Задача для студента 2го курса какого-нибудь инженерного вуза.
Пусть в неком городе имеется K автомобилей паркующихся
практически всегда в местах, где парковка запрещена, вместо
того, чтобы воспользоваться легальной платной пакровкой, за a
чегототам/час, причем среднее время парковки b часов. Чтобы
навести порядок, муниципалитет собирается закупить N эвакуаторов,
способных эвакуировать на штрафную площадку c машин/час и
работающих в течении d часов в день, а "выручить"
машину с площадки обойдется на круг (включая потерянное время) e
чегототам. Вопрос - при каком N водителям станет выгоднее
парковать автомобили на платной парковке, а не ставить где попало?
Стоимость парковки одного автомобиля на легальной платной парковке
в день = b * a. Усредненная во времени "стоимость"
нелегальной парковки = N * c * d * e / K.
Таким образом, для достижения нужного эффекта N * c * d *
e / K должно быть больше b * a.
N * c * d * e / K >
b * a => N >
b * a * K / c * d * e
Примем для Киева K = 2 миллиона; a = 2 грн/час; b
= 5 часов; c = 0.3 автомобиля/час; d = 8 часов;
e = 200 грн. Числа более-менее реалистичны, а более и не нужно,
чтобы оценить порядок величины. После несложных арифметических подсчетов,
получаем N = 40,000. 40 тысяч эвакуаторов, чтобы справится с
проблемой нелегальных парковок! Я с ходу не нашел в сети цен на
эвакуаторы, но 15,000 уев за штуку звучит как разумное приближение.
Т.е. 600 миллионов уев суммарно. 3 миллиарда гривен. 3 процента
национального бюджета, если я не ошибаюсь - только чтобы навести
порядок с одним сравнительно незначительным вопросом в одном городе.
Нереально!
Что можно сделать в пределах этой модели? Разве что поднять цену
"выручения" автомобиля, но на этом пути всплывают три проблемы.
Во-первых, есть вполне обоснованное мнение, что принудительная эвакуация
незаконна и увеличение стоимости "выручения" автомобиля
привлечет повышенное внимание к этой проблеме. Это - решаемая проблема,
было бы желание. Во-вторых, неизебежен рост коррупции. Лично мне глубоко
наплевать куда идут собранные с нарушителей деньги, пока это способствует
выполнению ПДД, но та часть "новой злочынной влады",
что продолжает строить из себя орлеанских девственниц и предпочитает
бороться с коррупцией, чем с реальными проблемами (что куда как легче и
выгоднее для личного кармана), наверняка будет против. Это уже -
вряд ли решаемая проблема. Теперь понятно почему городские власти при всем
заявленном энтузиазме реально не напрягаются - нереально. Нереально
справиться (стандартными методами, во всяком случае) с одним сравнительно
незначительным вопросом в одном городе, даже если этот город - столица,
а займется этим вся страна. Так всегда и получается когда проблема
сильно запущена, а ресурсы, в общем, крайне недостаточны.
Между тем, парковка - ключ к решению многих проблем, стоящих перед городом
и где-то даже перед всей страной. Самое первый результат, которого можно было
бы ожидать - убрав стоящие машины с улиц мы увеличим их пропускную способность -
местами до 2 раз. Сомневающиеся могут днем заглянуть на Пушкинскую, к примеру.
И быть может и не нужно строить ничего нового, скорее всего
уже имеющегося вполне достаточно. Далее, регулируя доступные в городе парковки можно
регулировать общий трафик легкового автотранспорта в городе, и, следовательно,
привлекательность легкового автотранспорта как такового (кому нужно ехать на
автомобиле в город, если его там негде будет поставить). Т.е. добившись соблюдения
правил парковок, можно решить проблему загрязнения воздуха. Можно снизить цены
на автомобили (за счет уменьшения спроса как результат снижение привлекательности
автотранспорта) - причем по всей стране, даже если начать с Киева. Можно сократить
импорт развалюх из Европы (дешевые автомобили выпадут из трафика в первую очередь).
Можно увеличить доходную часть бюджета (налоги с платных парковок и с маршруточников,
чья загрузка увеличится). Можно сократить зависимость страны от импортных
энергоносителей. Можно избежать огромных затрат на расширение
дорог и мостов. И есть мнение, и не только мое, что именно последнее и отпугивает
любителей "осваивать средства" с соответствующими откатом в свой карман.
Кому нужны будут новые мосты, тоннели, развязки, покрытия и расширение улиц, если
можно будет просто сократить нынешний трафик в разы, приведя его в соответствие с
существующей инфраструктурой? И это- проблема #3, самая серьезная, по-моему.
И принципиально нерешаемая, по-моему, в рамках нынешнего режима.
Между тем все было бы не так плохо, если бы можно было бы выйти за рамки
стандартного мышления и требований режима. Соответствующие изменения в законах
позволили бы сделать эвакуацию частным бизнесом - как оно и работает в США, к
примеру. И пусть у частного бизнеса и кредитующих его банков болит голоса
сколько закупать эвакуаторов. Желающих найдется много, готов поспорить - по 200-то
гривен за вызов. Кстати, и эвакуаторов может быть и не нужно столько - только для
тех автомобилей, которые уже совсем нагло блокируют движение. А на остальные
можно просто блокираторы вешать на колеса. Было бы желание решить проблему...
P.S. У буржуев с этим проще, несмотря на большее число автомобилей - K
сравнительно мало, что приводит к достаточно высокой вероятности эвакуации или
штрафа конкретного нарушителя, чтобы этого не делать. А когда нарушают практически
все, для достижения этой самой "достаточно высокой вероятности" и нужны
экстраординарные усилия.
Кстати, одной из тактик могло бы быть создание небольшой четко обозначенной зоны,
откуда автомобили эвакуируются или где штрафуются гарантированно и быстро с
последующим постепенным расширением ее до границ города. При таком подходе для
нарушителей исчезает эффект толпы, в которой он как-бы терялся. Тогда можно было бы
обойтись и гораздо меньшим числом эвакуаторов. Но кому оно надо? Строить очередные
мосты и тоннели куда как и выгоднее и почетнее...
UPD 2006-07-10: "
Черновецкий ударил по водителям эвакуаторами"