"Хочу строго предупредить вас о том, что Символ (веры) не должен быть записан, поскольку вам предстоит его возвратить (т.е. зачитать вслух при крещении). Однако пусть никто не записывает! По какой причине? Мы так приняли, что он не должен быть записан. Но что же делать? Запомнить. Однако ты говоришь мне: "Как его можно запомнить, если он не будет записан"? - Тем легче его можно запомнить, если он не будет записан. Ведь над тем, что ты запишешь, ты не станешь размышлять ежедневно, будучи успокоен возможностью перечитать снова. А о том, что ты не запишешь, ты станешь вспоминать каждый день из опасения забыть." (св. Амвросий Медиоланский. Объяснение Символа веры // св. Амвросий Медиоланский т.1. М., 2012, с. 177).
+++
Чем меньше посторонних мыслей,тем лучше запоминание душеполезного.
Прямой путь к чистоте разума,начинается со стремления отказаться от всего ненужного,заполнившего память.
Под действием Благодати Святаго Духа,посредством участия в Таинствах Христовых,происходит полное очищение,или настолько,насколько человек сам того желает.
Затем он волен наполнить свой чистый сосуд.
Святитель Иоанн Златоуст:
"ПО НАСТОЯЩЕМУ, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа. “Утешитель же, Дух Святый, - сказал Он им, - напомнит вам все.” (Ин. 14:26).