"Презумпция невиновности" досталась нам от католической Церкви

Oct 08, 2013 18:56

     Этот один из основных юридических принципов (во Франции он записан в Конституции) имеет долгую историю: возникнув в римском праве, получив развитие в каноническом - церковном - праве, он перешел в юридические системы европейских стран в Новое время.
     Нижеследующие пояснения я извлек из разговоров с Франсуа Валлансоном (Vallençon), моим давним знакомым, профессором философии на юрфаке Сорбонны. Он, кстати, автор учебного пособия L'Etat, le droit et la société moderne. Armand Colin, Paris, 1998, ценной публикации "Религиозная политика Нантского эдикта" (Sedes Sapientiae N°65) и др.

"Вот что мне рассказывал Жан Годме (Gaudemet), знаменитый историк права, которого я знал лично: ему было тогда 80 лет, а мне 30.
     В Х веке целибат священников в сельских местностях Европы, как правило, не практиковался (реформа Грегуара VII проведена столетием позднее). В это время крестьянские девушки часто оказывались беременными, - случалось, что и от деревенского священника, или от кого-либо другого. Иногда, оправдываясь перед родителями, они обвиняли кюре. Возмущенные родители требовали от него назначить ренту для воспитания ребенка. Слухи расходились тогда еще лучше, чем сегодня, и родители - часто бедные крестьяне - объявляли их действительным фактом, видя тут способ увеличить свои доходы. Ведь достаточно обвинить кюре, который не мог оправдаться (анализа ДНК тогда не было…) Невиновные кюре протестовали. Протестовали и родители, не получив удовлетворения иска. В трибунале епископа или его представителя начинался процесс; если одна из сторон считала епископский приговор неправильным, жалоба направлялась в Рим*). Римский суд был завален делами весьма интимного свойства, разобраться в которых он не мог.
     Наконец, в один прекрасный день в Риме постановили: отныне всякий кюре заведомо невиновен (présumé innocent), пока не будет представлено доказательство его вины. Таким образом, это просто этап процедуры, который потребовал доказательство вины от обвинителя, а не доказательства невиновности от обвиняемого. Нужно было ждать 10 веков, чтобы это стало общим принципом. В римском праве он известен под формулой ei qui dicit incumbit probatio… (труд доказательства на том, кто утверждает), но именно Церковь определила его важность. Современность приняла его, придав ему общий характер. Пикатность в том, что этот принцип связан с процедурой обвинения в уголовном праве, тогда как наше современное уголовное право основывается на процедуре расследования, противоположной первой, и которая тоже обязана своим существованием Церкви, установившей Инквизицию (само слово значит расследование)".
-------------
*) В современной церковной жизни сохранилась память об этой проблеме в понятии канонического возраста, âge canonique, лишь по достижении которого женщина может заниматься хозяйством священника.

презумпция невиновности, François Vallençon

Previous post Next post
Up