Наконец закончила обещанное описание возрастных задач развития и игрушек к ним.
Самое сложное было сокращать текст, выкидывая из него фразы типа «На каждом этапе развития преобладает один из типов мышления: наглядно-действенное (или предметно-практическое), наглядно-образное, словесно-логическое (абстрактное) мышление». Высшее психологическое образование - страшная вещь.
Опускаю тут теорию возрастного развития, только практическая "выжимка", имеющая отношение к выбору игрового материала. Понятно, что границы возрастов не очень четкие - например, какой-то ребенок научился сидеть в 5 месяцев, какой-то - в 8. Соответственно, в конкретный момент у них будут разные индивидуальные задачи развития.
- 0-3 мес.
"Освоение" младенцем органов чувств: учимся смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус и на ощупь. С игрушками можно вообще не заморачиваться: наличие мамы рядом и мира вокруг - вполне достаточные стимулы. Особенно если мама много носит на руках, гладит, обнимает, разговаривает с ребенком.
- с 3-4-х месяцев обращаем особое внимание на развитие кисти руки. Первое действие, база - захват в кулак. Чем больше действий ручкой - тем лучше, т.к. через руку развивается мозг, речь и т.п. В качестве игрушек - все (безопасные) предметы, которые младенец в состоянии удержать рукой.
- с того момента как ребенок научился сидеть (условно 6 мес), он может более активно задействовать обе руки. Хорошие игрушки - все предметы, что вызывают желание схватить, удержать, повертеть в руках, постучать друг об друга, потыкать пальцем, нажать, поковырять. При выборе игрушки нужно обращать внимание, даст ли она все эти возможности для ручек.
Что хорошо давать играть, в свете вышесказанного:
- тесто: сделать самому (вода+мука+соль, консистенция пластилина) или купить любое готовое замороженное (конечно, разморозить) - очень хорошо стимулирует всю кисть - его мять, жать, пальчиками тыкать и т.п.
- любая мелочевка: фасоль, пуговицы, мамины колечки-сережки и т.п.(под присмотром)
- разнообразные коробочки и флакончики, которые можно учиться открывать (пустые или с допустимым содержимым)
- удлиненные предметы, которые зажимаются в кулаке: незаточенные карандаши, ложки, тюбики от помад и т.п.
- пластиковые "яйца" из киндер-сюрприза (можно наполнять чем-то, будет погремушка)
- пробки от бутылок - пробковые и пластиковые
- лоскутки разных фактур
Поскольку интерес быстро пропадает, нужно постоянно «подкидывать» новые стимулы - новые предметы разной формы, которые захочется взять в руки и вертеть по-разному.
Из покупных игрушек хороши вещи с кнопками и вращалками: нажал (повернул) - имеешь результат (что-нибудь там отскакивает или поёт). Как мы теперь понимаем, отскакивание и песня нужны не сами по себе, а исключительно как замануха для повторного действия рукой ;)
Что, на мой взгляд, НЕ НУЖНО: игры с картинками, карточками, книги. Это для нас карточка с картинкой несет образ, а младенец воспринимает ее как еще один объект окружающего мира, с которым надо вступить в активное физическое взаимодействие - схватить, погрызть, порвать.
- с 1 года впечатления, нахватанные за предыдущий период, начинают упорядочиваться, структурироваться. Формируется речь (на самом деле она уже с рождения начала формироваться в пассивном режиме, но тут результат начинает выходить наружу в виде первых слов и звукоподражаний). Очень важным остается стимулирование разнообразной активности руки.
В 1-1-5 года появляется новый важный аспект игры: ситуационные игры.Это проигрывание вместе с ребенком различных бытовых ситуаций: поездка на транспорте, поход в гости, уборка в доме и т.п. Для этого используется разный игровой материал: пупсы, зверушки, игрушечный транспорт и посудка. Допустима определенная степень абстракции при выборе игрового материала. Например, мишка едет в гости к зайчику в коробке и пьет чай за столом, сделанным из кубиков. В таких играх важны не столько сами игрушки, сколько наглядное представление ситуации: как она развивается, кто участники, как участники общаются между собой. Родитель подробно проговаривает всё что происходит, все действия мишек-пупсов-зайчиков, озвучивает их диалоги. Это некий мини-театр жизни для ребенка. Развивается речь, коммуникативные навыки, социальные представления.
Такая форма игры сохраняется, постепенно усложняясь и видоизменяясь, лет до 3,5-4-х, потом эволюционирует в ролевую игру. На пике этапа ситуационных игр можно заметить, что ребенок уже без помощи взрослого моделирует и разыгрывает разные ситуации. В этом проигрывании может даже спонтанно происходить проработка каких-то болезненных для ребенка моментов, на чем основана знаменитая психотерапевтическая техника Sand Therapy (песочная терапия).
Из игрушек на 1-2 года - то же, что раньше, плюс кубики (также очень крупные кубики), пирамидки. Пальчиковые краски. Плюс игровой материал для ситуативных игр.
Упражнения на классификацию - вот наша следующая вершина. Суть в том, чтобы научиться сравнивать между собой объекты окружающего мира и относить их к каким-то категориям. Это основа процесса мышления.
Можно так.
Берем пуговицы: несколько больших, несколько маленьких. И начинаем их вместе со своим юным Эйнштейном раскладывать на 2 кучи - Большие и Маленькие. Сначала с подсказкой, конечно.
Так сложнее: берем коробку из-под шоколадных конфет - тот вкладыш, в котором много ячеек. Берем кучу всё тех же разноцветных пуговиц. И начинаем рассортировывать по цветам (годовасик еще не справится с этим, задачка на попозже).
И так постепенно прочесываем весь этот мир, деля его на маленькое и большое, твердое и мягкое, горячее и холодное, съедобное и несъедобное, различные цвета, формы и т.д. Чем старше ребенок - тем больше категорий.
Из покупного на 2-3 года:
пирамидки (собрать от большого к маленькому), разнообразные классификаторы, формы. Игрушки, показывающие соотношение «часть-целое», например, картинки, разрезанные на 2-3 части (морду бегемота надо приделать к попе бегемота и т.п.). Сборно-разборные игрушки (конструкторы) - до 10 частей.
Рисовательные принадлежности: карандаши, краски, мелки. Пальчиковые краски, пластилин, различные массы для лепки (в плане развития ручки обычный пластилин лучше, т.к. он более упругий, ребенок должен больше усилия прилагать к работе с ним).
Широта выбора игрушек ужасает. Но многие повторяют друг друга по сути. Например, в плане развития совершенно без разницы, прикладывать ли попу бегемота к его морде или шляпку грибочка к его ножке.
Очень важны действия с реальными бытовыми предметами (посуда, расческа, книги, одежда, обувь). Формируется понимание, как со всем этим правильно обращаться.
Что, на мой взгляд, НЕ НУЖНО: обилие дидактических пособий на обучение чтению, письму, счету. Это в следующем периоде.
- 3-5 лет
Основные задачи - совершенствование речи и социализация. Количество перерастает в качество. Увеличиваются ресурсы внимания и памяти. Хороши игры, имеющие определенную ЦЕЛЬ, предполагающие некий алгоритм действий (1 шаг-2 шаг-3 шаг и т.п.). Чем старше, тем сложнее алгоритм. Также хорошо добавить задачи на творчество, где нет конкретного алгоритма и единственного решения (например, вместе сочинять сказку - каждый по фразе).
Из игр также актуальны ролевые, проигрывающие определенные реальные ситуации: поход в гости, к врачу, в магазин... Ребенок будет упоенно угощать вас, лечить, обслуживать на кассе.
В плане двигательной активности идет оттачивание точности и координированности движений всего тела. Очень хорошо обводить по контуру, всё усложняя форму. Играть в «классики», где требуется точность и ловкость движений.
В этом возрасте у ребенка уже есть свои пристрастия и вкусы относительно игрушек. Кто-то любит больше всего пазлы и конструкторы, кто-то рисование и лепку, кто-то кукол и кукольные принадлежности. Список игрушек бесконечен. Развить всё, сразу и равномерно не удастся, так что не надо переживать по этому поводу )))
Что, на мой взгляд, НЕ НУЖНО: игрушки, имитирующие «взрослые» предметы - миксеры, стиральные машины, кухонные плиты и т.п. Они, конечно, привлекательны для детей (и для многих взрослых тоже, и я вполне могу их понять :)). Но лучше побуждать ребенка к взаимодействию с реальными вещами - попросить «помочь» включить стиральную машину, подмести пол, накрыть на стол.
- 5-7 лет
Акцент на социализации увеличивается. Тут уж никак не обойтись без игр в компании сверстников. А им и игрушки-то часто не нужны )))
Данный обзор не претендует на полноту ни в плане описания задач возраста, ни в плане рекомендации игр и игрушек. Тем не менее я убила на него почти целую ночь, поэтому буду сердиться, если кто-то будет комментировать в режиме «а что же вы не написали про…». Да, я много про что тут не написала!