В прошлый четверг в Ашдоде заново открылся археологический музей. Все помнили старый музей и конечно, всех интересовало, что же будет в новом музее. Между прочим, наш ашдодский музей - единственный в Израиле (насколько я знаю), рассказывающий о филистимлянах - народах моря. И это понятно, где же еще создать такой музей, как не в Ашдоде - столице филистимлянского государства, вернее сказать, не государства, а пентаполиса - союза пяти городов. Так что, добро пожаловать к филистимлянам!
Пришедшие, а вернее "вторгшиеся" (плиштим буквально) точно непонятно откуда,
Обратите внимания на лодки филистимлян, уж не знаю, такие они были как на этом рисунке или нет, но везде указывается, что их корабли значительно отличались от других. Здесь на рисунке - птица... Это не случайно, к ней мы еще вернемся...
филистимляне быстренько захватили 4 города: Ашдод, Ашкелон, Гат, Газа, пятый - Экрон, скорее всего был основан ими и стали жить - поживать.
Причем не только в этих пяти городах.
Как оказалось, "народы моря" владели более совершенными по сравнению с местными жителями технологиями - они умели обрабатывать железо, производить колесницы и оружие. В Ашдоде найдены остатки плавильных печей, а чудную керамику часто находят на всей территории древнего Ханаана (например, в Гезере, Мегиддо, Афуле, в долине Иордана и др. местах.)
Что интересно, ранняя керамика филистимлян очень изящна, с искусными рисунками,
в то время как поздняя - довольно незатейлива. Почему филистимляне решили "раствориться" в другом народе? Не хотели выделяться? Деградировали?
Разница между кувшинами всего какие-то пару веков.
С филистимлянами связано множество страниц еврейского религиозного и народного эпоса - история Давида и Голиафа, Самсона и Далилы, похищение и возвращение Ковчега Завета и другие. В новом музее есть несколько аттракций для детей, мы вроде и не дети, но с удовольствием поучаствовали. Первая аттракция как раз связана с Самсоном. Помните, как он играючи разрушил колонны храма филистимлян, взявших его в плен и тем самым похоронив под обломками своих врагов и себя заодно.
Теперь вы можете капельку почувствовать себя Самсоном и переписать историю И всего-то нужно встать в правильном месте,
развести руками, "разрушая колонны" ,
и о, чудо! Враг повержен, вы торжествуете победу!
Еще одна привлекалочка. Быть археологом и собрать чтототам из кусочков.
Ну это все для малых, для взрослых тоже есть пару прикольных моментов. Лично мне понравились юморные надписи к эспонатам. Тот кто писал их не страдает отсутствием юмора. Ну вот например.
Отец семейства молится перед едой, благославляя неведомого мне Питгайю за пишу, на что жена ехидно замечает, что этот/эта Питгайя тут совсем не причем, потому как это именно она стояла на коленях перед очагом и варила еду в горшак, которым сто лет в обед...
Или вот, разговор филистимлянки с овечкой Долли (той самой, что клонировали???) и филистимлянина с бычком, которого он тащит на рынок в Ашкелон. Или эти понты свиней...
А тут идет разговор, вернее спор, про ванну...
Ребята не могут ее поделить. Один тащит ее на маслодавильню, второй - на винодельню, а третья предлагает все забыть, поскольку она собирается замачивать в ней шерсть. Мне это напомнило самих археологов, может когда они нашли эту ванну так же спорили для чего она предназначена?
Есть и серьезные вещи. Например, цитата из Бертольда Брехта. С тех пор, как на 4 курсе я учила наизусть Брехтовские "лобы" (Хвала партии, коммунизму, революционеру...) , да еще на языке оригинала, с тех для меня это свято.
А есть еще и более серьезные. Гляньте на этот алтарь 9 века до нашей эры, непростой алтарь, с рожками. Четырехрожковые рожки были распространены в в средиземноморье, двухрожковые - были более редки. Два рожка иммитируют рога буйвола. Эти рожки упоминаются в Бибилии, как очень существенная часть алтаря. Кровь жертвенного животного разбрызгивалась на эти самые рожки. А еще оказывается, преступники, приговоренные к казни, могли добежать до алтаря, схватиться за рожок и имели все шансы быть помилованными.
Надеюсь, я не переврала Юлю Хович, дипломированного гида, которая, правда, не имеет никакого отношения к этому музею.
Вот интересно, как они выглядели, эти филистимляне? Сейчас попробуем изобразить, шапочку с перьями на голову, мечи в руки...
Вот так грозно?
Или вот так весело?
Исчезли филистимляне в этом регионе так же загадочно, как и появились. Так или иначе, в конце 13 века филистимляне исчезли. Скорее всего, были просто "задавлены" армией Македонского и ассимилировались. В любом случае, не моя это работа писать о филистимлянах, я не историк, и даже не гид. Так, показала кое-что из музея, на затравку, чтобы вам самим захотелось приехать в наш музей.
Между прочим, помимо постоянной экспозиции, в музее будут проходить выставки в области культуры и этнографии. Собрание предметов иудаики, связанных с тысячелетними верованиями, сопровождающими жизнь человека. Среди них - средства от сглаза, «программирование на удачу» и т.д., предметы быта...
Вот так мы переходили из зала в зал. Слушая гида Иеуду и молодого парнишку из музея.
Пока не дошли вод до таких кувшинчиков, из которых филистимляне пили ПИВО!
Честно сказать, мы так и не поняли, почему археологи решили, что это кувшинчики для пива. Скорее всего были так, измученные израильским солнцем они решили отпраздновать победу - важную находку - парой запотевших бутылочек холодного пивка. А потом начались споры, примерно как с той ванной. "И для чего эти кувшины? Ну пусть будет для пива.. Ну пусть будет."
Хотя, эти кувшины, снабженны носиками с фильтром для задержания ячменной шелухи, плавающей в свежесваренном пиве. Так что скорее всего для пива. Но особенно интересны эти кувшины еще и другим. Рисунком - птицей. Эта птичка - традиционный рисунок "народов моря".
И символ нашего музея.
Просто говорить о пиве как-то неинтересно, так что пошли мы это самое пиво пить. Не знаю, филистимлянское, нет, но говорят, вкусное. Народ уже во всю готовился к официальному открытию музея. Кто-то раставлял аппаратуру, настраивал инструменты.
Вышли из прохладного музея, линза запотела, все как в тумане
А кто-то налил пива в глиняные, конечно же, филистимлянские кружки, набрали всевозможные орешки и пошли "переваривать" увиденное.
Потом был концерт...
Речи официальных людей, как то: директора музея, мэра города... Разрезание ленточки.
Компания действительно собралась классная - любимые Резниковские и Маша Хинич, очень интересный гид Юля - фанат своего дела, друг по ФБ, фотограф - Гена Левитас... Потом была еще одна интересная встреча, но об этом я напишу отдельно. А пока все. Спасибо за приглашение Инне Штейнберг, советнику (вернее советнице) ашдодского муниципалитета по связям со СМИ.
За фотографии спасибо Олегу.