Или кто такой истинный чеченец.
1.Главной целью и смыслом жизни чеченца является служение своему народу (Къам), своему Отечеству (Даймохк).Интересы народа и Отечества для него всегда выше интересов своего тейпа, рода ,фамилии.
2.Высшим проявлением служения чеченца является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для чеченца, чем жизнь в бесчестии и позоре.
3.В служении Отечеству чеченец имеет право заниматься любым видом деятельности, кроме тех, которые могут заставить его поступиться принципами кодекса чести или уронить личное достоинство.
4.Созидательный труд не только не унижает, а наоборот, возвышает достоинство чеченца. Труд во благо Отечества в мирное время является таким же долгом , как и защита своей страны во время войны.
5.Если чеченец служит в силу обстоятельств интересам одного человека или группы людей, то в случае, когда они приходят в противоречия с интересами народа, он должен встать на защиту интересов народа. И для того, чтобы не стать клятвопреступником, он не должен присягать никому, кроме Отечества.
6.Чеченец должен быть готов к смерти каждое мгновение, ибо нет ничего вечного в этом мире. Он должен помнить о том, что для него есть понятия, которые дороже жизни: Отечество, личное достоинство и честь. Но къонах не должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу, так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.
7.Главным качеством чеченца является выдержка. В ней проявляются истинное мужество и умение управлять собой и ситуацией. Бездумная храбрость-это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни свой, ни чужой жизни. Выдержка чеченца - это умение знающего, осознанный шаг на встречу смерти, если иное противоречит интересам Отечества, несовместимо с кодексом чести или личным достоинством.
8.Чеченец должен быть скромным в жизни , в быту, в общественных делах. Ум, мужество, деяния чеченца должны оценить, прежде всего окружающие.Но даже субъективность этой оценки не даёт ему повода восхвалять себя самого.
9.Чеченец всегда отвечает за свои слова и поступки. Он всегда выполняет данное им другим людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни ,не нарушает данной им клятвы.
11.Главным богатством Чеченца являются его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести вновь ,однажды утратив, но утраченная честь поруганное обретаются вновь лишь через достойную смерть.
12.Чеченцу не противопоказано накопление богатства. Накопленное праведным путём богатства къонаха может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и Отечества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие качества любого человека, так же, как и расточительность-разорить самого богатого человека. Щедрость же приумножает не только славу чеченца, но и его благосостояние.
13.Чеченец не должен посягать на личное достоинство и честь других людей, так же как и на чужую собственность. При этом он должен быть снисходительным к слабостям и ошибкам других людей, но требовательным к самому себе.
14. Чеченец обязан бережно хранить лучшие традиции своей фамилии, помнить своих предков, уважительно относится к их прошлому и к истории своего народа.
15. Чеченец должен постоянно оттачивать свой ум, постигать мудрость и опыт мудрейших, изучать науки, дающие ключ к познанию мира, так как только через знания можно прийти к истинной вере и постижению справедливости.
16. Истинная вера и справедливость являются высшей духовной целью чеченца. в религиозных делах къонах руководствуется постулатом ислама: "Нет принуждения в религии". Он терпимо относится к представителям других религий, не навязывает силой и принуждением им своих взглядов или образа жизни.
17. Чеченец должен быть скромным в религиозных делах. Он никогда не подчёркивает своей религиозности, не подменяет истинной веры внешней формой.
18. Справедливость - единственная мера в отношении чеченца к окружающему миру и людям. Он должен быть справедливым по отношению к другим людям так же, как и по отношению к себе.
19. Благодарность так же является чертой благородного человека. Сделанное ему добро чеченец должен возмещать многократно. Сам же он не ждёт благодарности за содеянное добро.
20. В общении с людьми чеченец должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным, не зависимо от их социального статуса или возраста.
21. Чеченец с уважением и почтением относится к женщине. Он никогда, ни при каких обстоятельствах, не позволит оскорбить и унизить её, ни себе, ни другим. Честь и достоинство женщине для чеченца священны.
22. Чеченец должен уметь не только отстаивать свою правоту словом и делом, но и выслушать противоположную сторону, согласиться с её мнением, если она права. Уступить в ссоре или споре более слабому противнику является не трусостью, а проявлением благородства.
23. Чеченец должен быть милосердным к слабым и немощным. Он должен относится с состраданием не только к людям, но и к животным, которые не имеют разума, и не могут оградить себя от человеческой жестокости.
24. Чеченец с состраданием относится ко всему живому. никогда без необходимости не срубит дерева, не причинит вреда ни одному живому существу.
25. Чеченец должен мужественно переносить все тяготы жизни, выпавшие на его долю, в том числе и физические страдания.
26. Чеченец должен достойно вести себя и в веселье, и в печали. В любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.
27. Жизнь чеченца должна быть образцом высокой нравственности, мудрости и мужества для юного поколения. Передача более молодым своего жизненного и ратного опыта я является нравственным долгом чеченца.
28. Чеченец должен уважать и почитать своих родителей, заботиться о них, обеспечивать их старость.
29. В своей семье чеченец должен быть таким же справедливым, как и в обществе. И в наказании, и в поощрении он должен быть равным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи. Если женщина совершила такой поступок, за который её можно ударить, то ей нужно дать развод.
30. В дружбе чеченец должен быть верным и преданным. Защищая своего друга, чеченец не должен щадить своей жизни. Чеченец познаётся в дружбе, и во вражде.
31. Чеченец проявляет по отношению к врагу такое же благородство, как и по отношению к остальным людям.
32. Чеченец не должен применять оружие против безоружного врага. Тяжело раненному врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.
33. Чеченец должен по возможности избегать поединка с более слабым противником, так как любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и быть снисходительным к нему.
34. Чеченец не должен уклоняться от боя с сильным противником. Но он должен всегда предпочитать мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному достоинству.
35. Закон гостеприимства для чеченца священ. Чеченец, не сумевший защитить своего гостя, обречён на позор и презрение. Поэтому жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни. но он не несёт ответственности за гостя совершившего преступление.
36. При посещении чужих стран и народов чеченец должен уважать их законы и традиции, так как в этом случае он представляет не только себя, но и свой народ.
37. Чеченец в течение всей жизни должен заниматься совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы служить своему народу с максимальной пользой.
38. Чеченец должен регулярно заниматься упражнениями, закаляющими его тело, упражняться с различными видами оружия, чтобы в случае необходимости достойно защитить Отечество и свою честь.
39. Чеченец с уважением относится к своему оружию, чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не применяет его ради наживи или неправедного дела.
40. Смерть чеченца должна быть такой же достойной, как и его жизнь.