Ещё об определении еврейства.
Тут говорится о еврействе как Пардесе. А я бы сказал так:
Если еврейство - это раса:
- это навсегда
- можно быть евреем наполовину или на четверть
- это не зависит от тебя
- это не влияет на твоё поведение, но влияет на отношение к тебе других.
Если еврейство - это национальность:
- полукровка может её выбрать
- можно её сменить (не записываем же мы Энди Уорхола навечно в лемки!)
Если еврейство - это религия:
- в неё можно войти, но из неё нельзя выйти
- нельзя быть "больше или меньше евреем", но можно быть "лучше или хуже евреем"
- это определяет твои поступки
Раньше всё было просто. Для средневекового еврея - только религия. Для нациста - только раса. Для советского еврея - только национальность. А теперь... Даже харедим смешивают религию с расой (сравните шансы на успешное супружество у чистокровных и у геров или полукровок).
А главное - прибавилось новое определение, данное, кажется, Мордехаем Капланом:
Еврейство - это цивилизация:
- это функция поведения
- его границы проницаемы (можно вести себя сегодня как еврей, а завтра - как американец или как вегетарианец)
- его границы расплывчаты (можно сегодня больше проявлять себя как еврей, а завтра - меньше)
- и это определение может перекрываться с другими. Некто может в синагоге вести себя как еврей-религия, а потом на лекции или в летнем лагере - как еврей-цивилизация.
Вот это перекрывание - главный подарок нам от века постмодернизма. Оно и сбивает с толку. А надо всего лишь выяснить целевую аудиторию и понять, в какой из перекрывающихся ипостасей я в этот момент выступаю.
Можно и не перекрываться. Но тогда целевая аудитория будет гораздо меньше, а поскольку даже эта уменьшенная аудитория живёт по нескольким определениям - в ней далеко не до всех удастся достучаться.