Введение
По прошествии почти 15 лет независимости можно констатировать, что в глазах
рядового украинского избирателя политический спектр, все эти сто-с-чем-то партий,
движений и блоков (далее - просто партий), даже если отбросить маргиналов типа
"Братства" чье основное оружие в борьбе за известность - скандалы (в
широком смысле слова), по-прежнему выглядит сугубо черно-белым. В политическом
спектре есть коммунисты и некоммунисты (все остальные). Во вторую категорию
чохом попадают все - от либералов до социалистов. Будучи спрошенным, типичный
избиратель теряется перед вопросом об отличиях, к примеру, экономической или
социальной программы БЮТ, Партии Регионов, и СПУ. Разбор причин этого явления
был бы крайне интересен, но это увело бы нас слишком далеко в сторону, здесь мы
просто примем это как данность.
В ситуации, когда конкуренция программами не работает, партии по максимуму
используют другие способы привлечения избирателей. Не будем рассматривать общие
места, такие как "борьба с коррупцией" или "верховенство права"
- это обещают или легко могут пообещать все, никаких отличий в партийных лозунгах
и обещаниях здесь нет и быть не может. Отличия могут быть в том или ином
(западном или восточном) национализме, но это тема уже заезжена донельзя и, кроме
того, это слишком грубое деление, чтобы любая из партий могла подняться на нем
при том, что найдется еще 2-3 десятка партий с теми же, в общем, идеями с точностью
до незначительных ньюансов. Отличия могут быть в персоналиях, и хорошо раскрученный
политик может значительно поднять рейтинг своей партии или блока до небес - Ющенко
и Тимошенко тому примеры - но метод этот представляется равно и дорогостоящим и
ненадежным. Результат один - типичный избиратель из ста-с-чем-то партий способен
даже просто идентифицировать не более 10, а имеет сложившееся мнение по 4-5,
причем для многих избирателей это - одни и те же партии, те, что у всех на слуху.
Нельзя сказать, что проблема не осознается. Сравнительно недавно появившийся
"Гражданский актив Киева" - пример творческого подхода (хотя все творчество
свелось к воровстве идеи у "Братства", но все же оно есть, в отличие
от прочих-разных) и способен принести неплохие плоды заказчику ("Нашей Украине").
Бренд "Гражданского актива Киева" уже положительно узнаваем. Он внешне
аполитичен. Он, в отсутствие масштабной реальной деятельности, не требует чрезмерных
затрат на реализацию. Тайминг начала проекта почти идеален. И при всем этом проект
не выходит за рамки политического мэйнстрима (важность этого очевидна и здесь не
обсуждается). На фоне общего "болота" это вполне способно стать ключом к
успеху. Однако, это - все же метод прямого действия. Способность осуществлять такие
проекты и их размах находятся примерно в прямой пропорции от уже имеющихся ресурсов
партии и, в этом смысле, не способно помочь подняться небольшой партии в разумные
сроки.
Постановка задачи
Попробуем сформулировать требования к идеальному предвыборному проекту для
(сравнительно) небольшой партии. То есть, понятно, что он должен как можно больше
привлечь новых (обычно не голосующих) и переманить существующих избирателей от
конкурентов. Но чтобы это оказалось возможно, проект:
- Прежде всего, не должен требовать больших удельных расходов на маркетинг.
Иными словами, он должен сам по себе привлекать внимание как СМИ, так и избирателей
(это - две разные задачи, в общем). Цель - скорее, не сэкономить деньги на
маркетинге (будем реалистами, платить все равно придется), но резко увеличить
их эффективность, их отдачу.
- Не должен требовать больших затрат на подготовку.
- Не накладывать большую ответственность перед избирателями после выборов.
- Не слишком выходить за рамки мэйнстрима украинской политики.
- Обеспечивать, по крайней мере, идентификацию, а лучше - позитивную узнаваемость
партии.
Наши недостатки - суть продолжения наших достоинств
В данном случае, к недостаткам такого идеального предвыборного проекта можно
отнести его универсальность, т.е. принципиальную возможность его использования (в
плане отсутствия противоречий с остальной политикой какой-либо партии) если и не
всеми, то большинством политических сил, и легкость его копирования. Причем,
копировать его могут даже не с целью получить предполагаемые преимущества, хотя
и это возможно, но и просто с целью лишить преимущества конкурента (первого
заказчика). Также можно себе представить компанию по упреждающей дискредитации
самой идеи лежащей в основе проекта.
Таким образом, разработка проекта должна вестись с соблюдением режима
секретности, а всем необходимые и неизбежно публичные действия (такие, как работы
с экспертами, к примеру) должны осуществляться в рамках нейтральных и никак не
связанной с предвыборной борьбой и партией легенд. Разумеется, необходимы
организационные и технические меры защиты (все мы любим читать тот же
http://www.compromat.ru/, конечно, но только
не о себе), а также минимизации риска утечки из группы разработчиков (в том числе
- за счет сведения до минимума размеров самой группы).
Сам проект, видимо, должен быть вброшен (начата его реализация) в предвыборную
борьбу лишь незадолго (определение "незадолго", разумеется, определяется
особенностями проекта и варьируется от месяцев до дней) до выборов - это обеспечит
и свежесть памяти избирателей к моменту голосования и сократит возможности
контрдействий конкурентов. В оставшееся до выборов после начала время должны
интенсивно использоваться все подготовленные к этому моменту наработки, такие как,
к примеру, интервью (свежие), мнения экспертов, отсылки к мировому опыту,
агитационные ролики, и аналитические материалы (заранее подготовленные) и т.п.
Естественно, поднявшуюся информационную волну следует использовать для максимальной
раскрутки партии и первых ее лиц.
Суть проекта, терминология
Суть предлагаемого проекта можно выразить коротко - легализация конопли. В
более точной и мягкой форме - вынос вопроса о легализации конопли на референдум. Но
перед тем как обсуждать подробности, определим терминологию. Слово "конопля"
будет использоваться для обозначения всего рода ("cannabis" в
английском), "марихуаной" мы будем называть наркосодержащие ее
разновидности ("marijuana"), а технической коноплей -
ненаркосодержащие сорта, используемые в промышленности и сельском хозяйстве
("hemp"). Насколько я понял, пошарившись в сети, официально на Украине
запрещена только марихуана, а техническая конопля может выращиваться свободно. Однако,
на практике, спрос на техническую коноплю невелик - в значительной из-за близости
ее к марихуане, но также и из-за отсутствия соответствующей промышленности, способной
использовать такое сырье. Таким образом, легализация марихуаны подразумевает и
будет способствовать также и расширению выращивания и использования технических
сортов конопли в промышленности.
За идеей легализации конопли на самом деле стоит несколько составляющих:
- Стимулирование выращивания технической конопли и ее использования в традиционных
областях промышленности - пищевой, легкой и бумажной.
- Стимулирование использования технической конопли в химической промышленности и
при производстве топлива.
- Легализация марихуаны как способ привлечения туристов.
- Легализация марихуаны для внутреннего использования.
Список отсортирован в порядке увеличения скандальности и, следовательно, полезности
для нас темы. Не следует бояться слова скандал (словарь - происшествие, громкая
ссора, нарушающие порядок) - будучи правильно организованным, он обеспечивает
великолепную и (почти) бесплатную рекламу. См. Тимошенко. С другой стороны, скандал -
обоюдоострое оружие и при неумелом его применении способно испортить репутацию.
Рассмотрим теперь все составляющие проекта по очереди.
Выращивание и использование технической конопли
Это - самые спокойные, если так можно выразиться, аспекты легализации. Достоинства
конопли как сельскохозяйственной культуры хорошо изучены (хотя в последние 70 лет
нефтяной, нефтехимической и фармацевтической индустриями и было сделано все, чтобы они
были забыты). Конопля:
- используется для производства волокна типа хлопчатобумажного, при этом волокно
получается мягче и прочнее, а урожайность - в 2-3 выше, чем у хлопка. В настоящее
время в мире из 100% конопли производится много различного текстиля - рубашки, джинсы,
туристическое снаряжение, юбки, нижнее белье и т.п.
- причем, в отличии от хлопка, может расти на Украине (т.е.
является импортозамещающей культурой). Она морозоустойчива, не
требует применения пестицидов и гербицидов, нуждается в гораздо меньших количествах
удобрений и воды, может расти на истощенных и сорных землях;
- с одного гектара позволяет получить столько же сырья для бумаги, сколько с 2-4
гектаров леса. При этом бумага получается гораздо лучшего качества, может быть
переработана гораздо больше раз, и требует в производстве менее токсичных
химикатов.
- может быть использована для производства фанеры и аналогов ДСП. Результирующий
продукт прочнее, легче, и более устойчив к огню. Мерседес-Бенц использует подобные
материалы при производстве корпусов и приборных досок своих автомобилей.
- использование конопли вместо леса для позволяет и сохранить леса и сократить эрозию
почвы в результате их вырубки. Конопля может расти почти на любой почве. И конопля
вырастает через 4 месяца, в отличии от лет или даже десятков лет для леса.
- семена конопли - а их выход доходит до 50% (!) от общей биомассы, получаемой с
плантаций - содержат больше протеина и этот протеин более экономичен в производстве,
чем соевый. Протеин, получаемый из семян конопли, может использоваться практически
везде, где применяется соевый протеин. Из семян также можно делать полноценную муку
способную конкурировать с пшеничной.
- конопляное масло по всем параметрам не уступает подсолнечному, и, сверх того,
содержит много незаменимых жирных кислот, в силу чего активно как диетический
продукт ("hemp oil").
Говоря же о промышленности, одним из наименее известных у нас и, возможно,
наиболее важных свойств конопли является возможность производства из нее этанола и
биодизельного топлива. При этом выход сырья для производства топлива с 1
гектара у конопли выше, чем у сахарного тростника (Бразилия) и рапса (Германия
и, как планировалось ранее, Украина). Помимо топлива, конопляное масло
применяется при производстве чернил, красок, технических масел, лаков,
растворителей, некоторых полимеров и т.п.
Конопле в гораздо меньшей степени присущи два основных недостатка развития
энергетики за счет сельскохозяйственных культур - конкуренция с "пищевыми"
культурами (конопля может расти на сорных землях и почти не требует ухода) и
обеднение и эрозия почв в результате интенсификации выращивания "энергетических"
культур (конопля не только может десятилетиями расти на одной и той же почве, но и
будучи изначальна высаженной на истощенную почву, обогащает ее). Таким образом,
конопля способна стать важным элементом обеспечения энергетической безопасности
Украины, как мог, но так реально и не стал рапс (см. Принятую в 2000 году
программу "Этанол"). На Украине, говорят, даже где-то есть Институт
конопли и его работники, без сомнения, будут рады и счастливы помочь по теме за
скромное вознаграждение. Кстати, тема изучения сравнительных достонств рапса и
конопли для прозводства этанола может быть одной из легенд прикрытия.
В общем, все вышесказанное - достаточно хорошо известно специалистам и здесь
нас интересует только как обоснование необходимости решения вопроса конопли. На
эти темы, как безусловно выигрышные, следует стараться перевести любой разговор
на тему конопли. В принципе, это отчасти верно и для следующего аспекта.
Легализация марихуаны как способ привлечения туристов
Ни для кого не секрет, что, в общем, привлекательность Украины для зарубежных
туристов примерно равна нулю и летней приток отдыхающих из России в Крым
объясняется лишь все еще существующей простотой поездки (не нужны визы) и
дешевизной транспорта (поезд) поездки. Еще хуже дела обстоят с зимним отдыхом в
Карпатах, куда не только не едут в массовом порядке туристы зарубежные (хотя
отдельные их экземпляры и встречаются), но и свои пытаются избежать,
предпочитая Словакию, например, или Польшу. Почему так получается - вопрос
интересный и важный, но в наш проект не входит. Однако, если мы не можем им дать
гостям Украины то, что они могут получить в других местах, то, по крайней мере,
мы могли бы дать им то, чего они не могут получить в других местах.
14 из 24 областей Украины выходят на границу с другими государствами и каждая
из них может рассчитывать на приток туристов желающих немедленно потратить деньги.
Плюс Крым чья привлекательность для отдыхающих из России увеличится, как увеличится
и количество оставляемых каждым из них в среднем денег. Плюс Киев, куда можно
прилететь прямым рейсом из любого европейского государства и Израиля.
Чтобы не быть голословным - BBSNews, к примеру, в своей статье
"
Holland Reconsidering Cannabis Coffee Shops? Sure..."
утверждает, что жители приграничных городов Нидерландов жаловались на засилье приезжих
желавших приобрести марихуану, что создавало для них проблемы с трафиком и парковками.
The other half-sentence about the proximity of coffeeshops to the borders was
hailed by the Wall Street Journal as the beginning of the end for the coffeeshops
when the governing agreement was made public.
So complaints from neighbors cannot be blamed for the half-sentence "reconsidering,"
the Dutch Policy. Complaints about traffic and parking in the central districts
by residents of a few border cities led to this phrase being inserted into the
governing agreement.
То, что работало в Голландии, должно сработать и у нас. Думаю, наши граждане
смогут использовать приток гостей с пользой, особенно если вспомнить, что даже в
условиях декриминализации грамм
марихуаны в Нидерландах стоит около 1-2 евро.
Легализация марихуаны для внутреннего использования
Это - самый выигрышный в смысле привлечения избирателей, особенно молодежи, но
и самый потенциально чреватый аспект. Здесь задача партии - не столько произвести
наиболее благоприятное впечатление на сторонников идеи - на это прекрасно будет
работать сама идея, известие о которой будет передаваться "из уст в уста"
- сколько избежать любого возможного негатива и, по
возможности, привлечь на свою сторону колеблющихся.
- каждый член партии не уполномоченный обсуждать этот вопрос с СМИ, должен избегать
любого обсуждения этого аспекта переключаясь на ранее рассмотренные. Примерный уход -
"Я не очень разбираюсь в этом аспекте, но я знаю что в моей родной Nской
области NNNNNN безработных , а программа вырашивания технической конопли может
создать YYYYY рабочих мест и принести в бюджет области XX миллионов гривен за
счет туризма.
- при каждом удобном случае следует подчеркивать, что партия не собираемся
легализовывать или декриминализировать коноплю - партия собираемся требовать всенародного референдума о
легализации конопли. Контратака - "Вы что, против демократии и народовластия?"
- при обсуждении "по существу" всячески приводить в пример Нидерланды.
Контратака - "В Европе так делают, вы что, против Европы?". Кстати, в
вышеупомянутой статье BBSNews пишут, что Бельгия разрешила "импорт"
купленной в Нидерландах для личного потребления марихуаны: "Belgium
has now officially made legal the act of crossing the border, buying some marijuana,
and "importing," it into Belgium when they de-criminalized last year. And
Germany, after a few court rulings and some minor legislation, has long since
given up complaining about personal trips to Holland for retrieval of personal
amounts of marijuana."
- при обсуждении последствий наркомании всячески акцентировать расслабляющее и
успокаивающее действие марихуаны в отличие от "тяжелых наркотиков". Более
того, употребление марихуана не ведет к последующему увлечению "тяжелыми
наркотиками" и не наносит сколь-нибудь заметного вреда ни потребителям, ни обществу.
Цитата оттуда-же: "Dutch [...] have found through empirical research over
three decades that marijuana does not provide either a gateway to harder drugs,
nor does it form any significant harm to the user or to the society at large."
Ролик 1 - бедный студент, в котором угадывается Родион Раскольников, идет
убивать старуху ростовщицу и по пути присаживается выкурить "косячок", после
чего со смехом возвращается домой, по дороге выбрасывая топор.
- обещать настаивать на направлении всех доходов от продажи наркосодержащих
сортов конопли на программы по борьбе с "тяжелыми наркотиками",
включая специальные программы образования детей, что дает наилучший эффект в этой борьбе.
- обещать перенаправить все освободившиеся ресурсы, включая людские, ранее
занятые борьбой с марихуаной, на борьбы с "тяжелыми наркотиками".
- обращать внимание, что марихуана не вызывает агрессивности, в отличие от
алкоголя. Ролик 2 - экран разделен на две половинки, на одной из них компания
алкашей после выпивки начинающих пьяную драку с поножовщиной, на другой -
расслабленная компания с шутками пускающая по кругу "косячок" и потом
радостно расходящаяся по домам.
- в отличии от алкоголя, марихуана не вызывается постэффектов, таких как
похмелье или даже потерю сознания, напротив - способствует социализации. Ролик
3 - сцена семейного (он и она) "забивания косячка".
- при обсуждении причин запрета марихуаны в большинстве стран называть
истинные причины запрета - нечестная конкуренция нефтехимической промышленности,
которой пластики и полимеры вырабатываемые в то время из пеньки были как серпом
по гениталиям. До 1937 года конопля практически везде была легальна. Томас
Джефферсон и еще масса известного народа выращивали коноплю. Найти фрагменты
старых кинохроник, особенно штатовские времен WWII.
Ставка
При правильном подходе партия может рассчитывать на значительную часть голосов в первую
очередь молодежи (кстати, в немалой степени благодаря Голливуду последние годы освещающему
тему recreational drugs, включая марихуану, с самой благоприятной стороны) с одновременно
резким повышением ее процента участия за счет тех, кто не разбирается/не хочет разбираться/участвовать
в политике (спасибо Ющенко и Ко за почти всеобщее разочарование), но будет рад проголосовать
за что-то лично интересное. По результатам "опросов" общественного мнения в России
(украинских я не нашел) заявляется поддержка этой идеи на уровне от 6 до 60%, что говорит
только о позиции самих "опрашивавших", но никак не о реальном отношении.
20% голосов кажутся разумной оценкой. В идеале, к моменту выборов в политическом спектре
будет уже три составляющие - коммунисты, мы, и все остальные.
Системные проблемы
Самое сложное - решится. Идея легализации марихуаны пока еще остается вотчиной
радикалов, не способных всерьез участвовать в реальной политической борьбе именно
в силу своего радикализма. Далее, необходимость вести разработку проекта в секрете
- в том числе и от подавляющего большинства своих же товарищей по партии, при том
что значительная часть их будет наверняка возражать против проекта, а некоторые так
даже и резко возражать - также может быть серьезной проблемой. Вполне
вероятно, что основным вопросом на этапе проработки проекта станет вовсе не
представление проекта избирателям, но - как удержать партию когда информация о
проекте начнет распространятся за пределы узкого круга посвященных.
Тема легализация марихуаны - как хороший шанс подняться на вершину или почти
вершину политического Олимпа, так и хороший шанс потерять многое или даже все. И
именно поэтому так важны следующие два пункта, повторимся:
- Мы - не за легализацию марихуаны, мы - за референдум о ее легализации.
Поберегите ваши выпады для референдума.
- Проект начинается как можно ближе к выборам- т.е. оставить минимум времени
на "разборки" как внутренние, так и внешние.
Остальное - вопрос мастерства и воли к победе.
Внесистемные проблемы
Самой серьезной внесистемной (не политической) проблемой могут стать "возражения"
как ныне существующих наркоторговцев, так и производителей крепких спиртных напитков.
(C)
Неортодоксальный сталинист. Версия 2005-12-02.
UPD 2007-05-10: "
Марихуана
способствует росту новых клеток мозга"
UPD 2008-09-15:
10 Pot Studies Government
Wished it Had Never Funded