.
начало тут :
http://no4naya-reka.livejournal.com/297515.html http://no4naya-reka.livejournal.com/297880.html http://no4naya-reka.livejournal.com/298073.html http://no4naya-reka.livejournal.com/298459.html.
.
.
Часть четвёртая.
Эоннагата нет
И мне не страшно предавать словам
то чувство, что до горечи знакомо.
И я одной ногой гуляю там,
гуляя здесь, и, знаешь, там я - дома.
Борис Рыжий
И думаю про театр, и перелистываю любимые тексты: Арто, Гротовский, Брук. Но ведь это уже слегка архив? А что - не архив? И не то чтобы эксперименты и лаборатории, а просто - так, как должно быть? И вспоминаю, как летом женщина-продюсер доставила меня на спектакль Робера Лепажа. И вот это, кажется, оно и есть!
Лепаж затейливо играет в будто бы незатейливую игру. Рассказывает историю некоего шевалье / мадемуазель, который по приказу Людовика то шпионил в женском облике, в России и Англии, то решительно сражался - в мужском, во Франции. И в том, и в другом гендере - был убедителен и прекрасен. Шевалье д'Эонн, подобно "оннагата" в японском театре исполняющий женскую роль = эОННагата.
В спектакле три актёра: первая балерина мира француженка Сильви Гиллем исполняет роль молодой женской ипостаси героя; её партнер канадец Рассел Малифант - роль молодой мужской ипостаси героя; сам Робер Лепаж - роль героя, который состарился и умирает в нищете. Костюмы делал всемирно известный модельер Александр Мак-Куин.
История шевалье рассказана скоренько вначале. И комментируется в титрах (трудночитаемых). Их мне по окончании спектакля перескажет женщина-продюсер, всё та же прекрасная Наташа, без которой не видать бы мне этого спектакля. Сама же я, в силу слабого зрения, титров не видела вовсе - а видела только поэтику собственно театрального зрелища, и она - совсем о другом.
В самом начале в титры вмешивается то, что воспринимается едва ли не как опечатка:
…некогда были три пола людей,
мужчины,
женщины
и лунные люди
у лунных было
четыре ноги, четыре руки,
две головы, два сердца
и они были
так невероятно сильны,
слишком сильны,
что Зевс разрубил их пополам
с тех пор половины
мучительно ищут друг друга
но даже если найдут
соединиться им не дано…
И это самая первая сцена спектакля: человек с саблей машет этой саблей и каждый взмах взрывается молнией света и ударом грома.
И это последняя сцена спектакля: старый и дряхлый герой ложится на прозекторский стол в анатомичке, над ним спускается скудная лампа, он умирает. Справа и слева к нему подходят те двое, что исполняли роли молодого героя, молодых его ипостасей, мужской и женской. Лампа в анатомичке начинает раскачиваться, ещё сильнее раскачиваться, и этот качающийся луч света расшвыривает пару - по разные стороны кулис! Гром и молния! Тьма...
То, что в промежутке между первой и последней сценой - перипетии истории шевалье. Титры вкратце её конспектируют, и фрагмент о лунных людях, кажется, пригрезился нам? О них более не будет сказано ни слова.
Тут, видимо, есть намёк на творческий принцип прекрасного лукавого француза Робера Лепажа. Если это можно назвать принципом, - а не образом жизни? Он сгущает мощную энергию земли. И равноценно мощную энергию неба. И между ними встаёт гудящий энергетический столб! От земли - и до неба…
И что же это, если не заговор инвокации?
.
.
.
продолжение тут -
http://no4naya-reka.livejournal.com/298817.html.