Позволю себе вернуться к теме нижегородцев - героев Великой Отечественной войны. Сегодня у нас пойдёт речь о Викторе Александровиче Москвичёве (1922 - 1997).
Москвичёв Виктор Александрович - Герой Советского Союза, нижегородец.
Старший лётчик 825-го штурмового авиаполка (225-я Рижская авиадивизия, Ленинградский фронт), лейтенант.
Виктор Александрович Москвичёв родился в деревне Досадино, в Вадском районе Нижегородской области. Русский, из крестьянской семьи. Окончил семилетнюю сельскую школу. В 1938 году Виктор Москвичёв перебирается в Горький и устраивается на Горьковский Автомобильный завод, а параллельно - обучается в аэроклубе.
Видимо, в аэроклубе Виктор Москвичёв продемонстрировал недюжинные успехи, ибо оттуда его направили в Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. После окончания школы пилотов он в 1941 - 1943 годах обучается в Краснодарском объединённом военно-авиационном училище в группе командиров звеньев. Из училища Москвичёва направили в истребительный полк на Брянский фронт. И там произошла трагедия. Во время тренировочного полёта самолёт Москвичёва столкнулся с другим самолётом, при аварии погибли два лётчика. Москвичёв отправился в штрафроту.
В штрафроте Виктор Александрович воевал столь успешно, что его не только признали "искупившим свою вину перед Родиной", но и наградили орденом Красной Звезды. Это сейчас некоторые не слишком умные "дорогие россияне" считают, что штрафники были пушечным мясом, которое заградотряды гнали пулемётами на верную гибель. А во время войны это был реальный шанс для оступившегося человека восстановить своё доброе имя. Находясь в госпитале на излечении, Виктор Александрович узнал, что рядом располагается штурмовой авиационный полк - и попросился туда. Затем была лётная подготовка на учебном самолёте УИЛ-2 и, наконец, вожделенный приказ командира: допустить к самостоятельным полётам на штурмовике Ил-2.
Самолёт-штурмовик Ил-2
Это была грозная для немцев машина, в армии её прозвали "летающий танк". Воевать на Ил-2 было сложно, а подчас и крайне опасно - штурмовикам приходилось идти в лоб прямо на зенитки врага, атакуя наземные цели, не случайно наиболее высокий процент потерь среди лётного состава был именно в штурмовых полках. Москвичёв за годы войны совершил 120 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку эшелонов, укреплённых позиций врага, скоплений его войск. На счету Москвичёва 2 танка, 8 зенитных орудий, 16 орудий полевой артиллерии, 3 дзота, железнодорожные составы, подводы, автомашины врага.
За его плечами остались Режицко-Двинская, Мадонская, Рижская наступательные операции, бои против Курляндской группировки гитлеровцев. В труднодоступной лесисто-болотистой местности, превращённой оккупантами в сплошную полосу обороны самолёты-штурмовики были неоценимой поддержкой для наступающих наземных войск.
Москвичёва командование называло "мастером штурмовых ударов". В августе 1944 года Москвичёв в группе штурмовиков под командой старшего лейтенанта Лапшина атаковал вражеские позиции в районе Светлоч. По штурмовикам был открыт сильный зенитный огонь. Несмотря на это, Москвичёв успешно уничтожил два полевых орудия немцев вместе с расчётами, после чего вернулся и зафотографировал результаты своего удара - советское командование строго требовало от лётчиков подтверждения своих воздушных побед. А затем успешно вернулся на аэродром вместе со своей группой.
В октябре 1944 года Москвичёв выполнял задание по разведке войск противника в районе Бриежи. Зенитная батарея врага открыла огонь по советским штурмовикам. Москвичёв засёк положение батареи, выпустил по ней две ракеты, а затем открыл огонь из пушек и пулемётов своего Ил-2. Батарея замолчала. Затем точным ударом Москвичёв уничтожил взвод вражеской пехоты. В районе Скутани в ноябре 1944 года им была уничтожена вражеская зенитка, установленная на автомобиль. Чем обеспечил успешное выполнение задания другим штурмовикам.
В январе 1945 года самолёт Москвичёва был подбит. На подбитом самолёте Виктор Александрович сделал три (!!!) захода на цель, уничтожив две автомашины и полевое орудие.
Спустя восемь дней после этого случая Москвичёв снова был в воздухе. В районе Дунье советские штурмовики были атакованы немецкими истребителями "Фокке-Вульф". Штурмовики перешли на бреющий полёт, и истребители не решились атаковать. В марте 1945-го Москвичёв в группе из 5-ти штурмовиков снова был атакован вражескими истребителями. На этот раз Москвичёв принял бой. Переведя свой самолёт в набор высоты, он открыл огонь ракетами и из пушек по двум ближайшим "фокке-вульфам", отбив атаку от самолёта своего товарища.
Немецкий истребитель "Фокке-Вульф FW-190".
Но, пожалуй, самым выдающимся подвигом Виктора Москвичёва стало разрушение моста через реку Скрунда. В начале 1945 года на Курляндском полуострове оказалась зажата крупная группировка вермахта. Немецкое командование рассчитывало, что эта группировка сможет организовать мощное контрнаступление и тем самым задержит движение русских войск на Берлин.
Советской авиации был дан приказ разрушать коммуникации Курляндской группировки, чтобы не дать им возможности организовать контрнаступление. Тот железнодорожный мост, о котором шла речь, находился на единственной дороге, по которой немцы подвозили и вывозили свои войска. Не удивительно, что зенитная артиллерия и истребительная авиация противника тщательно его охраняли. 825-й штурмовой авиаполк предпринял несколько попыток атаковать этот мост, но все они не увенчались успехом.
Ил-2 атакует
Москвичёв вызвался атаковать мост добровольно. Командование его идею поддержало. Перед вылетом Москвичёв долго тренировался на импровизированном полигоне в точном сбрасывании бомб.
В день вылета было ясно. С земли немцы хорошо могли видеть наши штурмовики, и при подлёте к мосту на них обрушился шквальный зенитный огонь. У москвичевского самолёта прямым попаданием перебило руль поворота. Но мост был уже близко, раздумывать некогда. Виктор Александрович сбрасывает бомбы, на скорости успевает заметить, что они легли точно в цель. Самолёт получил ещё несколько прямых попаданий, начал "клевать носом". Позже на аэродроме Москвичёву скажут, что никто не надеялся, что он вернётся. Но Москвичёв дотянул. Через несколько минут после него приземлились и сопровождающие самолёты, привезли плёнку, которая не оставила сомнений: задание выполнено, мост разрушен.
Ил-2 уничтожает железнодорожный мост
После войны Виктор Москвичёв указом от 1946 года был награждён медалью Героя Советского Союза. Остался в строю вооружённых сил СССР, продолжал службу в авиации. В 1956 году вышел в отставку, вернулся на Горьковский Автомобильный завод, работал в ДОСААФе. В 1987 году вышел на пенсию. 2 февраля сего года исполнилось 20 лет со дня его кончины...
К сожалению, в Нижнем Новгороде нет улицы, названной именем Москвичёва. Только мемориальная доска на доме, где он жил, напоминает о Мастере Штурмовых Ударов.
____________________________________
Весьма подробный материал о Викторе Москвичёве на сайте "Герои страны" - см.
здесь.