Часть 1 Оформление .
Столько всего хотелось рассказать, пока смотрела и снимала, пока ехала домой, а сейчас как то и растерялась. Зал огромный. Впечатлений - море. И даже у закаленного кукольного зрителя голова пойдет кругом.
Я бродила по ней совершенно счастливой от этого праздника, от выставочной атмосферы, от общения с кукольниками. И хотя были определенные накладки, но как хорошо, что эта выставка состоялась, что она была в моей жизни.
Это лирика. Сейчас буду прозой. Во первых мой фотоаппарат сломался и пришлось снимать чужим. Качество получилось - только «чтобвспомнить». Поэтому заранее приношу в этом свои извинения. По ссылкам в предыдущем моем посте, можно найти очень четкие, хорошие снимки профессионалов, а это- просто прогулка вместе со мной и не более. Расскажу и покажу, что успела в себя «впечатать», что лично мне удалось запомнить и отснять, и это конечно далеко не все..
Первое что очень впечатляет, ее начало- это «плакат» выставки- ее «ударная обложка»- проект Романа Шустова, Марии Касьяненко, Михаила Городецкого «Чучело»- «CHU-CHE-LLO» Санкт Петербург.
На выставке отчетливо просматривалась тема - «выстроить кукле свое пространство» или как то вписать ее в существующие реалии. То есть или приспосабливаем готовую куклу к тому что есть, впихивая ее в Обыкновению, (дома на диване, например) или специально для нее создаем ее собственную среду. Иногда условно- игровую, иногда более узнаваемую.
Сопоставлением «настоящей» деревни и игры, фактуры и природы отличается проект «Сплетение» Светланы Рязановой и Татьяны Седых .
Несколько кукол и большие «кадры из сказки»- ритмичные фотографии на всю стену, на красном фоне.
И грустно выглядывали из углов тонко сделанные куклы…
Вообще как мне кажется, эта выставка отличается именно более активным использованием огромных фотографий, и как «тыла» и как «действующих лиц». (Правда мелькнула ехидная мысль что при хорошей придумке и умелом фотографе, при таком подходе любая тряпочка может быть подана как явление).
Цветные стены- это очень эффектно, и в то же время требуют или подбора кукол «под них»по цвету или -еще лучше, чего то специально сделанного, такой «кукольной графики». А если она еще и большая- тем лучше!
К сожалению я не досмотрела авторов и концепцию «великанов» (ну- не успела, каюсь), но вот эти картонные смешные , четко-графичные «игрушки» в рост человека- просто здорово. Они добавили и четкости и игры
В этот раз меня больше чем обычно, интересовало общее оформление, экспозиция выставки, «как это сделано». И при локальном цвете огромных выгородок, для разных проектов были применены самые разные приемы. На одном из стендов Александры Кукиновой фоном был «наложенный» серый тон, особенно подчеркнувший благородную сдержанность и утонченность ее кукол.
А классику кукольного искусства, кукол Лопусовой Томской, Ирина Андреевой, Татьяны Баевой поставили перед полосой зеркальной фольги, которая отражала и движение зрителей и огоньки вспышек и мне напоминала дождь за темным окном и освещенные окна дороги, движение электричек .
Пронзительная нотка одиночества.
И тут же рядом- взлетающий фонтан воздушных шаров от галереи Вахтанов. Полет сквозь все времена и обстоятельства. Помните куклу Суок?
Кукла и сказка, кукла и надежда… Кукла и страшная сказка.
Очень впечатляет проект посвященный куклам в фильме Германа «Трудно быть богом».
В нем особенно сильна роль фотостен, фото-пространства.
Вообще конечно говорить о оформлении и о подаче зрелища для зрителя можно бесконечно, потому что это касается в общем то любой куклы, где бы ее не выставляли, в премьерных стенах или в стандартном пластиковом отсеке. . Всегда хочется чем то зацепить, остановить зрителя, заставить его рассмотреть все подробнее . Посмотрите, как интересно например можно обыграть расписную ткань объединяющую весь отсек.
А еще на этой выставке была очень интересная для меня тема. Тандем , дуэт Куклы и Живописи. Но о этом в следующем посте