Пик технологический инноваций
миновал сто лет назад и с тех пор прогресс лишь замедляется.(Оригинал
-
Entering a dark age
of innovation).
Просто таки "На 3 день Соколиный Глаз увидел, что в сарае нет задней стены".
Станислав Лем в своей "
Сумме
технологий" еще 1967 году (!) писал об этой проблеме и пытался
нащупать пути ее решения. На самом деле все еще хуже - если мелкие
усовершенствования (инновации) еще идут, то действительно новых и значимых
технологий не появляется уже где-то 30 лет - со времен генной инженерии и
Интернета (начало-середина 1970х).
Столь ожидаемые управляемый термоядерный
синтез, высокотемпературная сверхпроводимость, и холодный термояд (каждая из
этих технологий должна была решить или облегчить важнейшую проблему
ограниченности энергетических источников человечества) закончились пшиком.
А где искусственный интеллект и экспертные системы? Причем вся собственно
научная база сегодняшних технологий была разработана
не позже конца 1й половины XX века, если считать
пенициллин научным открытием. Если нет - то и еще раньше.
Чуть особняком стоит нанотехнология на чье развитие возлагаются огромные
надежды. Правда она была предложена еще в 1959, а ее "научные корни" много
старше чем даже сфивтовский "Гулливер". Но не будет формалистами, проблема в
другом. Нанотехнология - это не столько технология как таковая, сколько
метатехнология или даже концепция. Это - метод развития способный открыть дорогу
принципиально новым технологиям. Которые могут появиться, а могут и нет. Сделать
компьютер в 10 раз меньше и 100 раз быстрее - это здорово, но это просто
развитие тех же идей.
Основной же вопрос в том, считать ли происходящее неким объективным процессом
вызванным увеличением сложности неизученных областей (а
значит расходов на материально-техническое
обеспечение науки), ростом требований к уровню
первоначальной подготовки ученых по мере накопления
знаний в каждой области (а значит - росту времени подготовки, а значит -
снижению общего времени продуктивной работы ученых) и увеличению
взаимозависимостей соседних областей науки (т.е. еще больший дальнейшей рост
требований к первоначальной подготовке), о чем пишет Лем. Т.е. то, что изменения
такие происходят и их влияние на торможение развития
науки и технологий - сомнений не вызывает. Вопрос в том, действительно ли это
влияние настолько велико, чтобы остановить прогресс или есть еще какие-то
факторы лежащие вне науки, такие как наблюдаемое в европейских народах (включая
США) падение интереса молодежи к научной и инженерной карьере,
да и вообще к профессиональной карьере, и общее
снижение расходов на науку. Или еще что-то. Вот это - вопрос.