Игры с песком хороши своей универсальностью. Для маленьких, для средних и для больших людей найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии - sand therapy (песочная терапия). Но магия песка и сама по себе оказывает нужное водействие.
Сложно перечислить все положительные эффекты игр с песком. Попробую главные, крупными мазками:
- развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);
- развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);
- развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);
- развитие целенаправленного действия (создаю план-реализую задумку);
- развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);
- развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);
- балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);
- по мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию.
Как сделать песочницу дома
Классическая песочница, используемая в песочной терапии, имеет размеры 50 см х 70 см х 8 см. Дно изнутри окрашено краской голубого цвета, символизирующей воду:
Для домашнего использования не обязательно точно воспроизводить классический вариант песочницы, можно просто взять любую подходящую по размеру коробку или ящик (только не бумажную, т.к. в игре также используется вода). Песок можно купить в цветочном магазине, в строительном, иногда он встречается и в игрушечных магазинах.
Наш песок куплен в цветочном, его чистота вызвала у меня подозрения, поэтому я его промыла и прокалила на противне в духовке.
Когда сама песочница готова, начинаем собирать коллекцию разнообразных мелких предметов.
Материалы и предметы, которые используют для игры:
- вода (приготовлена в какой-либо емкости)
- сито для песка (чтобы песок сыпался через него, а не застревал внутри)
- формочки
- фигурки людей и животных
- природные объекты: камни, ракушки, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т.п.
- игрушечные предметы быта, мебель, посуда
- фигурки, обозначающие транспорт и механизмы: машины, корабли, экскаваторы, самолеты и т.п.
- объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т. п.
Игры с песком
Теоретически играть с песочницей можно начать с 1 года (на пару с родителем).
Практически - не все дети готовы к этому.
Одни будут завороженно следить за мамиными действиями с песком и дисциплинированно действовать в рамках своих возможностей. Другие будут хватать и раскидывать песок, и убедить их играть по-другому невозможно. Значит, откладываем песочницу до поры :)))
Возможно и такое, что один и тот же ребенок в год - завороженно смотрит, а в 2,5 хватает и кидает.
с 3,5 лет большинство детей готовы к игре, а не к подготовке пацдарма для генеральной уборки.
Игры для 1-3 лет.
Для самых маленьких: просто пересыпать песок, пропускать его через пальцы, трогать ручкой. Сухой и влажный песок дает разные тактильные ощущения, поэтому воду тоже хорошо подключать к игре.
Рисовать пальчиком дорожки и следы.
Пересыпать песок из одной емкости в другую.
"Норки" - делаем норки для зверушек.
"Прятки" - закапываем предметы в песок, надо найти.
Разыгрывать сказки на песке - "Посадил дед репку...".
Рисование палочками и пальчиками.
Лепим руками (это проще, чем делать куличики).
Ближе к трем годам лепим куличики.
Игры для 3-4 лет.
Разгар эры куличиков.
"Следы" - оставлять отпечатки разных предметов и форм, а ребенок угадывает, где чей отпечаток.
К разыгрыванию сказок можно добавить сочинение историй (фигурки живут, ходят в гости друг другу, ссорятся и мирятся). Или это может быть разыгрывание реальных ситуаций, имевших место недавно.
В этом возрасте ребенок некоторое время может играть сам, или с эпизодическим участием родителя. Интересно наблюдать за типичными сценариями, которые могут появиться в игре. Например, мой сын часто играл в "бомбежку", как я это про себя называла - скидывал мелкие камушки на расставленные фигурки (в основном, технику), с соответствующим звуковым сопровождением.
Игры для 4-7 лет.
Лепим буквы, цифры, геометрические фигуры.
С 5 лет можно попробовать классическое упражнение из sand therapy: создай свой мир. Ребенок создает мир - какой хочет - и населяет его кем угодно. И рассказывает вам длинные интересные истории про этот мир и его устройство.
В этом возрасте будет интересно играть с другими детьми, вдвоем-втроем-вчетвером (всколькером позволяет размер песочницы). Дети могут по-разному организовывать свое взаимодействие - вместе строить что-то одно, или выстраивать границы, а каждый в своем углу, или моделировать конфликтно-захватнические отношения. Как бы это ни происходило, это оказывается увлекательным настолько, что их часами не оторвать от песочницы.
Игры старше 7 лет.
Игра "создай свой мир" (в одиночку или коллективная) актуальна лет до 11-12. Потом интерес к ней спадает, вернее, появляются более острые интересы пубертатного периода, которые затмевают "детскую" песочницу.
И тем не менее, даже взрослые время от времени могут позволить себе погрузиться в песочную магию. Существует же популярный "Сад камней" (сдержанная бизнес-версия песочницы, продвигаемый как "антистресс"):
Важно..
Песочница и всё что к ней прилагается не должно находится в постоянном свободном доступе. Пусть ребенок играет сколь угодно часто и долго, но после игры всё всегда собирается и убирается.
Это важно, и дело тут не только в риске нечаянно рассыпать песок - так у ребенка сохранится особое отношение к этой игре.