Не так давно Леонид Волков постил запись про новый проект общественных велосипедов в Нью Йорке:
http://leonwolf.livejournal.com/410296.html Если кратко - на вел крепится коробка с GPS, которая свои координаты передает в сеть. Пользователь с помощью мобильника эти велы может видеть, разблокировать и ездить на них (первые полчаса - бесплатно). Плюсы - не нужна инфраструктура (спецпарковки) и публичные велы более равномерно распределены по городу.
Однако помимо очевидных минусов (надо иметь мобильник с специальным приложением, при большом спросе вел могут занять еще до того как вы до него дойдете), изучение сайта показало забавную вещь - при такой "дешевой" организации публичных велосипедов один вел обходится в 1000 баксов. А в "дорогом" варианте, с инфраструктурой, как в Парижах - от двух до трех тысяч.
С другой стороны - идем на сайт Сибвелз и убеждаемся что при покупке партии ценой от 500 000 рублей стоимость односкоростного ригида "Сибирь" - примерно 3000р.
Соответственно если каким то образом собрать всего чуть больше 600 000 рублей можно закупить ~200 (!) велов. "Всего" - потому что в масштабах населенного пункта это немного. Краевые чиновники легко берут себе за бюджетные деньги авто стоимостью 3 миллиона (это 1000 велосипедов, если мерить в попугаях).
Если собирать с волонтёров то это 600 человек по тысяче или 60 по десять тысяч.
Можно ли это собрать в масштабах города? Страны? А если со страны то какой город осчастливить этим проектом? Если размазать партию по нескольким городам то это не даст необходимого качественного изменения сознания людей.
Если мы посмотрим, к примеру шестьсоттысячный Хабаровск то 200 велов это по три тысячи человек на велосипед. Даже откидывая младенцев, стариков, водителей авто и тех кто принципиально не умеет ездить на двух колёсах это дофига. Я бы сказал что оптимально было бы внедрить этот проект в городе населением около 100-150 тысяч человек. В таком случае один вел будет приходиться на ~600 человек. Скажете всё равно дофига? А какую долю времени вы обычно проводите в пути на велосипеде? Я думаю пару часов в день. В моем случае - около часа в день. То есть мой вел более 90% времени тупо стоит на парковке. При таких соотношениях разделяемые ресурсы неимоверно рулят.
В качестве целей проекта можно определить как улучшение экологии, так и повышение туристической привлекательности города. Такой проект можно было бы реализовать, допустим, в Находке или другом небольшом приморском городе (хотя я тут поговорил как раз с человеком который катает в Находке, он говорит для односкоростного вела рельеф не очень то). Вкупе с другими природоохранными мероприятиями и хорошей уборкой мусора есть шанс получить наконец то незасранное место для отдыха.
Кстати, если реализовать такой проект, допустим, в том же четырнадцатитысячном Байкальске, то на один велосипед будет примерно 70 жителей города :) Это значит что в 90% случаев публичный велосипед будет всегда под рукой. И это, кстати, намного круче чем просто устраивать акции протеста против БЦБК (если что я сам устраивал, так что камень и в мой огород тоже).
Ну и последнее - сломают, растащат, сдадут в металлолом.
Растащат - врядли. Самый большой для меня геморрой это хранить велы. Реально занимают много места и портят вид. И это мне еще на N-ый этаж их таскать не надо. Поэтому я думаю что имея систему доступных общественных велов врядли большое количество народа будет заниматься хернёй.
В металлолом - зависит от порядочности приёмщиков и от реакции властей и общественности. Если за приём велов будут больно бить, то желающих принимать велосипеды не будет.
Сломают - ничто не вечно. С другой стороны сторонники рынка должны быть довольны - кругооборот товаров, типа, оживляет экономику.
Ну и всё это счастье, не забываем, стоит по десять тысяч для шеститдесяти человек. Или по тысяче для шестисот. А всем Хабаровском мы вообще по рублю можем скинуться.