О том, как наши гости - школьники из Брянки - провели праздничный день 9 мая, есть достаточно
подробный фоторепортаж. Весь этот день рядом с ними были наши ребята из ячейки СВАО московской организации движения «Суть времени». Естественно, у них были, как сейчас принято говорить, эксклюзивные возможности узнать поближе и самих детей, и их родителей. Вот кому бы в подробностях рассказать о наших гостях, о своих впечатлениях! Мне, в этом смысле, повезло куда меньше - несколько минут общения во время подготовки к выступлению в Отрадном, само выступление и вечер в «Театре на досках». В последнее время все, что происходит на Донбассе, на Украине, я переживаю особенно остро. Болезненно. Поэтому, наверное, так важны для меня даже такие короткие минуты общения с людьми «оттуда». С теми, кто волею судьбы оказался на передовой этой новой схватки с фашизмом. Особенно, если это дети.
К чему все это я...
В 1971-м, нам, первокурсникам 6-го факультета МАИ, читал лекции по истории КПСС участник войны, гвардеец. Когда кто-то из студентов задал ему вопрос, пишет ли он мемуары о войне, он ответил: «Пишут те, кто не может не писать. Я могу не писать».
Сейчас, после этих кратких встреч с нашими гостями, я, если угодно, испытываю потребность поделиться своими впечатлениями. Для меня это тот редкий случай, когда я «не могу не писать». Самое забавное, что мое общение с гостями было, как сказали бы сейчас, «практически невербальным». Я старался не задавать гостям вопросов - и это мне почти удалось. Никто из них не пытался завести разговор со мной. И, что интересно, даже при таком общении никакой отчужденности, скованности, зажатости в нас не было.
Я просто наблюдал и за гостями, и за нашими ребятами, которые их сопровождали, за их диалогами. Мне казалось, что обменяться взглядами, улыбнуться друг другу - более чем достаточно для того, чтобы утолить жажду общения. Мне казалось, что заданный мной вопрос, какая-нибудь, неосторожно, некстати, брошенная реплика, нарушат атмосферу той искренности и душевной теплоты, которая, и это было очевидно, уже объединила наших гостей и тех моих товарищей по ячейке, что все это время были вместе с ними. Я вглядывался в лица и тех и других, вслушивался в их голоса - и мне было хорошо.
Петь или не петь?
Поводом для нашего знакомства послужила песня. С муниципальными властями, ответственными за проведение праздничного концерта в сквере «Отрадное», были согласованы номера, с которыми должны были выступать учащиеся школы №1491, школьники из Брянки и мы - небольшая группа из «Сути времени», известная в не очень широких кругах как группа «Советская песня». В соответствии с программой концерта мы должны были исполнить песню «Баллада о солдате» и, вместе со школьниками из Брянки и школы №1491, - песню «Полюшко-поле».
Общее количество участников группы «Советская песня» - если брать все время ее существования - с лета 2012 года - 6 человек. К концу апреля 2015 года нас (в силу разных причин) было четверо. Для ясности картины представлю каждого. Василий - физик, в недалеком прошлом пел в
хоре МИФИ. Дмитрий - недавний выпускник мединститута, по его признанию год занимался с преподавателям по вокалу, который «поставил ему голос». Андрей, присоединившийся к нашей группе в этом апреле, - поет в
ансамбле имени А.В.Александрова (немудрено, что именно он с первых же минут стал - по факту - нашим художественным руководителем). И я - ни музыкального образования, ни голоса. К тому же, подозреваю, - не без проблем со слухом.
Накануне, 8 мая, был концерт в школе №1491, где мы должны были исполнить то, что нам предстояло «выдать» на следующий день на летней сцене в сквере «Отрадное». Василий в этот день не мог никак. У меня накануне возникли обстоятельства непреодолимой силы, поэтому на начало школьного концерта, когда мы должны были исполнять «Балладу о солдате», я не успевал. На финал концерта, когда мы должны были исполнять «Полюшко» не мог остаться Андрей - у него в это время была запись на студии. Дмитрий был простужен, с температурой, но - «в голосе». К чести моих товарищей - Андрея и Дмитрия - «Балладу» они исполнили, как говорят, вполне на уровне. Не знаю, как уж они там держали заключительную ноту - вчетвером мы ее тянем чуть ли ни полминуты, используя «цепное дыхание».
«Полюшко» почему-то пришлось петь втроем - мы с Дмитрием и «примкнувший к нам» Николай - координатор нашей ячейки. Брянка и школа №1491 не пели, что (подумал я в эту минуту), странно...
В итоге «Полюшко» мы провалили. Причем исключительно по моей вине. Причин тому было несколько, но главная - я не выучил слова. У этой песни масса вариантов, некоторые из них я знаю. Но нужно было петь то, что уже выучили остальные! Кроме того, я не ознакомился с минусовкой, под которую нам ее следовало петь, а там были нюансы, о которых следовало знать. И,наконец, тремор правой руки, в которой мне пришлось (впервые в жизни!) держать микрофон, был в этот раз особенно заметен - это мешало мне сосредоточиться.
Вечером мне сообщили - «Полюшко» петь не будем. С одной стороны - облегчение - не будет повода «налажать». С другой - огорчение - школьники из Брянки ее разучивали, получается, впустую?
Не прошло и часа - все поменялось. «Полюшко» петь будем! Оказывается, Николай «мобилизовал» Брянку. Наши гости с энтузиазмом откликнулись на его призыв - и у них стало получаться! Эта «великолепная пятерка» не просто выучила текст и чисто поет, она еще и меняет интонацию, расставляя там, где нужно, акценты. Смотрю на часы - меньше часа до полуночи. Когда же они спят там, в своем хостеле? Завтра с утра они едут смотреть парад - на Пушкинскую площадь. Потом, в половине первого, обед - в кафе «Треугольник» - рядом со сквером «Отрадное». А в 13.30 мы выступаем.
9 мая, сквер «Отрадное
Утром, в начале двенадцатого, выяснилось, что у Василия проблемы с голосом. Тоже, как и Дмитрий, простудился. Правда, температуры нет. Но и голоса, как он утверждает, тоже нет. Практически при любой попытке взять пусть и простую ноту голос срывается в какой-то то ли хрип, то ли шипение. Вспомнилась старая КВН-овская шутка: «Слышится шипение, как от проколотой велосипедной шины. Кто-то спрашивает, что это за звуки? Ему отвечают: «Это Кристина Арбакайте распевается».
Итак, «подвисает» наш «коронный номер» - «Баллада о солдате». Мне эта песня очень нравится, но там непростой вокал - мы поем ее в том же стиле, что и ансамбль Александрова, под их «аутентичную» минусовку. И ни у кого-нибудь, а у меня проблемы с первой - самой низкой - нотой этой песни. Мне кажется, что я ее плохо слышу. Словами это состояние передать трудно. Когда мне эту же ноту проигрывают на фортепьяно, я ее более или менее могу воспроизвести. А тут - все не вполне. Короче, мне предложено петь это место потише, чтобы с другими не очень диссонировать. Таким образом, мы с Василием в какой-то момент будем выключены. Остается один Дмитрий - с температурой. Хреново...
Последние дни Василия в Москве не было. Он еще не знает, что мы - вместе с Брянкой и московской школой должен исполнять «Полюшко». Он, как и я накануне, не знаком ни с вариантом текста песни, ни с минусовкой, под которую нам все это предстоит петь. Тем не менее, он - с другого конца Москвы - едет к нам, в «Отрадное».
Около одиннадцати мы с Дмитрием заходим в кафе «Треугольник». Гости из Брянки и сопровождающие ребята из нашей ячейки заканчивают обед. Это хорошо. Надо бы хоть один раз попробовать спеть всем вместе. Я их впервые вижу так близко. Накануне, в школе, они были на сцене, я - в зале, потом наоборот. И выглядят сейчас они иначе. Юля, самая старшая из них, в этом году заканчивает школу, кажется миниатюрнее, чем вчера. Зато Алексей, пятиклассник, единственный мужчина в этой делегации от Брянки, наоборот, почему-то кажется солиднее, чем накануне.
«Петь? Мы готовы!». И лица светятся улыбками и какой-то абсолютной уверенностью, что уж сегодня-то у нас все получится. Ведь День Победы!
У нас! Потому что уже с этих минут ощущение, что мы с ними образуем единое целое уже не покидает нас. И я не думаю, что это ощущение у меня одного такое.
Где будем петь? Прямо здесь, в кафе? А остальные посетители? Сейчас мы здесь одни, но мало ли кто придет, а тут мы? Но девушки за стойкой рассеивают все наши сомнения: Пожалуйста, пойте! Мы и музыку выключим, чтобы не мешала.
Минуты не прошло - мы уже стоим так, как будем стоять на сцене. Мобильник не самое лучшее средство воспроизведения концертной музыки, но пусть хотя бы так.
Поем!!!
А ведь Коля был прав. Они поют вполне уверенно, чисто, расставляя, где нужно, акценты. Дети живут песней! И глядя на них, слыша их, сам чувствуешь себя увереннее, и слова вспоминаешь правильные, и не забываешь, что в двух местах должна просто звучать музыка - без пения.
Спели. Неплохо. Очень даже неплохо. Это уже не вчерашняя наша (преимущественно моя) лажа.
Концерт в сквере уже в разгаре. Мы выступаем ближе к концу программы. У нас есть еще минут 20. Учащиеся школы №1491 тоже здесь - вместе со своими педагогами. Первое, что мы от них, педагогов, слышим, что «Полюшко» - провальный номер. Они не знают еще, что нам, благодаря этим детям из Брянки, удалось существенно продвинуться. Но услышав в ответ уверенное «мы готовы», они не спорят. И. как мне кажется, вовсе не потому, что не хотят - из деликатности - спорить в эти минуты со своими коллегами из Брянки, с нами. Они заражаются этой уверенностью, которую буквально излучают дети Донбасса, их мамы, их директор. Но петь с нами московская школа, все-таки, не будет - не готовились. Что ж, не беда. Справимся!
У Василия с голосом действительно хреново. Но петь будет, не отвертится. Вот тебе, Василий, леденец, чтобы не так драло горло. Вот тебе слова песни «Полюшка» - запоминай! А теперь - поем! Давай-давай, сейчас распоешься. И упражнения Стрельниковой не повредят!
Втроем - дружно - делаем упражнения. Со стороны выглядим, наверное, забавно.
А теперь - снова «Полюшко», для закрепления! А ведь ничего получается-то! А теперь «Балладу»! Василий, так ты еще ого-го! А то «ноты ни одной взять не могу»...
В конце концов, мы спели все, что полагалось. Говорят, что наши мужские голоса были лучше слышны, чем детские, девчоночьи. И минусовку для песни «Полюшко-поле» нам поставили какую-то «левую». В ней последние два куплета звучал голос какого-то хора. Но хоть бы кто-нибудь из нашего хора смутился - ничуть не бывало. Мы все были настолько заражены (или заряжены?) всепобеждающей уверенностью этих детей из Брянки, что ...
Короче, если я и путался в словах, то этого никто не заметил. А Василий брал все ноты, которые полагалось брать. И «Балладу о солдате» мы тоже исполнили достойно. Во всяком случае, мне так показалось.
Мы чувствовали себя победителями - в этот День Победы. Благодаря, я в этом уверен абсолютно, нашим юным друзьям. Из нашей Бряночки.