Посмотрел намедни сабж. Что есть по нему сказать...
Фильм понравился. Однозначно. Но по правде говоря, "привкус" от него остался весьма странный... Да, пирожки, да кровища, да все вроде бы логично и вполне в духе режиссера... но вот второй раз смотреть не потянуло, тяжеловато. Почему?
С одной стороны, повсеместный и мало напоминающий реальность трэш, который творится на экране, воспринимается с некоторой долей черного юмора, что и неудивительно для бертоновских шедевров. Лица гротескны, большинство героев - нелепы в той или иной мере, способ утилизации трупов выдумывается быстро - и с редкостными цинизмом и изобретательностью, как говорится, и себе и людям.
Со другой стороны - что самое забавное - парикмахер Бенджамин Баркер, он же Суини Тодд - герой в этом мире совершенно лишний, абсолютно не вписывающийся в общую картину. Поясню.
Суини - герой драматический. От вступления и до развязки, драматический всем - историей, темпераментом, реакциями на окружающий мир. В его линии нет и доли черного 'бертоновского' юмора, это несчастный человек, потерявший жену, потерявший дочь, потерявший веру в красоту мира. Через безумный карнавал "бертоновского" Лондона его ведет одна цель: месть. Последнее, что ему осталось. Весь контраст Суини и мира вокруг него очень хорошо показан в мечтах миссис Лаветт (единственный яркий эпизод фильма). Люди, живущие в мире Тима Бертона, по-своему счастливы. Они живут полной жизнью: ходят на карнавалы (хоть там и насилуют молоденьких девушек), едят пирожки (хоть они и с человечиной), получают по хребту от садиста-слуги городского судьи - лишь чтобы сутки спустя снова под окнами его особняка планировать похищение прекрасной судейской подопечной... Этот мир по-своему ужасен, но люди, живущие там, привыкли к этому и приспособились. Они относятся к происходящему со вполне здравой иронией - ну в конце-то концов, если уж на втором этаже вашего дома в сундуке оказался труп, почему бы не приспособить его под нужды голодных горожан?:)
Суини - не маньяк, он ведет себя вполне адекватно для нормального человека, угодившего в бертоновский мир. То есть... сходит с ума.
Иными словами, приспосабливается. Демонический красавец, изящным движением перерезающий бритвой горло клиенту, куда больше соответствует этому миру, чем несчастный, потерявший все парикмахер, мечтавший 15 лет только об одном - увидеть своих жену с дочерью. Надо заметить, наш герой на почве своих двух личностей заработал себе еще и маниакально-депрессивный синдром (см. сцену "They all deserve to die"), в "тихой" стадии которого он как бы возвращается в ипостась Бенджамина Баркера, тоскующего по своей потерянной любви. Но "крышу" уже не вернуть - всякий такой раз личность Тодда довольно быстро берет верх.
Как я уже сказал, Суини начинает жить по законам мира вокруг него, но в отличие от довольно "стабильного" состояния остальных, с каждым новым зверством Тодду становится все хуже. Всецело положительный в начале фильма, ближе к концу герой предстает форменным чудовищем, рядом с деяниями которого блекнет даже подлый поступок судьи...
Лучшая иллюстрирующая аналогия данного режиссерского приема - это засунуть Родиона Раскольникова в фильм наподобие
"Смерть ей к лицу". Что бы из этого вышло и как бы кончил бедный Родя - предоставлю вам додумать самим... но почему-то мне кажется, что человечины в подвалах оказалось бы не меньше:)