Оригинал взят у
svsimf в
Субъективные последствия социокультурного регресса Движение от простого к сложному, когда сложное становится более эффективным мы называем прогрессом. Процесс протекающий в обратном направлении будет регрессом. Тенденция упрощенчества ведет к социокультурному регрессу. В ходе такого регресса растет пропасть между исследователем и характером исследуемого процесса. Разрыв между характером процессов и уровнем их обсуждения ведет к катастрофе непонимания. Но есть еще один тип регресса к которому приводит упрощение мышления.
Морфофизиологический регресс или общая дегенерация. Термин предложен русским биологом, основоположником эволюционной морфологии животных, академиком Российской академии наук Алексеем Николаевичем Северцовым. Общая дегенерация, по Северцову, связана с морфофизиологическим регрессом - упрощением организации. Происходит при переходе от активного образа жизни к более пассивному. Так, малая подвижность и пассивный тип питания двустворчатых моллюсков привели к исчезновению головы, ленточные черви утратили пищеварительную систему.
Но вернемся к человеку. Упрощение характера умственной деятельности и старение организма так или иначе приводят к сокращению количество нейронный связей головного мозга. Именно нейронные связи помогают разным областям головного мозга передавать друг другу данные, тем самым обеспечивая жизненно важные для нас процессы: формирование памяти, продуцирование и понимание речи, управление движениями собственного тела. Когда нейронные связи нарушаются (не обязательно по таким причинам как болезнь Альцгеймера, физическая травма) определенные области головного мозга теряют способность взаимодействовать между собой. Вследствие этого становится невозможным выполнение какого-либо действия, как умственного (запоминание новой информации, запоминание длинных комбинаций логических цепей или планирование своих действий и т. п.), так и физического.
По результатам группы исследователей под руководством Стивена Смита из Центра функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга Оксфордского университета, чем большее количество нейронных связей присутствует в головном мозге человека, тем более «положительным» он является. Люди, мозг которых был богат контактами между нейронами, как правило, получили высшее образование, не имели проблем с законом, стремились вести здоровый образ жизни, находились в хорошем психологическом состоянии.
Теоретически возможно повлиять на количество нейронных связей и таким образом изменить качество жизни человека. Обучение - по определению - изменяет нейронные связи головного мозга. Не теряет актуальности сквозь года наставление дедушки Ленина.