В.Л.Иноземцев - "
Современное
постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы".
Иноземцева не получается просто отнести к числу "несчастливых гениев, которые
открывают законы общественного развития как раз в тот момент, когда эти законы
перестают действовать" хотя все предпосылки к тому есть и даже книга датирована
весьма знаковым днем 2 апреля 2000г. (день, когда умерла "новая экономика").
Читаем у него: "Одним из наиболее показательных примеров может считаться
успех компании "Комдирект", созданной с целью обслуживания
вкладчиков и инвесторов в германском "Коммерцбанке"; фактически не обладая
никакими материальными активами, данная компания, как ожидается, получит в ходе
первичного размещения своих акций в июне 2000 года рыночную оценку на
уровне 100 млрд. долл., что существенно превышает капитализацию самого
"Коммерцбанка"." Между тем
реальная капитализация
Комдирект оказалась: 2003 г. - 1,029.9 млн. евро; 2004 г. - 1,006 млн. евро;
2005 г. -1,120.5 млн. евро. Т.е. - в 100 раз меньше.
На самом деле, похоже Иноземцев просто не знает толком вещей о которых пишет. Например:
Именно интеллектуальные способности человека и его образованность в
значительной степени определяют в постиндустриальном обществе как уровень его
доходов, так и социальный статус. [...]
[...] на начальных этапах образовательного бума [...] превалировали чисто
экономические мотивы: диплом колледжа рассматривался как средство, позволяющее
добиться получения высоких доходов и достойного социального статуса. Люди готовы
были отказаться на время от непосредственного улучшения своего благосостояния и
вкладывать значительные средства в обучение, полагая, что полученное в колледже
образование, затраты на которое в тот период редко превышали в США 20 тыс. долл.,
"дает возможность дополнительно заработать в среднем 200 тыс. долл. в
течение тридцати лет после окончания учебного заведения" и что "не
существует другой формы вложения капитала, способной окупить себя в десятикратном
размере, принося в среднем 30 процентов годового дохода в течение
тридцати лет" [...]
В 70-е и в начале 80-х годов ситуация изменилась: плата за получение
образования, необходимого для работы в высокотехнологичном производстве, сегодня
в пять раз превосходит все прочие затраты - на питание, жилье, одежду и так
далее, - осуществляемые до достижения будущим работником совершеннолетия.
[...] В США, например, с 1970 по 1990 год средняя стоимость обучения в частных
университетах возросла на 474 процента при том, что средний рост потребительских
цен не превысил 248 процентов. Таким образом, инвестиции в человека выходят
сегодня на первый план в структуре капиталовложений, а качество образования
становится наиболее принципиальным фактором, определяющим как эффективность
работника, так и уровень оплаты его труда.
Остается вспомнить, что "инвестиции в человека" - читай расходы
на обучение - никоим образом не входят в корпоративные капиталовложения. В
крайнем случае, рост образованности опосредованно влияет на уровень оплаты
труда и, следовательно, на операционные расходы. Далее, рост
стоимости обучения с качеством получаемого образования никак не связан (пока
не доказано утверждение), а связан он, во-первых, со структурными изменениями
экономики США повлекшей быстрый рост и абсолютной и относительной численности
офисного персонала ("белых воротничков") при быстром сокращении
численности рабочих и неквалифицированных работников, и, во-вторых, с
ростом доступности кредитов на обучение на фоне падения реальных доходов
населения (о чем Иноземцев даже упоминает, но выводов не делает).
Кстати, в Германии, к примеру, обучение как было бесплатным, так и осталось,
и что? Или Иноземцев говорит исключительно о США? Если так, то смотрим сюда:
сегодня, с одной стороны, человек предпочитает трудиться за меньшую
заработную плату, если его деятельность на рабочем месте позволяет ему
максимальным образом реализовать свои способности, не выполнять рутинных
операций, самостоятельно принимать решения и в конечном счете рассчитывать
в будущем на культурный и профессиональный рост.
ГЫ. Еще до кончины "новой экономики" я неоднократно и
читал и слышал о людях меняющих работу ради 4-5 дополнительных тысяч в год
или чтобы сократить время в пути на работу и назад на 10 минут как о
типичном для США явлении. Читаем тут же:
С другой стороны, стремление людей посвящать как можно больше времени
семье, участию в разного рода общественных организациях, самообразованию,
занятиям спортом и так далее принимает массовый характер и не может более
не учитываться.
Это он о стране торжествующего трудоголизма проявляющегося от самых,
наверное, коротких в мире отпусков и до самых больших переработок на душу
работающего.
Или вот еще перл:
технологическая революция последних десятилетий практически
полностью сняла с повестки дня проблему скорой исчерпаемости минеральных и
энергетических запасов, в результате чего постиндустриальные страны живут
сегодня в новом мире - мире неограниченных ресурсов..
Тут уже и сказать нечего, кроме - ой, бля, мой моск!.
Вкратце перечислю остальное - товарищ Иноземцев не знает о выносе
индустриальных производств в 3й мир. Товарищ не понимает роль и место IT.
Товарищ не слышал о задолженности США и дефиците торгового баланса. Товарищ
совершенно не в теме Китая. Товарищ даже пропустил развитие событий после
распада СССР такие как вывоз капитала, тотальная деиндустриализация,
и массовая утечка мозгов. Зато товарищ не упускает возможности походя
пнуть социализм, доходя до анекдота:
Социалистическая система [...] распалась, ввергнув народы
входивших в нее стран в глубокую хозяйственную деградацию.
Вы понимаете - социалистическая система виновата в том, что произошло
уже после ее распада! А еще... Читаем:
они объективно не были заинтересованы в детальном изучении
постиндустриальной теории, поскольку из нее совершенно четко
следует вывод о неосуществимости подобных преобразований [...]
теория постиндустриального общества стала фактически единственной
социологической концепцией XX века, в полной мере подтвержденной
исторической практикой. Как и было предсказано ее создателями,
общество массового потребления породило сервисную экономику, а
в ее рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный
сектор хозяйства.
Красиво сказано, да. Через несколько страниц, однако, читаем:
доктрина постиндустриализма выступает в ряде аспектов как излишне
объективистская, так как не дает исследователю инструмента анализа
причин того развития, которое привело к становлению индустриального,
а позднее и постиндустриального общества. Переход от одной формы
общества к другой рассматривается скорее как данность, а не как процесс,
обладающий внутренней логикой и противоречиями.
Товарищ Иноземцев, вы уж или туда или сюда - или описательность или аналитичность.
В общем, открываем на любой страницы и поражаемся. Поражаемся неадекватности автора.
Я дочитал этот наукообразный бред до трети, на большее меня уже не хватило.