Бешеной собаке - семь вёрст не крюк, поэтому не всегда прямая, соединяющая две точки на карте, является самой короткой. Если не опускаться до слепого подчинения навигатору и проявить дерзость, то можно поехать из Москвы в Юхнов не по Киевской или Калужской трассе, а по Ленинградке. Тогда на пути окажутся Тверь, Торжок, Осташков, Пено, Ржев и Вязьма. Зачем? Нет, не для того, чтобы мучить вас архитектурными подробностями этого путешествия. Просто работы Ольги Сергеевны Францкевич, которые участвовали в выставке «Суровая нитка», привозила из Твери я. Вот и решила отвезти их ей лично, а не отправлять через Комитет по культуре в Твери.
В предыдущих постах о «Суровой нитке» и в материалах на сайте www.voenternet.ru я уже не раз упоминала о работах Ольги Францкевич. Немножко повторюсь, чтобы было понятно.
Детство О.С. Францкевич прошло в Белоруссии под Витебском. В 1941 году территория была оккупирована фашистами. В лесах развернулось партизанское движение. Отец Ольги Сергеевны Куприн Сергей Гаврилович был расстрелян немцами 29 декабря 1943 года на глазах у 6-летней дочери. Ольгу с сестрой вместе с бабушкой и соседских детей бросили в телегу и повезли в лес. Спас их немец, но не «каратель в черной форме», как вспоминает Ольга, а немец в зеленой одежде. Он стегнул лошадь и направил её по другой лесной дороге. Две зимы женщины с детьми скитались по лесам. Видели сожженные деревни, повешенных за пособничество партизанам жителей, риги, наполненные обгоревшими трупами. Однажды увидев фильм Элема Климова, я больше уже никогда не смогла бы смотреть эти ужасные кадры, хотя знаю, что в фильме никого не убивали и не жгли. С 1941 по 1944 год Ольга видела такое часто и воочию. За это время она ни разу не ночевала в теплом доме под крышей. И теперь война - постоянная тема её работ. Свои огромные, иногда больше человеческого роста композиции, она вышивает на мешковине ковровой иглой.
«Победитель» - так она в детстве представляла возвращение отца с фронта. Высота работы 190 см.
«Память» - это эпопея, как она говорит. Не поленитесь рассмотреть - здесь слева сцена расстрела отца, за которой наблюдает бабушка с четырьмя детьми, и костёр, на котором его сожгли потом, а справа - две мамы, идущие в разведку, наверху - Победа.
Ольга Сергеевна сама придумывает и рисует композиции. Рисовать она никогда не училась, хотя уже в детстве педагоги заметили незаурядные способности у девочки. Но мама заболела, и по окончании семилетки (уже после войны), Ольге пришлось начать работать в совхозе на ферме. Я видела рисунки новых работ - делается небольшой эскиз на бумаге, а затем на мешковине черным маркером, жестко и уверенно ищется форма каждой фигуры. Я постеснялась попросить разрешения сфотографировать фрагмент такого рисунка - но это уверенная кухня художника.
«65 лет спустя»
«Последний бой»
Ну что я все о войне? Ольга Сергеевна уже давно живет в Тверской области. Дом стоит на берегу озера Пено. Прямо за баней - песчаный пляж и длинный мелкий плёс - отличное купание для детишек. Живет сейчас одна, но в окрестностях есть две дочери, пять внуков и правнуки.
Хозяйка дома поет в хоре, помогает дочерям и внукам, рисует, вышивает и пишет стихи - о войне, о счастье жить на земле, и даже детские. С хором объездила всю Тверскую область - веселый, публичный, живой человек.
Только ноги и руки вот уже болят, утром трудно заставить их ходить - много они поработали на своём веку.
Это ковер над диваном.
«Я - простая баба», - говорит она про себя. И вышивает огромные автопортреты.
Сфотографировать себя не дала - мол, раньше я была краше, подарила старую фотографию и книжки со стихами. Простите за несвойственную мне патетику, но я никак не могу выйти из-под впечатления от этой встречи.
Материал из тверской прессы