Недавно
"Грозный-Информ" опубликовал новость о том, что две семьи, враждовавшие 9 лет. Их примеры последовали еще 2 семейства простили друг друга.
Из статьи на вики о вайнахских адатах:
"Согласно исследованию учёных, к началу XIX века союзы тейпов (тукхумы) имели каждый свой свод адатов. По общим правилам гражданские дела разбирались на основе шариата, а уголовные на основе адата.
Также возможно разделить, например, чеченский народ на две основных категории по степени восприятия адатов и шариата (как противоборствующих правовых систем): равнинные тейпы и горские тейпы (тейпы Ичкерии - исторической горной местности на стыке границ Дагестана и Чеченской республики). При этом выяснится, что горские тукхумы являются менее исламизированными в вопросах исторического правового поля, так как ислам проник в их культуру значительно позже, чем его восприняли равнинные тейпы - разница составляет, по примерным оценкам историков, 150 лет.
Адаты народов вайнахской группы были задокументированы в XIX веке на русском языке, и изданы в 1882 году. Согласно некоторым мнениям, данные своды законов были более жесткими, нежели законы других, не-вайнахских народов, так как испытали на себе сильное влияние норм поведения и правил княжеских адатов Надтеречья.
Швейцарская газета Le Temps отмечала, что, с точки зрения европейца, чеченский адат "стоит в республике выше конституции".
Вот определение адатов с
Чечняфри.ру:
"Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения - с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне".
Там же даются ссылки на статью, опубликованную в газете чеченской диаспоры "Даймехкан аз" ("Голос Отчизны"), цитаты чеченского ученого-этнографа Саида-Магомеда Хасиева. Он говорит, что традиционные и горско-языческие адаты совершенно непохожи. Он приводит в пример легенды, которые хорошо иллюстрируют разницу этих двух видов адатов. "Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль - на этом пути можно творить добро", - говорит Хасиев.
Мне кажется, адаты нам по духу ближе, хотя не могу же я за всех говорить... Мусульманское смирение и мусульманская же жестокость при расправе над согрешившим - это как-то... не то, что адаты делали, при том, что системы "преступление-наказание" вполне схожи, и законы о морали есть и там, и там. Минусом адатов можно считать то, что там многое зависит от наличия у обиженного родственников, причем именно мужского пола. Если таковых нет, варианты решения присутствуют, но результат будет лучше в случае в сильными и адеквартродственниками.
Традиционные адаты мудрее, миролюбивее, человечнее. По традиционным адатам женщину убивать нельзя. По горско-языческим - очень даже можно. В исламе женщину убивать тоже очень даже можно. Про злоупотребления в исламе и плачевные последствия от них для мусульманок написаны книги и сняты фильмы, например, основанные на реальных событиях книга
"Сожженная заживо", фильм
"Забрасывая камнями". Я не против ислама, но убивать женщин просто потому, что они беззащитны по определению (по определенным в обществе нормам) - это не просто низко, это первосортный грех.
Возвращаясь к новости: замечательно, что эти семьи нашли в себе силы двигаться дальше, но без адатов расплата обидчиков была бы иной, цена прощения была бы для пострадавших иной.