La Fille du diable (1946) Анри Декуэна

Jan 06, 2022 19:33

Идеальные фильмы как бриллиант - ослепят блеском, порежут кромкой. Картины с изъяном, сделанные вопреки всем и наперекор судьбе, любить всегда проще. Особенно если они еще недостаточно известны. Мне не нравится термин underrated gem, давно превратившийся в клише, но вот тут он неизбежно всплывает в памяти и кажется уместным.

Знаменитый преступник, ограбивший крупный парижский банк, сбегает с добычей от полиции. Он попадает в провинциальный городок, где Саже (Пьер Френе) принимают за местного жителя Людовика Мерсье, уехавшего 25 лет назад в Америку и ставшего миллионером. Первый эпизод, снятый за пару франков на фоне задымленных картонных задников, вызывает недоумение, что это - отсутствие денег или пародия на американские гангстерские картины? Второй - с безумной поездкой по ночной дороге - слегка удивляет. Третий - герой присваивает биографию погибшего в результате аварии человека - провоцирует ощущение дежа вю, соблазнительно решить, что перед нами стандартный триллер. Тем более что добрый доктор (Фернан Леду) быстро вычисляет, кто его пациент, скрывает от полиции, что рана в руке была пулевой, и приступает к шантажу. И тут начинается самое увлекательное. Врача интересует лишь благополучие родного городка, он берет закон в свои руки и заставляет преступника отдавать деньги на благотворительность (колокол для церкви, оборудование для клиники, стадион). А неуловимый в прошлом гангстер, оказавшись в дружеской обстановке и даже семье, начинает ценить покой, уважение местных обитателей и хочет остаться. Он прекрасно понимает, что окружен в том числе карьеристами, ханжами и лизоблюдами, но его затягивает трясина мирной жизни. Не работает это только с Дочерью дьявола, как прозвали в деревне Изабель (Андре Клеман), дочь известного в прошлом юриста, покрывшего себя позором и повесившегося после обвинения в растрате.

В фильме три очень интересных персонажа, два из которых - доктор и Изабель - особенно необычны. Герой Леду - весьма неоднозначная фигура, с одной стороны, кажется, что он радеет лишь об общем благе, почти святой, бесплатно лечащий неимущих, с другой, Саже сразу видит, что перед ним человек с непомерным честолюбием, который хочет войти в историю как великий врач и филантроп, для которого пациенты важны только как строка в послужном списке. Но это не мешает преступнику, испытывающему искушение убить шантажиста, и эскулапу, готовому принять свою судьбу, еще и подружиться. Девушка же не просто бунтарка без цели, ненавидящая весь мир в силу обстоятельств и желающая умереть (она больна туберкулезом и отказывается от лечения), это стихийное зло, любое благополучное существо является ее персональным врагом, даже не сделав ничего дурного, она должна приносить несчастье другим людям.

Еще одна необычная линия - отношения между Изабель и Саже, человеком, близким ей по духу, которым она восхищалась, но приоритеты которого теперь изменились. Бонни нашла своего Клайда (и они оба это понимают!), но судьба ошибочно разделила их 20 годами жизни, что Саже признает, а Изабель с юношеской бескомпромиссностью отрицает. Несовпадение их точек зрения на то, что следует делать дальше, неизбежно инициирует трагедию. Язвительная безжалостность, с которой Саже развенчивает для Изабель миф о себе, как безупречном герое, пожалуй, самая запоминающаяся сцена фильма. В голливудских картинах подобные эпизоды обычно решались с пафосом, у Декуэна это удивительная смесь горечи, романтики и сатиры. Ну а дальше… Если финал в целом предсказуем, откровенность беспощадного эпилога (в американском кино 40-50х подобный момент был невозможен) поражает вдвойне.

Вердикт. Незаурядный психологический триллер 40-х с 3 выдающимися актерскими работами.

К сожалению, исполнительница главной женской роли Андре Клеман умерла от туберкулеза, которым страдает в этом фильме ее героиня, всего лишь 8 лет спустя, в возрасте 35 лет.

french cinema, cinema, film noir

Previous post Next post
Up