А еще на Крокус-экспо была очень интересная для меня тема- дуэт Куклы и Живописи. Когда Куклы не спорят с живописными полотнами, не робко стушевываются, но и не красуются на их фоне, а словно ведут какой то общий «мультфильм», свою «историю на двоих».
Это бывает редко, уж больно разные миры, двухмерная плоскость и объемная кукла, да ведь и авторы, как правило у них разные.. Но иногда такой тандем работает и очень сильно. Это сразу же читалось в проекте Юлии Ральниковой и Юрия Негодаева.
Да, и поодиночке эти куклы, и эта живопись очень эффектны, но вместе они создали какой то свое , особое, замкнутое пространство.
Куклы Юлии далеки от литературщины, от словесных задач и описаний, они воздействуют на зрителя в первую очередь чисто пластическими средствами- силуэтом, линиями, пропорциями, а лаконизм цвета подчеркивает декоративную и глубокую живопись за их спинами.
Из того, что я еще успела увидеть (ох, не все!) меня очень обрадовала живопись Павла Николаева.
Медовый, светящийся тон, игра «под старину», ювелирно сделанная (и поэтому незаметная) сложность живописи и вместе с тем какая то «кукольность» , в которой есть и искренность и загадка… она как бы одновременно и детская и взрослая…
Рядом с этим художником были куклы но я их к сожалению и не заметила, настолько обрадовалась встрече со знакомой и любимой живописью.
Можно конечно сделать подачу своих кукол и без всяких дополнительных радостей, построже. Черный фон- наше все. Серым тоже можно. Хотя бывает скучно. Но вот если еще дать тканью, складками или фактурой ритм , то яркие и декоративные куклы на монохроме просто сияют… Это работы Марины Руденко.
Черный фон в принципе вполне оправдан, если работы перетягивают внимание на себя и в оправе не нуждаются. То есть сами по себе как маяк. Вот проект «Мистерия Евгении Еловиковой» .
Общую идею проекта (ну мистерия же!) я честно говоря не поняла. Но стенд нагруженный, много экзотики, общий стиль театрален и ярок.
Я там нашла моих любимых Кокеси- японских деревянных кукол и с изумлением увидела что они оказывается большие! Всегда думала что японские куклы невелики и изящны а такой увесистой «дубинкой» и вразумить можно…если к примеру в мастерскую кукольника какой ни будь грабитель по дури сунется…
Но если серьезно- все время думается (это уже про себя)- как бы сделать так чтоб все таки декорации к куклам были, и были возможными именно для меня. И невольно подмечаю все то что дает какие то идеи. Вот домики и панно.
Подробная тонкая работа, с массой сделанных мелочей . Автор- Ирина Шавво.
Она, как и я, училась когда то на курсах Ольги Рубцовой . Картонаж -прекрасное дело, но они и сами по себе «действующие герои», никак не фон, да и довезти такие объемные вещи куда то далеко так же непросто как и кукол. И проблему фона, цветного «воздуха» кукол, картонажные домики к сожалению не решат. Роспись на тканях- отличный ход, хотя может запросто переиграть кукол. Вот автора не спросила, а какой платочек! Прямо хоть на занавес к кукольному спектаклю!
А попытаться сделать самой полновесный живописный задник, или серьезную декоративную картину под своих кукол я почему то не смею. Пока больше по тряпочкам…
Хотя работа с тканью вокруг кукол таит в себе массу возможностей, и это тоже было видно на Крокусе. И о этом- в следующем посте…