому капиталу захватить примат над промышленным капиталом. В результате капитализм перешёл к своей третьей и последней стадии - империализму, которую определил Ленин в 1916 году. В результате империалистических войн феодальные империи распались, но тут, какая неожиданность, возникла мировая система социализма.

Здесь надо отметить, что феодальные отношения в капитализме не были ликвидированы, отброшены или отменены внутри правящих классов. Также само буржуазное государство унаследовало структуру феодальной пирамиды во главе с первым лицом, пусть даже и всенародно избираемым и сменяемым. Образование высшей формы капитализма, империализма, поставило предел развитию эксплуататорского строя, следовательно, дальнейшее развитие общества осуществляется в ходе развития противоречия империализм - коммунистический строй.

Субъектность капитализма после возникновения коммунистического строя не изменилась. Она так же определяется экспансией системы обмена товаров при поддержке военной силой. Сейчас, в эпоху глобализации весь мир, за исключением немногих стран социализма (КНР, КНДР), вошли в эту глобальную систему обмена товаров. РФ заняла промежуточную позицию, но санкции Запада, переходящие в блокаду, заставят её либо подчиниться, либо выйти из неё.

Причины внешней субъектности капитализма и основа его мировой экспансии состоит в том обстоятельстве, что наёмный труд более производителен по сравнению со свободным трудом рабов. Очевидно, бывшие рабы не готовы к свободному труду. Свободный труд возможен только для свободных людей, свобода которых есть осознанная необходимость развития, свободных от диктатуры системы обмена товаров и диктатуры бюрократии.

В условиях социализма те же свободные рабы становятся наёмными работниками государства. Результатом первой стадии коммунистического строя (военный коммунизм) стала всеобщая пролетаризация населения после коллективизации и индустриализации. Наёмные работники государства в то же время являются основой этого государства. В силу этого факта свободные рабы оказываются хозяевами производства, хозяевами процесса труда и, соответственно, трудятся как рабы, спустя рукава, так что их наёмный труд по форме, но не по содержанию приближается к свободному труду. Однако диктатура государства пресекает истинный свободный труд, ибо он делает излишним само государство. Этот тупик преодолевается путём введения наёмного труда под управлением буржуазии при сохранении диктатуры бюрократии, что мы наблюдаем сейчас в РФ и КНР.

Глобальная экспансия капитала завершилась, ибо упёрлась в пределы земного шара. Впереди маячит угроза мировой войны, как наиболее вероятный метод решения проблем империализма. Кризис капиталистического способа производства может быть отсрочен путём поглощения КНР, как это случилось с РФ в 1990-х годах.

Социализм в противостоянии с империализмом играет пассивную роль, роль оборонительную, а не наступательную. Это объясняется тем, что империализм подавляет своим технологическим преимуществом в силу свободы индивидуализма в рамках рынка. Поэтому социализм обречён на роль догоняющей стороны. Он обречён на технологическое отставание в силу диктатуры бюрократии, которая препятствует всякому поиску нового в силу своего имманентного неприятия перемен. И в этом неприятии перемен она находит поддержку в присущем трудовым коллективам консерватизме.

В чём же состоит субъектность социализма? В коллективизме.
Но субъектность коллективизма пассивна. Тем не менее в коллективизме империализм видит свою смерть, ибо он не может от него отделаться, не может от него отказаться, в силу того, что коллективизм в сущности есть трудовые отношения, есть основа общества. Индивидуализм свободного раба лежит в основе буржуазного мировоззрения. Отсюда следует вся эта бодяга и тягомотина о правах человека, в которой человек отождествляется с потребителем общественных отношений, причём права человека отрываются от его обязанностей. Индивидуализм свободного раба может существовать только в системе обмена товаров и не способен возвыситься над нею, не способен выйти из потребительского отношения к обществу. А коллективизм способен стать выше системы обмена товаров, что представляет действительную угрозу империализму.

Коллективизм исчерпал свою субъектность на этапе первобытно-общинного строя, на этапе становления общества. Поэтому на этапе эксплуататорского строя (на этапе антагонизма общества) он вынужден был уступить первенство индивидуализму. Наконец, на этапе коммунистического строя, на этапе гармонии, коллективизм вернул свой примат над индивидуализмом. Но это есть зрелый примат, при котором коллективизм, не подавляя индивидуализм, преобразует его таким образом, чтобы он служил задаче консервирования данной общественной структуры и задаче сохранения примата коллективизма, но не задаче развития общества. В этом пункте коренится разгадка пассивности социализма и причина вынужденного развития коммунистического строя под давлением экспансии империализма, переходящей в открытую агрессию.

На первой стадии коммунистического строя, стадии военного коммунизма, стихийная субъектность коллективизма в качестве сети трудовых отношений исчерпала себя, создав пролетарское государство, создав бюрократическую иерархию. На второй стадии, стадии социализма, бюрократия захватила примат над коллективизмом, над сетью трудовых отношений. В СССР этот переход на стадию антагонизма коммунистического строя с отрицанием первой стадии ознаменован репрессиями 1937-38 годов, а в Китае - культурной революцией 1966-1976 годов. Дальнейшее вынужденное развитие социализма проходит путём реставрации эксплуататорского строя, в результате социализм последовательно проходит фазы - квазирабовладельческую, квазифеодальную и квазикапиталистическую.

Современная проблема коммунистического строя - переход к стадии гармонии, к коммунизму, посредством синтеза социализма и военного коммунизма при условии примата последнего. Но сам коллективизм должен будет раздвоиться на коллективизм потребителей и коллективизм разумных энтузиастов. Точно так же, как в своё время при переходе капитализма к империализму рабочее движение раздвоилось на соглашательское и революционное, так и при переходе социализма к коммунизму субъектность перейдёт к разумным энтузиастам. Разумные энтузиасты представляют собой индивидуалистов, объединённых идеями теории развития и мировоззрением развития. Трудовые коллективы при условии диктатуры энтузиастов будут способны поставить диктатуру бюрократии под контроль, что будет означать переход к отмиранию государства, но не будет сопровождаться ликвидацией бюрократии.

Переход к коммунизму ознаменует конец развития общества. Дальнейшее развитие будет продолжено в рамках Живой Материи переходом её к третьему (гармоничному) этапу - ноосфере, которая будет синтезом социосферы и биосферы при условии примата биосферы. Интересно, рабочее движение в капитализме вызвало его переход к империализму, а развитие последнего вызвало появление коммунистического строя на базе феодальных империй. По аналогии предполагается, что переход к коммунизму вызовет появление ноосферы на базе империализма.

Вывод. Субъектность переводится на уровень познания и на уровень теории развития, в результате чего субъектность становится осознанной и свободной. Познающий субъект производит мировоззрение развития.

Приложение 1
Начала теории упорядочивания

Третий этап абсолютизма (гармония гармонии) привёл к капитализму (гармония антагонизма).
Империализм (гармония гармонии) - к коммунистическому строю (гармония антагонизма).
Коммунизм (гармония гармонии) - к ноосфере (гармония антагонизма).
Третий этап ноосферы (гармония гармонии) - к Разумной Материи (гармония гармонии).
Эволюция Материи (гармония антагонизма) == эволюции капитализма (гармония антагонизма).
Третий этап Разумной Материи (гармония гармонии) - переход к Порядку.



Приложение 2

https://olnigami.livejournal.com/353236.html
...вот есть такая часто обсуждая тема о возможности и допустимости самоуправления, и мне как-то всегда казалось, что взрослые люди как-то могут договориться друг с другом и с окружающими, могут создать при необходимости функционирующий социальный организм. А вот тут я воочию увидел, что это отнюдь не общее правило, не всегда люди способны к самоуправлению, даже когда есть для этого возможность и даже необходимость, что они отказываются от самостоятельности и переходят в подчинённое состояние просто потому что да, чисто физически не способны к самоорганизации.

https://palmas1.livejournal.com/91455.html
...если ...платить людям достойный универсальный базовый доход (UBI), то немедленно наступит всеобщее счастье и благорастворение воздУхов. С моей точки зрения, UBI в той или иной форме абсолютно неизбежен, да в некоторых странах он фактически уже и существует, но мера это страшная и, в общем-то, по сути, людоедская. Дело в том, что хотя есть такие люди, которые умеют извлекать из своего свободного времени какую-то пользу, большинство людей, будучи лишенными необходимости зарабатывать себе на хлеб в активном возрасте, просто спиваются, старчиваются, сходят с ума, или превращаются в агрессивных социопатов. Эволюция не подготовила человека к праздности. И в ближайшее время ничего с этим поделать нельзя.

https://palmas1.livejournal.com/91775.html
..Уильямс и Срничек заключают, что “капитализм не может быть идентифицирован как агент истинного ускорения”. В их формулировке утверждается, что “капитализм начал сдерживать производительные силы технологии, или, по крайней мере, направлять их на бесполезно узкие цели”.

ПРОЕКТ НООСФЕРА
Previous post Next post
Up