Sep 05, 2011 10:50
(вообще-то "носах").
Грустная история. В дохасидские времена в Восточную Европу попали сидуры с пометками каббалистических каванот школы Аризаля. Кому надо - оценили и стали по ним молиться с каванот. В кругу единомышленников или вообще в одиночку. Но их извод очень сильно отличался от принятого в Европе.
Через поколение-два у этих продвинутых мэнов появились не очень продвинутые последователи, так начался хасидизм. Последователи не использовали каванот - не умея, боясь или им просто запрещали. Но молились они по тому же изводу сидура, что и вождь общины. Чтобы совсем уж не выделяться из народа - и так херемы на голову сыпались - да и из нежелания нарушить вековую традицию Ашкеназа, текст сидура был максимально возможно приведён в соответствие с принятым в Европе, что надо - добавлено, что не надо - убрано. Некоторые ключевые моменты - кадиши в некоторых местах, барху, Ѓоду в начале - были так важны для каванот, что их оставили.
А ещё через поколение-два каванот отвалились даже в сидурах вождей! (Есть исключения, но не частые).
Что осталось? Голый скелет без плоти и души, текст, почти идентичный ашкеназскому, и уже никто не помнит, зачем его вообще изменили. Но все знают: если я хасид, я говорю полукадиш после чтения Торы и начинаю шахарит с Ѓоду.
Форма победила содержание. Формализм, против которого так яростно боролись основатели движения, нанёс ответный удар.
В современном Израиле акценты чуть сместились: "если я религиозный сионист, я начинаю шахарит с Ѓоду", но суть та же.
Рав Кук, кажется, молился по нусаху ашкеназ, но это никого не заботит.
еврейская традиция